Ученые сходятся во мировоззрении, что одним из основных свойств, отличающих человека от животного, является способность к анализу и синтезу. Как следует, развивая эту способность, мы сможем решать задачки более осмысленно, пореже ошибаться. Так что все-таки это за такие принципиальные возможности человека разумного? Откуда они взялись и как их развивать?

Что такое анализ и синтез – может разъяснить каждый. Анализ – это разложение исследуемого объекта либо явления на составные части. Синтез – процесс соединения разрозненных вещей либо понятий в единое целое. Все понятно и не понятно сразу, не правда ли? Понятно, что можно что угодно разломать, как ребенок игрушку, и даже попробовать склеить все назад. Не понятно, для чего это нужно, почему даже малыши этим подсознательно занимаются, и как это хорошо, а не интуитивно, делать.

Потому давайте начнем разбираться с этими базисными функциями людского мышления с самого начала – с каменного века.

Два метода людского мышления

Дэн Роам, создатель книжки «Бла-бла-бла, либо что делать, когда слова не работают», разъясняет появление у человека возможности к анализу и синтезу последующим образом:

«На протяжении всей истории людского развития наша способность мыслить развивалась сразу в 2-ух разных направлениях. 1-ое подразумевало исследование мира как огромного количества маленьких составляющих, тогда как 2-ое — взор на мир как единое целое.

1-ое направление мышления полезно, потому что если мы лицезреем мир как совокупа личных частей, то можем избрать отдельные вещи, чтоб сфокусироваться на их. Для охотника типа Оога это означало, что он мог сконцентрироваться на добыче, не отвлекаясь на все другое.

Нехорошая новость, но, в том, что, пока Оог концентрировался на добыче, он не лицезрел, как сзади к нему подкрадывается лев. И тут ему на помощь приходил 2-ой путь мышления. Оог обладал периферийным видением (и подвижными очами), что позволяло ему созидать мир полностью и отмечать более значимые изменения…

Кое-где в этой эволюционной цепочке способность двойного видения стала так нужной (хотя при всем этом и накладной исходя из убеждений потребляемой энергии), что два полушария нашего «думающего» головного мозга разделили разные задачки меж собой.

Как гласит невролог Джон Медина в собственной расчудесной книжке «Brain Rules» («Правила мозга»), «мозг можно условно поделить на два полушария с неравномерно распределенными функциями». Хотя оба полушария и соединяли воединыжды большая часть функций, все они же специализировались (при этом обилием методов) на поддержании или целостного, или частичного ви?дения».

Оказывается, наша способность к анализу и синтезу впрямую связана с разделением функций меж левым и правым полушариями. Как мы знаем, у неких людей лучше развита работа левого полушария («аналитики»), а у кого-либо – правого («творческие личности»). Конечно, приведенные в скобках определения условны, потому они обрамлены кавычками.

Как следует, у кого-либо лучше выходит рассматривать задачи, раскладывать все на маленькие составные части, а кто-то предпочитает принимать картину полностью, полагаться на интуицию и свое воображение.

Дэн Роам объясняет: «Баланс в целом стабилен. Потому что в процессе развития наш мозг осознавал, что для него идиентично небезопасно концентрироваться на деталях, запамятывая об общей картине, либо, напротив, мыслить только об общей картине, он подсознательно противостоял хоть каким попыткам нарушить баланс.

Но баланс может быть нарушен. Если мы проводим очень много времени, изучая целостный образ, то теряем из виду элементы, из которых он состоит. Обычно такое состояние именуется «витать в облаках».

Баланс может сместиться и в другом направлении. Если мы уделяем очень много внимания деталям, то можем утратить из виду целую картину. Это именуется «не созидать леса за деревьями»».

Так что, и первым, и вторым стоит улучшать свои способности анализа и синтеза, чтоб стать более гармонической личностью. Надеюсь, для вас в этом поможет приведенная ниже модель.

Модель Кайзер-IDEO

Компания Кайзер в сотрудничестве с инноваторским центром IDEO в Две тыщи четыре году разработала приятную модель, которая указывает, как хорошо воспользоваться нашим прирожденным навыком анализа и синтеза. Вначале она создавалась с целью обрисовать процесс внедрения анализа и синтеза в дизайне. Но она полностью применима к хоть каким другим областям людской деятельности.

Эта модель организована в форме матрицы два на два. Левые сектора представляют процесс анализа, правые – синтеза. Нижние сектора – область действительности, имеющихся объектов, явлений и концепций. Верхние сектора – абстрактная область, то, что мы воображаем и обсуждаем.

Путь инноваторского мышления пролегает от нижнего левого угла через верхние сектора к нижнему правому. В итоге этого пути рождается новенькая модель, продукт, стратегия, что угодно.

Эта четырехфазная модель позволяет системно использовать способности анализа и синтеза. Она разъясняет, когда и как мы перебегаем от анализа к синтезу.

Приведенная ниже инноваторская модель Виджая Кумара может служить примером, объясняющим, как эта абстрактная модель мышления работает в бизнесе.

Фортуны для вас в совершенствовании способностей анализа и синтеза!

Ира Толмачёва — "Фуррор"