В море публикаций по менеджменту, рекламируемых программ тренингов, как-то затерялось пользующееся популярностью в русские времена понятие авторитета управляющего. Речь всё больше идёт о лидерстве и командах. Но в большинстве средних обычных русских компаний, в особенности промышленных компаний, главной «молекулой» как были, так и остаются коллективы и их руководители.
Интуитивно понятное слово «авторитет» по сути не просто разъяснить, хотя каждый не задумываясь, приведёт из личного опыта примеры, как знатных управляющих, так и тех, у кого данное качество напрочь отсутствует.
В западной литературе по менеджменту это понятие фактически не отыскать, там всё больше о лидерстве. У нас если об авторитете входит речь, обычно ссылаются на определение, данное уже лет 50 вспять русским психологом А.А. Журавлёвым: «Авторитет – это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия управляющего на коллектив». Научно? – Да. Понятно? – Нет.
Попробуем разобраться без науки, на бытовом уровне.
Почему управляющего должны слушаться?
Может ли подчинённый не послушаться собственного управляющего? Как же! Есть масса методов. Вообще-то квалификация подчинённого почти во всем и определяется умением управлять своим шефом. К примеру, без помощи других решать, какие руководящие указания делать, какие – подождать, а какие – запамятовать. По другому с работы не уйдёшь, и никто не похвалит, а быстрее – ещё чего-нибудть возложат. Не даром говорится: хочешь, чтоб дело было изготовлено – поручи его занятому человеку.
Если б все работники никого не слушались и делали, что желали (а у большинства управляющих есть свои начальники), это была бы не компания, а пикник, либо что похуже. Потому каждый управляющий по определению наделяется властью.
Эта власть бывает 2-ух видов. 1-ый – это власть должности. Та, которой компания наделяет менеджеров в виде должностных и иных инструкций, правил, распорядков, регламентов, приказов и прочее. Любая компания создаёт собственный набор более либо наименее стандартных инструментов, при помощи которых руководители правят. И автоматом наделяет ими каждого, занимающего начальственную позицию.
2-ой вид – власть личная. Она не даётся компанией, а завоёвывается человеком за счёт того, что его уважают. Потому и слушаются. Понятно, что таковой властью владеют далековато не только лишь начальники. В большинстве компаний есть так именуемые «неформальные лидеры».
Какой из их посильнее? На 1-ый взор, власть должности, так как она подкреплена инструментами и механизмами организации. По сути – естественно, власть личная. Хотя бы так как без неё власть должности может и не действовать.
Другими словами, авторитет – это власть личности, в наилучшем случае подкреплённая властью должности.
Любопытно, что почти всегда авторитет действует как «вниз», так и «вверх». Другими словами, человек, знатный для собственных подчинённых, обычно имеет настолько же высочайший авторитет посреди собственных управляющих. Если этого не происходит, вправду сильный управляющий находит возможность покинуть такую компанию… часто вкупе со своими подчинёнными.
Формула авторитета
Мне много раз приходилось следить поведение как очень знатных руководителей… так и не очень. Это относится к руководителям хоть какого уровня: от бригадира до генерального директора.
Вот два перечня, с которыми читатель, видимо, согласится.
Знатный управляющий:

  • Верен слову: произнес – означает сделал;
  • Честен;
  • Воспринимает решения;
  • Справедливо относится к подчинённым;
  • Уважает подчинённых;
  • Проявляет человечность, но при всем этом умеет держать дистанцию;
  • Вполне отвечает за работу подразделения;
  • Стопроцентно компетентен в теме работы подразделения и подчинённых;

Управляющий с низким авторитетом:

  • Гласит одно, делает другое, не делает обещаний;
  • Врёт;
  • Уходит от принятия решений: затягивает их либо бегает советоваться к вышестоящим;
  • Преференции личным любимчикам;
  • Относится к подчинённым как к созданиям второго сорта;
  • Пробует захватить авторитет за счёт панибратства с подчинёнными;
  • Пробует захватить авторитет за счёт жёсткости;
  • Разъясняет беды слабостью и некомпетентностью подчинённых;
  • Слабо разбирается в работе подразделения;

Из этих списков складывается обычная формула авторитета (не непременно управляющего): Авторитет = Почтение + Доверие.
Человека, которого уважают и которому доверяют, слушаются так как его постыдно не послушаться.