Люди нередко не свободны поступать потому что им охото. Они связаны с обществом бессчетным обилием видимых и невидимых отношений, которые реализуются через разные средства и формы общественного воздействия. Поступки человека не могут быть верно поняты, если исключить причины общественного контроля из анализа специфичности его поведения. Необходимо знать, в каком обществе люди выросли, какие ценности были усвоены ими в процессе социализации и т. д. Соц контроль имеет свою динамику и структуру, находится в зависимости от огромного количества обстоятельств исторического, общественного, экономического, политического, этнического и культурного нрава.

Социальные нормы, представляя собой принятые эталоны для подражания, предписывают людям то, что они должны гласить, мыслить, ощущать, делать в определенных ситуациях. В большинстве случаев нормы представляют собой установленные модели, образцы подабающего поведения исходя из убеждений как общества в целом, так и определенных соц групп. Большая часть соц норм — это
неписаные правила. Взаимодействующие в обычных и циклических ситуациях люди
адаптируются друг к другу и ситуациям, вырабатывая более применимые и рациональные варианты поведения. Равномерно эти варианты закрепляются и стабилизируются, становятся обычными.

Социальные нормы имеют конкретные особенности и признаки:

  • их общая значимость: нормы не могут распространяться лишь на 1-го либо нескольких членов группы либо общества, не затрагивая поведения большинства. Даже если по соц статусу человек может проигнорировать нормы, навряд ли он способен сделать это, не вызывая негативного дела к нему общества, такое его поведение будет расценено само мало как оскорбительное;
  • возможность внедрения группой либо обществом санкций: наград либо наказаний, одобрения либо порицания;
  • наличие личной стороны: неважно какая норма содержит внутри себя возможность отличия. Даже если это такая жесткая, зафиксированная форма общественного контроля, как закон, она проявляется в 2-ух качествах: во-1-х, человек вправе решать сам, воспринимает либо не воспринимает он нормы группы либо общества, будет либо не будет их делать и если будет, то какие конкретно; во-2-х, индивидум сам ждет от других людей определенного поведения, соответственного тем либо другим нормам;
  • взаимозависимость: в обществе нормы взаимосвязаны и взаимообусловлены, они образуют сложные системы, регулирующие деяния людей, которые могут быть разными, и это различие время от времени содержит внутри себя возможность конфликта как общественного, так и внутриличностного;
  • масштабность (нормы различаются по масштабу на фактически социальные и групповые; 1-ые действуют в рамках всего общества и представляют такие формы общественного контроля, как обычаи, традиции, законы, этикет и т. д., 2-ые — ограничиваются рамками определенной группы и определяются тем, как тут принято себя вести.

Если люди очевидно нарушают социальные нормы, то группа либо общество стремится к тому, чтоб:

  1. показать пример подабающего поведения;
  2. поощрить за выполнение принятых норм;
  3. приневолить (в мягенькой либо жесткой форме) их соблюдать;
  4. наказать за их нарушение.

1. Пример представляет целеустремленное и планомерное
воздействие на сознание и поведение людей системой положительных образов либо действий, призванных служить им прототипом для подражания, стимулом и средством общественного саморазвития.

В примере закреплены соц опыт, результаты деятельности и поведения других людей. Каждый пример имеет определенное содержание, социальную значимость. Положительный пример — это такие примерные деяния, поступки (вся жизнь человека), свойства людей, приемы и методы заслуги целей совместной деятельности, которые соответствуют эталонам всего общества. Пример перерастает в самовоздействие в итоге усвоения человеком нравственно и эстетически симпатичного эталона, эталона. Людям в целом характерно отождествлять себя с пользующейся популярностью личностью, героем произведения искусства, подражать их поступкам, поведению и стилю жизни. Пример оказывает как размеренное долгое действие, так и вызывает сиюминутное, координирующее поведение человека в определенной актуальной ситуации.

По
типу воздействия на сознание людей примеры можно поделить на две огромные группы: примеры
конкретного воздействия и примеры
опосредованного воздействия. К первой группе обычно относят личный пример субъекта воздействия, пример товарищей, положительный пример людей, с которыми имеется неизменный контакт. Ко 2-ой — примеры жизни и деятельности выдающихся людей, примеры из истории собственного страны, трудового героизма, примеры из литературы и искусства.

2. Поощрение — снаружи активное стимулирование, побуждение людей к положительной, деятельной, творческой публичной деятельности. Оно осуществляется при помощи
публичного признания фурроров определенных личностей, награждения, последовательного ублажения их духовных и вещественных потребностей. Поощрение возбуждает положительные эмоции, порождает жизнеутверждающие настроения и здоровый социально-психологический климат, развивает внутренние творческие силы людей, их позитивную социальную активность. Система поощрения по мере нравственного созревания человека и общества развивается от в большей степени вещественных стимулов к в большей степени моральным.

