В критериях неизменных конфигураций, происходящих как на рынке, так и снутри организации, более ценной становится способность организации обучаться – стремительно обдумывать изменившийся контекст и адаптироваться к нему лучшим образом.
Самообучающаяся организация – компания, которая повсевременно извлекает ценный опыт из своей работы, деятельности других компаний и рыночных конфигураций в целом, и употребляет его для неизменного совершенствования во всех направлениях собственной деятельности.
Для перевоплощения компании в самообучающуюся не необходимы ни сотки тренингов, ни тыщи консультантов. Настоящая потребность хоть какой компании в обучении на Восемьдесят % может быть удовлетворена за счет собственных сил и средств. Главное что необходимо для этого – управленческая воля Первого лица и познание того как строится самообучающаяся организация.
А строится она на Три главных столпах, которые поддерживают друг дружку:
1) Культура самообучения
Если Вы желаете выстроить самообучающуюся компанию, то тогда обучение должно стать ценностью № Один в компании. Это значит, что при подборе новых служащих в компанию будет оцениваться сначала их склонность и рвение к неизменному обучению и развитию. Любые собрания и совещания должны начинаться не с обсуждения денежных результатов, а с обсуждения того, чему за этот период времени научилась компания.
Когда культура самообучения в компании сформирована это значит, что повсевременно учиться там просто нужно. На человека, который проработал весь денек и ничему новенькому не научился глядят косо. А неважно какая беды воспринимается как праздничек, так как несет внутри себя ценный опыт и возможность многому на ней научиться. Не напрасно, к примеру, в неких японских компаниях служащих совершивших ошибку не наказывают, а вознаграждают. Они своими действиями нашли уязвимое место в системе, и благодаря этому компания может лучше, извлечь из этого опыт, чтоб не допускать таких ошибок впредь. Конкретно японская концепция кайзен, содержащая внутри себя идею неизменного обучения и самосовершенствования, отлично реализованная, например, в компании Тоета дозволила японским компаниям совершить в свое время колоссальный рывок и обойти доминирующих на тот момент на авто рынке янки.
2) Система самообучения

Одной культуры самообучения недостаточно и без поддержки организационной системы она не выживет. Под системой самообучения я понимаю взаимосвязанный комплекс организационных и управленческих мер, стимулирующих самообучение.
К таким мерам относятся:

  • Система мотивации – когда бонусная часть зарплаты отчасти ставится в зависимость от обучения
  • Система отчетности – когда менеджеры ежеквартально должны предоставлять отчеты управлению о результатах обучения в их отделах
  • Инструменты самообучения – мастерские свойства, группы Обучения действием, личный и групповой коучинг, институт наставничества, сессии стратегического развития, сценарный способ планирования и т.д. Более известной и продвинутой компанией, удачно применяющей фактически все инструменты самообучения, является компания Shell. Конкретно это позволило ей более гладко, в отличие от других нефтяных гигантов, пройти через многие кризисы и ценовые колебания на рынке. Они заблаговременно исследовали собственный и чужой опыт работы в сложных и кризисных ситуациях, проработали огромное количество сценариев деяния и потому были готовы к самым томным кризисам. Они не стали для их неожиданностью.
  • Создание базы, содержащей внутри себя систематизированный опыт компании, главные познания, решения и способы работы, которым научилась организация.

3) Способности самообучения
Обучаться необходимо уметь. Если вспоминать школу либо институт, то больших фурроров там добивались не те кто вначале знали больше определенный предмет, а те кто умели обучаться. Умение обучаться – способность извлекать наибольший ценный опыт из всего что происходит с человеком.
Кто-то обладает прирожденным умением обучаться, но большинству людей нужно его тренировать. И для этого есть особые способы и приемы. Потому самообучающейся компании нужна система тренингов, направленная на то чтоб учить новых служащих обучаться, демонстрировать им более действенные технологии самообучения и тренировать их до уровня навыка.
Развитие самообучающейся компании должно быть целостным, другими словами включать в себя все три компонента – культуру, систему и способности. Они поддерживают друг дружку и позволяют хоть какому бизнесу развиваться взрывными темпами, и при всем этом с наименьшими рисками чем у соперников.