Анализ главных издержек воззвания в торговле и методы их понижения

Издержки воззвания — один из важных высококачественных характеристик хозяйственной деятельности торговых компаний.

Издержки воззвания представляют собой выраженные в валютной форме издержки живого и овеществленного труда, связанные с процессом продвижения продуктов от мест производства к потребителю. К ним относятся издержки на оплату труда торговых работников, перевозку, подготовку и хранение продуктов и др.

Понижение издержек воззвания является значимым резервом экономии средств на предприятии и получается из-за совершенствования организации торговли, увеличения производительности труда торговых работников и расширения новых, более прогрессивных форм торговли.

Для свойства издержек воззвания употребляют два главных показателя —
абсолютный размер издержек воззвания и
уровень их в процентах к товарообороту. Абсолютный размер указывает всю сумму издержек, связанных с воззванием продуктов, а уровень издержек воззвания указывает отношение всей суммы издержек к объему товарооборота.

Задачками анализа издержек воззвания являются:

  • установление динамики и степени выполнения плана по издержкам воззвания;
  • выявление неиспользованных резервов;
  • изыскания путей предстоящего понижения издержек;
  • определение обстоятельств и причин, оказавших воздействие на уровень и состав издержек воззвания.

Анализ издержек воззвания проводится в разрезе отдельных статей на базе данных бизнес-плана и бухгалтерского учета.

Анализ общего уровня издержек воззвания

Анализ издержек воззвания на практике обычно начинают с
сравнения фактической суммы и уровня издержек отчетного года с надлежащими показателями предшествующего года. Для анализа динамики издержек воззвания употребляются данные бухгалтерского учета.

На сумму и уровень издержек воззвания действует ряд причин. Одни из их связаны с особенностями отдельных видов издержек, другие оказывают влияние на многие статьи издержек. К ним относятся:

  • изменение объема и структуры товарооборота;
  • изменение скорости товарооборота;
  • применение прогрессивных форм торговли.

Очень сильное воздействие на издержки воззвания оказывает
объем товарооборота. С повышением объема товарооборота абсолютная величина издержек воззвания
возрастает, но относительный их уровень понижается. Это связано с тем, что разные статьи и элементы издержек зависят от объема товарооборота неодинаково. В связи с этим их условно делят на две группы: переменные и неизменные. К
переменным относятся издержки, находящиеся в прямой зависимости от объема товарооборота: транспортные расходы; заработная плата работников, выплачиваемая зависимо от объема товарооборота; расходы по подработке, подсортировке, упаковке и хранению продуктов; естественная убыль продуктов; расходы по таре; проценты за кредит и некие др. К
неизменным относятся издержки, не связанные либо не достаточно связанные с объемом товарооборота: заработная плата по жестким окладам; арендная плата и расходы по содержанию помещений; издержки на текущий ремонт и некие др. Как следует, рост объема товарооборота может сопровождаться повышением абсолютной величины не всех издержек, а только переменной их части. Потому уровень издержек воззвания в целом с ростом объема товарооборота снижается.

На уровень издержек воззвания оказывает влияние не только лишь объем, да и
структура товарооборота. Зависимость издержек воззвания от структуры товарооборота обоснована тем, что уровень издержек по отдельным товарам не схож. Как следует, изменение структуры товарооборота вызывает изменение как абсолютной суммы, так и среднего уровня издержек воззвания.

На величину издержек воззвания оказывает влияние
ускорение товарооборота. Ускорение товарооборота вместе с высвобождением обратных средств обеспечивает доведение продуктов до потребителя с меньшими затратами. Чем резвее оборачиваются продукты, тем меньше сумма издержек воззвания и ниже уровень торговых расходов.

Анализ главных статей издержек воззвания

Издержки воззвания компаний оптовой и розничной торговли складываются из последующих главных видов издержек:

  1. расходов по зарплате;
  2. транспортных расходов;
  3. расходов по содержанию главных фондов;
  4. расходов, связанных с товарными припасами;
  5. иных расходов.

1. Анализ расходов по зарплате. Расходы по зарплате занимают в издержках розничной торговли значимый удельный вес, что обусловливает необходимость их кропотливого анализа и изыскания резервов экономии.

Расходы на зарплату анализируют с
подразделением ее по группам работников. На предприятиях розничной торговли следует выделять зарплату продавцов, фасовщиков, кассиров, контролеров, бракеров и административно-хозяйственного персонала. На предприятиях оптовой торговли выделяется зарплата упаковщиков, сортировщиков, маркировщиков и других работников.

При анализе издержек на зарплату
ассоциируют отчетные данные с плановыми показателями и данными за предшествующий период и выявляют отличия. Если допущено превышение расходов на оплату труда, то выявляют предпосылки этого, устанавливают способности понижения расходов на зарплату в предстоящем.

Таким макаром, сумма зарплаты находится в зависимости от размера товарооборота, численности и состава работников, производительности труда и ставок оплаты труда. Расчет воздействия этих причин делается по формуле.

ФОТ = Т * СЗ * W

где ФОТ — фонд оплаты труда продавцов; СЗ — средняя зарплата торговца; W — средней оборот на 1-го торговца.

При исследовании воздействия на фонд зарплаты объема товарооборота и производительности труда следует подразумевать, что тут укрыто действует и смещение структуры товарооборота. Расходы по зарплате при реализации продуктов различного ассортимента существенно колеблются в силу их неодинаковой трудозатратности.

