Анализ вкладывательных проектов в критериях инфляции

Инфляция приводит не только лишь к переоценке денежных результатов воплощения проекта, да и к изменению самого плана реализации проекта: планируемых величин припасов и задолженностей, нужных заемных средств и даже объема производства и продаж. В вкладывательном анализе воздействие инфляции может быть учтено корректировкой на индекс инфляции либо будущих поступлений, либо коэффициента дисконтирования.
К числу важных экономических категорий относятся «инфляция» и «дефляция».
Инфляция определяется как процесс, характеризующийся увеличением общего уровня цен в экономике либо, что фактически эквивалентно, понижением покупательной возможности средств. Понятием, оборотным инфляции, является
дефляция, т.е. процесс падения цен.

Инфляция может проявляться, во-1-х, в переполнении сферы воззвания картонными средствами вследствие их лишнего выпуска; во-2-х, в сокращении товарной массы в воззвании при постоянном количестве выпущенных средств.

Главные предпосылки инфляционных процессов — нарушение пропорциональности в сфере производства и воззвания, ошибки в политике ценообразования, нерациональная система рассредотачивания государственного дохода и др. Во время инфляции цены на потребительские продукты вырастают резвее, чем растут номинальная зарплата и доходы членов общества.

Основополагающим сущностным признаком инфляции является
рост цен в среднем: не повышение цены какого-то отдельного продукта либо даже группы продуктов, а повышение усредненной цены всей номенклатуры продуктов, избранных в качестве базы сопоставления. Для свойства инфляции в качестве базисной группы объектов, изменение цен которых отслеживается, избран конечный продукт, т.е. потребительские продукты.

В относительно размеренной экономике сразу со понижением цен на одни виды продуктов цены на другие могут возрастать. Рост цен на некий отдельный продукт либо группу продуктов — не непременно проявление инфляции. Итак, об инфляции можно гласить только тогда, когда происходит устойчивое и общее увеличение цен на продукты.

Контроль за конфигурацией цен на отдельные виды продуктов, также на потребительские продукты в целом осуществляется при помощи индексов цен. Индекс — относительный показатель, характеризующий его изменение. Индексы измеряются или в толиках единицы, или в процентах. Есть два главных вида индекса цен:
личный (
i) и общий, либо
агрегатный (
Ip).

Личный индекс цен дает оценку (ретроспективную либо прогнозную) конфигурации цены на отдельный вид продукта, продукции, услуги. Он рассчитывается по формуле

i = p1 / p0,

где p1 — фактическая стоимость в отчетном периоде (или предсказуемая стоимость); p0 — фактическая стоимость в базовом периоде (или стоимость отчетного периода, с которой будет сравниваться прогнозная стоимость).

Агрегатный индекс цен позволяет выполнить подобные расчеты по группе однородных продуктов, продукции, услуг. Употребляется представление индекса цен через товарооборот:

Ip = p1q1 / p0q1

В
числителе формулы — фактический товарооборот отчетного периода в ценах отчетного периода, в
знаменателе — условный товарооборот отчетного периода, но в ценах базового периода. Разность меж числителем и знаменателем указывает воздействие конфигурации цен. Положительная разность как раз и охарактеризовывает воздействие инфляции.

В
вкладывательном анализе воздействие инфляции может быть учтено корректировкой на индекс инфляции либо будущих поступлений, либо коэффициента дисконтирования.

1-ая корректировка является более справедливой, да и более трудозатратной. Сущность ее заключается в
использовании индекса инфляции применительно к валютным потокам вкладывательного проекта. Корректировке подвергаются объем выручки и переменные расходы. При всем этом корректировка может осуществляться с внедрением разных индексов, так как индексы цен на продукцию предприятия и потребляемое им сырье могут значительно отличаться от индекса инфляции.

Более обычной является
методика корректировки коэффициента дисконтирования на индекс инфляции.

Пример 1.
Бизнесмен готов сделать инвестицию исходя из 10% годичных. Это значит, что Один тыс. руб. сначала года и1,1 тыс. руб. в конце года имеют для бизнесмена схожую ценность. Если допустить, что инфляция составляет 5% в год, то чтоб сохранить покупательную цена приобретенного в конце года валютного поступления 1,1 тыс. руб., нужно откорректировать данную величину на индекс инфляции:

1,1 * 1,05 = 1,155 тыс. руб.

Таким макаром, связь меж номинальной и реальной дисконтными ставками можно представить в виде последующей модели:

1 + rном = (1 + r) * (1 + i)

где rном — номинальная дисконтная ставка; r — настоящая дисконтная ставка; i — индекс инфляции.

