Почти всегда при воззвании компании за кредитом в банк требуется бизнес-план. На тему бизнес-планирования написано огромное количество книжек, статей, всяческих инструктивных и методических материалов, но невзирая на это, банки и инвесторы из года в год наблюдают похожие ошибки в подготовке бизнес-планов. Более того, часто случаются довольно смешные ситуации, когда один и тот же бизнес-план, в каком изменяется только заглавие предприятия-инициатора проекта, приносят на рассмотрение по пару раз.
Как следствие, бизнес потенциального заемщика может остаться без финансирования, а деловые дела с банком либо инвестором могут испортиться, потому что с позиции кредиторов плохой и безграмотный бизнес-план свидетельствует об отсутствии опыта и невозможности воплотить собственный проект. Естественно, сотрудники банка могут выступить в роли консультанта и дать подсказку, как лучше сделать, но это касается корректировки отдельных моментов. В целом высококачественный анализ ситуации вначале должен исходить от предпринимателя.
Попробуем дать некие советы для среднего и малого бизнеса о том, как избежать обычных ошибок, чтоб бизнес-план из принципиального документа автоматом не перевоплотился в макулатуру.
Не относитесь к бизнес-плану как к формальности
Часто зачинатели финансирования почему-либо задумываются, что бизнес-план — это полная формальность. Типо можно скачать из веба некий эталон, «типовой бизнес-план», поменять в нем заглавие предприятия и предоставить в таком виде финансирующей стороне. Это ошибка. Так как бизнес-план — это документ, отображающий видение зачинателем процесса становления его бизнеса, его «дорожная карта». Зачинателю нужно представить свою позицию относительно развития бизнеса и поэтому следует интенсивно участвовать в его разработке.
В контексте вышеперечисленного нередко наблюдаются две крайности: когда разработкой бизнес-плана занимаются только сотрудники предприятия, которое инициирует финансирование, либо это доверено только работникам специализированных компаний по разработке бизнес-планов. В первом случае сам документ часто имеет огромное количество ошибок, о которых более детально побеседуем дальше. При другой крайности документ, обычно, не содержит грубых ошибок и просчетов (если квалификация разработчиков достаточная), но часто такие бизнес-планы очень далеки от правды и поэтому изредка воплощаются в жизнь. Дело в том, что видение посторонним разработчиком бизнес-плана (даже самым квалифицированным) не всегда совпадает с реальными критериями ведения бизнеса, в каких работает зачинатель проекта. А конкретно познание и отображение этих моментов в бизнес-плане являются одними из основополагающих частей бизнес-планирования.
И еще следует держать в голове, что не бывает «типовых бизнес-планов», так же как не встречается схожих людей и ситуаций. Часто два магазина, которые ведут торговлю схожим ассортиментом и находятся на расстоянии Двести метров друг от друга, имеют полностью обратные характеристики деятельности. Что уж гласить о целых производствах, которые, по воззрению создателей «типовых бизнес-планов», могут с схожей эффективностью существовать в различных городках.
Не стоит неосмысленно составлять бизнес-план по книжкам, учебникам и методическим указаниям

Все без исключения действующие и всемирно известные методики бизнес-планирования, как, к примеру, методики Евро банка реконструкции и развития и UNIDO, носят рекомендационный нрав и позволяют делать отличия с целью более правильного описания ситуации. Не говоря уже о книжках и учебниках по бизнес-планированию, в каких изложена чисто авторская позиция. К огорчению, на российском рынке сильно много забугорной литературы по бизнес-планированию, переведенной на российский язык, но не приспособленной к нашим условиям. Даже если книжка написана русским создателем, в ней часто берутся за базу те же неадаптированные труды забугорных финансистов. Очень удивительно, что люди, изучающие бизнес-планирование, больше доверяют забугорным создателям, не задумаюсь о том, что деловая, правовая и макроэкономическая среда Лондона либо Нью-Йорка очень отличается от Москвы и тем паче русских регионов. Потому беря за базу труды либо методологии забугорных создателей, не следует наобум делать указания — заместо этого проецируйте советы создателя на вашу определенную ситуацию с учетом всех законодательных, макроэкономических, рыночных, географических, демографических и многих других причин, соответствующих для Рф и для вашего региона.
Все расчеты должны быть доказаны
Часто разработчики бизнес-планов предоставляют денежные характеристики, которые не имеют оснований, поточнее, основаны на фантазиях создателей. На вопрос инвестора либо сотрудника банка: «Почему суммы конкретно такие, почему обозначено 100 млн руб., а не Девяносто 5 млн руб. либо не 107,3 млн руб.?» — не всегда можно услышать вразумительный ответ. Потому все расчеты и все начальные данные должны быть доказаны при помощи договоров, других документов, статистических данных, рекламных исследовательских работ, отраслевых норм и т. д. Таковой подход дозволит для вас заслужить лояльность финансирующей стороны и склонить ее на свою сторону.
Опасайтесь дисбаланса разделов бизнес-плана
Очень нередко разработкой бизнес-плана занимаются узенькие спецы, к примеру, рекламщики либо финансисты, хотя работа над документом должна носить полный нрав и заниматься ей следует группе экспертов. По другому в итоге такового одностороннего подхода бизнес-план будет содержать суровый дисбаланс разделов. Для примера: в нем могут быть не учтены техно сторона реализации вкладывательного проекта, аспекты налогообложения либо финансирования, очень раздута рекламная часть либо, напротив, очень много внимания уделено денежному плану, а характеристики толики рынка и прогнозный показатель реализации продукции завышен. Как следует, ценность такового бизнес-плана равна нулю.
Беспристрастно оценивайте перспективы бизнеса
Многие разработчики бизнес-планов очень оптимистично оценивают бизнес, в особенности нередко это случается, если заказчик сам просит приукрасить реальность и «нарисовать отличные цифры». Это большая ошибка: во-1-х, так как финансирующая сторона имеет опыт оценки бизнес-планов, а любые пробы одурачить завершаются плохо для зачинателя проекта, а во-2-х, так как при указании «красивых цифр» нередко пропадает правда и бизнес-план становится нерабочей макулатурой заместо инструмента построения бизнеса. Потому следует трезво оценивать собственные перспективы и отражать их с объективно-пессимистической стороны.
Следует повсевременно улучшать бизнес-план
Написав один раз неплохой бизнес-план и находясь в процессе реализации проекта на его основании, не следует на этом останавливаться. Бизнес-план должен совершенствоваться относительно макроокружения, так как изменяется конъюнктура рынка, законодательство, цена ресурсов и т. д. И с учетом этих конфигураций следует правильно корригировать бизнес-план, так как конкретно в таком случае можно добиться наибольшего эффекта и не погубить вначале отлично реализуемый проект.
Дмитрий Карнеев —председатель правления банка «Хованский»; эксперт«Форбс»