2. Анализ транспортных расходов. Транспортные расходы в общей сумме издержек воззвания добиваются 20%. К ним относятся расходы на жд, водные и авто перевозки. Размер транспортных расходов почти во всем находится в зависимости от поставщиков, но в особенности от самих торговых компаний. Сокращение транспортных расходов можно обеспечить за счет полной загрузки машин, сокращения пробега порожняком, уплотнения машино-дня, роста использования прицепов и тягачей, расширения практики централизованной и кольцевой доставки продуктов в торговую сеть, реализации продуктов по образчикам.

На уровень транспортных расходов влияют ряд причин, воздействие которых можно измерить методом цепных подстановок либо абсолютных различий. К таким факторам относятся:

  • изменение объема и структуры товарооборота;
  • изменение удельного веса перевозок, сделанных с помощью разных тс;
  • изменение дальности пробега;
  • изменение тарифа.

Итог воздействия объема товарооборота несет на для себя и действие конфигурации его структуры. По транспортным расходам колебание сумм зависимо от нрава перевозимого продукта очень значительно. Вес, объем, частота завоза и другие особенности продукта оказывают влияние на расходы по его перевозке. Воздействие структуры товарооборота на сумму и уровень транспортных расходов можно измерить в этом случае, если в торговой организации ведется их учет по товарным группам. Но это встречается очень изредка. Потому таковой расчет выполнить фактически нереально.

Связь транспортных расходов и обозначенных выше причин можно представить в виде последующей формулы:

TP = Т * П * ТС

где ТР — транспортные расходы; Т — количество грузов; П — средний пробег транспорта; ТС — тарифная ставка.

3. Анализ расходов на содержание главных фондов. К этой группе издержек воззвания относятся расходы по аренде и содержанию главных средств, также издержки на их текущий ремонт.

В расходах рассматриваемой группы больший удельный вес занимают
издержки по аренде и содержанию помещений. При анализе этих расходов на базе договоров проверяется корректность установленных арендных ставок, начисления сумм амортизации в согласовании с утвержденными нормами и точность рассредотачивания расходов по отдельным отчетным периодам.

Арендная плата находится в зависимости от 2-ух величин: арендных ставок и размера площади. Воздействие этих причин на сумму арендной платы можно установить методом цепных подстановок.

Сумма амортизации главных фондов складывается из каждомесячных отчислений, производимых по установленным нормам. Размер норм амортизации находится в зависимости от вида и нрава главных средств. Сумма амортизационных отчислений, включаемых в издержки воззвания, зависит, таким макаром, от 2-ух величин: нормы амортизации и цены главных средств, воздействие которых можно установить методом цепных подстановок.

4. Расходы, связанные с товарными припасами. В эту группу расходов входят издержки по хранению продуктов, их подработке и упаковке, товарные утраты, расходы и утраты по таре, издержки по кредиту.

Расходы по хранению продуктов, их подработке и упаковке выражают собой издержки труда, связанные с продолжением процесса производства в сфере воззвания.

Издержки по хранению продуктов, их подработке и упаковке добиваются значимых размеров. Их уровень и удельный вес повсевременно вырастает. Но при правильной организации хранения, подсортировки и расфасовки некое повышение издержек на эти цели должно в определенной степени компенсироваться сокращением расходов по другим статьям. Так, к примеру, подготовительная расфасовка продуктов приводит к росту производительности труда и, как следует, к экономии фонда зарплаты продавцов. Издержки по холодильным установкам уменьшают утраты продуктов при хранении.

При анализе расходов по подработке, подсортировке, упаковке и хранению продуктов исследуется воздействие на эту группу расходов объема и структуры товарооборота, цен на упаковочные материалы, проверяется соблюдение норм расходов и выявляется финансовая эффективность мероприятий по улучшению организации хранения, подсортировки и упаковки продуктов.

В практике планирования и учета товарные утраты разделяются на две группы:

  • естественная убыль продуктов в пути и при хранении;
  • утраты продуктов сверх установленных норм.

При исследовании уровня планируемых утрат следует учесть, что по отдельным товарам инсталлируются
средние нормы естественной убыли зависимо от времени года, дальности и методов перевозки. Утраты продуктов сверх установленных норм появляются, обычно, в итоге допущенных нарушений и бесхозяйственности. Сумма этих утрат должна быть кропотливо испытана на основании первичных документов исходя из убеждений законности их списания и корректности включения в издержки воззвания.

На размер товарных утрат влияют целый ряд причин. Сначала на уровень товарных утрат подходящее воздействие оказывает укрупнение и специализация торговых компаний. В больших торговых предприятиях, располагающих необходимыми вещественными критериями, хранение скооперировано не только лишь с соблюдением общих требований, да и с учетом личных особенностей продуктов.

В конкретной зависимости находится уровень товарных утрат от размеров товарных припасов и скорости товарооборота.

Понижение товарных припасов с целью приведения их к норме, а главное, ликвидация припасов неходовых продуктов сопровождается понижением и товарных утрат.

Эдyapд Apaмович Mapкaрьян—кандидат экономических наук, пpoфecсор кафедры анализа хозяйственной деятельности и прогнозирования Pocтовского муниципального экономического института, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»