Из этой зависимости следует, что

rном = r + i + r * i.

Приобретенная формула именуется
формулой Фишера
. Из нее следует, что к реальной дисконтной ставке нужно прибавить сумму (i + r * i) для того, чтоб восполнить инфляционные утраты. Так как значение (r * i) , обычно, сильно мало, на практике пользуются облегченной формулой:

rном = r + i.


Пример 2.
Требуется оценить экономическую необходимость проекта, если понятно, что начальные вкладывательные издержки — Один млн. руб. Валютные доходы в течение 3-х лет реализации проекта составляют 500 50 тыс. руб. раз в год. Стоимость капитала проекта оценена на уровне 12% (без учета инфляции). Среднегодовой индекс инфляции 18%.

Если оценивать проект без учета инфляции, то

NPV = -1000 + 500 50 * FM4(12%,3) = -1000 + 500 50 * 2,402 = 321,1 тыс. руб.

где FM4(12%,3) — дисконтирующий множитель за Три года при ставке 12%.

Если оценивать проект с учетом инфляции, то

NPV = -1000 + 500 50 * FM4(30%,3) = -1000 + 500 50 * 1,816 = -1,2 тыс. руб.

Основное воздействие на характеристики коммерческой эффективности вкладывательного проекта оказывает:

  • неоднородность инфляции (т.е. разная величина ее уровня) по видам продукции и ресурсов;
  • превышение уровня инфляции над ростом курса зарубежной валюты.

Кроме этого, даже однородная инфляция оказывает влияние на характеристики вкладывательного проекта за счет:

  • конфигурации воздействия припасов и задолженностей (повышение припасов материалов и кредиторской задолженности становится более прибыльным, а припасов готовой продукции и дебиторской задолженности — наименее прибыльным, чем без инфляции);
  • завышения налогов за счет отставания амортизационных отчислений от тех, которые соответствовали бы повышающимся ценам на главные фонды;
  • конфигурации фактических критерий предоставления займов и кредитов.

Наличие инфляции оказывает влияние на характеристики проекта не только лишь в валютном, да и в натуральном выражении. Другими словами, инфляция приводит не только лишь к переоценке денежных результатов воплощения проекта, да и к изменению самого плана реализации проекта: планируемых величин припасов и задолженностей, нужных заемных средств и даже объема производства и продаж.

Потому переход в расчетах к жесткой валюте либо вообщем к натуральным показателям не отменяет необходимости учета воздействия инфляции. Вместе с расчетами в неизменных и/либо глобальных ценах нужно создавать расчет в
прогнозных (в валютных единицах, соответственных условиям воплощения проекта) ценах с тем, чтоб очень учитывать это воздействие.

При
уточненной оценке эффективности вкладывательного проекта нужно учесть динамику:

  • уровня роста либо падения дела курсов внутренней и зарубежной валют;
  • общего уровня цен (общая инфляция);
  • цен на производимую продукцию на внутреннем и наружном рынках;
  • цен на применяемые ресурсы и комплектующие (по группам, характеризующимся приблизительно схожей скоростью конфигурации цен);
  • прямых издержек (по видам);
  • уровня зарплаты — по видам работников (инфляция на зарплату);
  • общих и административных издержек (инфляция на общие и административные издержки);
  • цены частей главных фондов (земли, построек и сооружений, оборудования);
  • издержек на компанию сбыта (а именно, на рекламу, транспорт и др.);
  • банковского процента.

При практическом расчете, может быть, будут известны не все перечисленные виды инфляции (тем паче их прогноз). В данном случае рекомендуется воспользоваться
более дробными данными из доступных.

При наличии инфы о политике цен страны (на период воплощения проекта) расчеты эффективности могут быть выполнены в прогнозных ценах, с внедрением дифференцированных по группам ресурсов (продукции) индексов конфигурации цен.

Для того чтоб верно оценивать результаты проекта, также обеспечить сравнимость характеристик проектов в разных критериях, нужно очень учитывать воздействие инфляции на расчетные значения результатов и издержек. Для этого следует учесть валютные потоки в прогнозных (текущих) ценах, а при вычислении характеристик экономической эффективности проекта (NPV, IRR и др.) перебегать к расчетным ценам, т.е. ценам, очищенным от общей инфляции.

Тaтьянa Сepгеeвна Кoлмыкoва — доктор экономических наук; пpoфессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Юго-Западного муниципального института (ЮЗГУ), эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»