7 ошибок при продаже бизнеса

Партнер адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» о том, какой контракт купли-продажи лучше не подписывать.

Бизнес — это продукт. Но продукт очень специфичный, что безизбежно сказывается на договоре, по которому он продается.
Жизнь указывает, что большая часть хозяев бизнеса, решивших его реализовать, оказываются не готовы к совершению данной сделки. Такая неготовность, обычно, выявляется после их ознакомления с проектом контракта купли-продажи, который составили юристы покупателя. Последние, преследуя цель наибольшей защиты интересов собственного клиента, включают в текст контракта раздел «Заверения и гарантии», также положения об ответственности за их нарушение. Практика свидетельствует, что подавляющее большая часть переговоров срывается из-за того, что стороны не смогли придти к согласию конкретно по этим самым «заверениям и гарантиям».

Что все-таки в их такового ужасного?

Давайте разглядим отдельные (самые обычные) примеры таких критерий и последствий для хозяев бизнеса, которые согласились на включение этих положений в контракт.

Условие о рассрочке платежа

Позиция покупателя состоит в том, что цена приобретаемого бизнеса оплачивается не сходу, а частями. При всем этом любая следующая часть оплачивается при пришествии определенных критерий (к примеру, при определенных денежных показателях компании). Оплата же последней части вообщем откладывается до истечения периода, в течение которого к приобретаемой компании могут быть предъявлены требования либо иски третьих лиц. По закону этот период именуется сроком исковой давности, он составляет три года. Как вариант торговцу предлагается выдать в пользу покупателя банковскую гарантию, которая в случае покупки «проблемного» бизнеса сумеет обеспечить возврат всех денег приобретателю.

Совсем разумеется, что в интересах торговца не соглашаться с такими критериями. Причина в том, что после заключения сделки клиент, обычно, меняет команду менеджеров. После чего достижение плановых характеристик (и, соответственно, получение торговцем очередных платежей) находится в зависимости от действий служащих, которых торговец не назначал и в компетентности которых не уверен.

Практически в этих критериях принятие решения «платить либо не платить» зависит только от покупателя, что очевидно неоправданно сдвигает баланс интересов в пользу последнего. Компромиссный вариант тут — сохранение главных позиций старенького менеджмента в так именуемый переходный период. А что касается срока исковой давности, то готовы ли вы в критериях русской экономики ожидать средств три года? Вопрос риторический.

Здесь еще есть один нюанс. Если в течение обозначенного срока продаваемой компании будет предъявлен иск, то защищать интересы бизнеса будут юристы, которых наймет клиент, а не торговец (вобщем, в договоре можно обмолвить другое, но эту договоренность будет трудно воплотить в неких случаях). И в этих критериях у покупателя нет стимула всеполноценно сопротивляться предъявленному иску. Просто так как в случае проигрыша он компенсирует свои утраты за счет отказа платить торговцу оставшуюся сумму.

Обещание вести бизнес честно

Хоть какой человек, мало-мальски знакомый с русскими реалиями, соображает неразумность таких обещаний. Вопрос о способности ведения бизнеса в Рф полностью без нарушений, к огорчению, также носит риторический нрав. Ситуация осложняется еще тем, что если что-то было в Рф легитимным вчера, то совсем не непременно, что оно будет в ней легитимным и завтра (за примерами смены представления властей относительно законности т. н. оптимизации налогообложения далековато ходить не нужно). Соответственно, согласие на данную гарантию в договоре практически будет означать добровольческий отказ торговца от средств за проданный бизнес. Ведь тот, кто вожделеет отыскать нарушения в ведении коммерческой деятельности предприятия в русской реальности, просто обречен на фуррор.

Отсутствие неучтенных обязанностей

Полностью понятное требование покупателя может быть без опасения выполнено торговцем исключительно в случае, если последний уверен в лояльности и порядочности собственных топ-менеджеров, обладавших возможностями на совершение соответственных сделок в «прогарантированный» период. Но люди с возрастом изменяются… И, не дай боже, вы плохо расстались с кем-либо из обозначенных лиц. Тогда ничто не мешает бывшему директору по требованию покупателя и «за долю малую» (которую, как он считает, торговец остался ему должен) подписать вексель либо контракт от имени проданной вами компании. Вот для вас и нарушение, и повод не платить! И не стоит наивно мыслить, что вас выручит отсутствие у бывшего «топа» печати компании, которую он ранее возглавлял. По закону печать не является неотклонимым реквизитом сделки, потому последняя реальна и без нее (если только наличие печати прямо не предвидено законом либо соглашением сторон).