Поощрение развивает, если оно социально обоснованно, другими словами объявляется за реально достигнутый значимый итог сначала в совместной деятельности, если оно ориентировано на достижение публичных фурроров.

3. Принуждение — это применение таких мер общественного контроля к людям, которые побуждают их делать свои обязанности вопреки нежеланию, обдумывать вину и исправлять свое поведение во имя публичных интересов. Принуждение применяется верно тогда, когда оно опирается на
убеждение и другие способы воспитания.

Сначала нужно уверить, а позже приневолить. Категорические требования, которые под воздействием общественного контроля предъявляются к людям в случае их недопонимания, должны быть непременно разъяснены и аргументированы. Безнаказанность, неисполнительность рождают безответственность. С другой стороны, люди обычно негативно воспринимают безосновательные опасности применить репрессивные меры. Потому у общества всегда находятся нужные средства воздействия на тех, кто проявляет недобросовестность: усиливается контроль за их деятельностью и поведением, инсталлируются сроки выполнения определенных заданий и пр.

4. Наказание представляет собой метод конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой людьми вредной, противоречащей интересам общества деятельности. Оно не преследует цели причинения провинившимся физического либо нравственного мучения, но сосредоточивает сознание на переживании вины. Наказание не только лишь восстанавливает порядок, авторитет норм и правил поведения, да и развивает у людей внутренний самоконтроль, понимание недозволенности попрания интересов личности и общества.

Злоупотребление наказаниями морально подавляет человека, лишают его убежденности внутри себя, рождает переживание чувства неполноценности, комплекс озлобления и активного сопротивления психическому воздействию.

Методы, с помощью которых поведение людей приводится к норме социальной группы либо общества, именуются
санкциями. Обычно выделяют последующие их виды:

  • нехорошие (ориентированы против людей, отступивших от соц норм);
  • положительные (ориентированы на поддержку и одобрение людей, которые следует данным нормам);
  • формальные (налагаются официальным, публичным либо муниципальным органом либо их представителями);
  • неформальные (подразумевают обычно реакцию членов общества в целом, представителей определенных его групп, друзей, сослуживцев, родственников, знакомых и т. д.).

***

Также есть определенные формы общественного контроля в обществе: закон, обычаи, традиции, привычки, этикет.

Закон — совокупа нормативных актов, владеющих юридической силой и регулирующих формальные дела людей в масштабах страны. Устанавливая определенный порядок отношений в государстве, законы могут содействовать либо препятствовать его развитию, что, в свою очередь, ведет к установлению определенного стиля жизни в обществе.

Мораль и нравственность регулируют
неформальные дела в обществе и нередко противопоставляются законам как регулятору формальных отношений. Мораль и нравственность определяют то, что люди для себя обычно разрешают либо воспрещают в связи с их представлениями по поводу отвратительного и неплохого.

Очень обширно соц контроль осуществляется через повторяющиеся, понятные для большинства методы поведения людей, всераспространенные в данном обществе, —
обычаи. Они усваиваются с юношества и имеют нрав публичной привычки. Главный признак обычая — распространенность. Обычай определяется критериями развития общества на этот момент времени и тем отличается от традиции, которая носит вневременной нрав и существует довольно длительно, передаваясь из поколения в поколение.

Традиции имеют глубочайшие исторические, социальные и психические корешки. Нередко их тяжело поменять либо преодолеть. Время от времени они несут внутри себя негативное содержание, не соответствуют времени. Можно сказать, что традиции — это одна из более ограниченных форм общественного контроля. Но и традиции могут равномерно изменяться и преобразовываться в согласовании с социально-экономическими, политическими и культурными переменами, происходящими в государстве (обществе) и влияющими на социальные нормы восприятия и поведения людей.

Принципиальной формой общественного контроля вместе с традициями являются
привычки, представляющие закрепившиеся устойчивые методы действий, стереотипы поведения и стиля жизни людей. Они работают как неосознаваемые деяния, которые столько раз повторялись в жизни людей, что заполучили автоматический нрав.

Формирование привычек лежит в базе фактически всех процессов обучения и воспитания людей. Всегда, когда появляется потребность в новеньком виде деятельности (как у деток, так и взрослых), при возникновении новых обязательств либо критерий жизни формируются новые либо меняются старенькые привычки. Если привычки носят положительный нрав, другими словами содействуют социальной адаптации, личному росту людей, то последние относительно просто добиваются поставленных целей. Если привычки негативны, то они могут привести и к неблагоприятным соц последствиям.

Особенной формой общественного контроля является
этикет, представляющий из себя установленный порядок поведения, также совокупа правил поведения, касающихся наружного проявления дела к людям. Так как этикет выступает как составная часть культуры общества, он становится условным обрядом, который регламентирует нормы поведения в разных соц кругах. Этикета стараются придерживаться для того, чтоб соответствовать требованиям социальной группы.