Отсутствие задолженности по налогам и сборам

Даже если перед продажей бизнеса на продаваемом вами предприятии удачно закончилась проверка по всем налогам, по закону налоговики (без помощи других либо по неформальной просьбе покупателя) могут провести повторную проверку. В процессе нее может быть найден долг. При этом за период, чистоту которого вы гарантировали, обоснованно делая упор на результаты первой проверки. И не стоит забывать, что сейчас судиться с налоговиками от имени компании будут уже не ваши юристы!

Выход — настаивать на том, чтоб ваши представители участвовали в защите уже проданной вами компании в суде с представителями налоговой службы. Также следует настаивать на том, что нарушением контракта купли-продажи бизнеса является не сам факт предъявления налоговиками (либо другими кредиторами) претензии, а только окончательный проигрыш процесса (к примеру, на уровне Высшего арбитражного суда РФ).

Отсутствие нарушений трудовых прав служащих

Тут все находится в зависимости от штата продаваемой компании (группы компаний). Если идет речь о более либо наименее суровом бизнесе, в каком задействованы пусть даже не тыщи, но уже хотя бы сотки служащих, неоспоримо давать такового рода гарантии само мало неразумно. Вы убеждены в том, что всех служащих, которые работали в принадлежащих для вас компаниях, увольняли верно и что никто из их не подаст соответственный иск в трибунал либо жалобу в трудовую инспекцию? Либо этот иск либо жалоба уже есть, но вы о их просто еще не понимаете, потому что они поданы, к примеру, вчера? Но гарантию-то вы даете сейчас! Другими словами, выдавая такую гарантию, вы уже формально нарушаете контракт.

Решением трудности может стать перечень тех служащих, за отсутствие нарушений трудовых прав которых вы готовы поручиться. Обычно это топ-менеджеры либо главные спецы (время от времени главный технолог на производстве для бизнеса важнее генерального директора).

Сохранение юридической силы обязанностей продаваемых компаний

Смысл получения таковой гарантии для покупателя в том, что он желает приобрести работающий бизнес, а не компанию, контрагенты которой в хоть какой момент могут отрешиться от выполнения заключенных с ней договоров.

Опасность здесь в том, что предсказывать намерения и поведение контрагентов — дело заранее непризнательное. Они, к примеру, могут расторгнуть договор с продаваемой компанией по причинам, лежащим в сфере ответственности самой компании (к примеру, она просрочила поставку либо сдачу работ). А могут предъявить соответственный иск (о расторжении либо о признании недействительным контракта) по выдуманным основаниям (к примеру, пробуют признать недействительным контракт, чтоб не платить либо, как вариант, оттянуть срок платежа на период судебного спора). Но, невзирая на то что иск будет выдуманным, нарушение вами критерий реализации будет совсем реальным (равно как реальными будут и последствия такового нарушения).

Выход, как и в прошлом случае, очевиден: если нет способности не давать такую гарантию, то хотя бы очень ограничить количество гарантируемых сделок только главными договорами для продаваемого бизнеса.

Отсутствие судебных споров

Обычно, покупатели требуют гарантию отсутствия споров, рассматриваемых в судебном либо административном порядке, в отношении компании либо ее активов.

Во-1-х, о таком споре вы на денек подписания контракта сможете и не знать. Даже информация об арбитражных спорах возникает на веб-сайте Высшего арбитражного суда РФ с задержкой. С еще большей задержкой информация о спорах в судах общей юрисдикции возникает на веб-сайте Гос автоматической системы правосудия, а о наличии в отношении вас административного разбирательства вы, вероятнее всего, узнаете только после получения бумаги от соответственного административного органа. Разве что ваши сотрудники раз в день «мониторят» вышеуказанные веб-сайты и веб-сайты госорганов, которые могут привлечь вашу компанию к административной ответственности (в чем я очень сомневаюсь).

Во-2-х, никто не гарантирует, что таковой спор не появится завтра.

В-3-х, таковой спор может инициировать и сам клиент через третьих лиц, чтоб искусственно сделать ситуацию с нарушением вами контракта и применить к для вас надлежащие санкции.

Если уклониться от выдачи таковой гарантии не удалось, следует устанавливать на нее т. н. фильтры. К примеру, указывать, что в этом случае идет речь о гарантиях в отношении споров в отношении активов ценой не ниже суммы Х либо споров на сумму не ниже суммы Y, также ограничивать временные рамки появления таких споров.

Вячеслав Ушкалов — партнер адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры», эксперт журнальчика "Форбс"