Как бизнес-консультант с 15-летним стажем, я могу сказать, что отлично вижу и понимаю предпосылки кризиса русского бизнеса сейчас. Это закономерное следствие постсоветского развития нашего общества потребителей, промышленности производства и современного бизнес-менталитета.
Большая часть компаний обращаются ко мне с вопросами о том, что клиентов становится меньше, покупательская способность падает, уверенность в собственном бизнесе тоже, многие приходят к решению о продаже бизнеса, но прибыльно его реализовать в такие времена очень трудно. Естественно, в каждом определенном случае можно проанализировать ситуацию, провести стратегическую сессию, улучшить бизнес-процессы, создать программку внедрения новейшей структуры бизнеса и т.д. Но, все это в этом случае, когда собственники бизнеса вт吜>таки приходят за решением вопросов к спецам. Мы ведь приходим к дантисту, когда болит и разрушается зуб! А вот бизнес-консультант для кого-либо слово бранное и даже оскорбительное: «Зачем мне это, я столько лет занимаюсь бизнесом… а меня здесь кто-то будет учить!»
Согласна, армия молодых неофитов с пылающими очами, гордо называемые себя прекрасным словом «бизнес-консультант» и вооруженные 3-мя стандартными таблицами, вчерашние водители и курьеры, пожарные и спортсмены… примечательные ребята! И они избрали себе верный путь. Может быть. Но сейчас им предстоит набраться опыта, лучший вариант – рядом с опытным спецом, отработав около 3-х лет в подмастерьях. Благодаря таким практикантам, многие считают, что бизнес-консультант (как в известном проф анекдоте) произнесет им за средства то, что они и сами знают, да еще, плюс ко всему, попробует в оплату, по ошибке, взять овчарку заместо овцы… Но, посреди русских профессионалов уже есть консультанты, которые не только лишь обладают теоретическими познаниями, да и получили долголетний опыт. Найдите для себя такового спеца и развивайте собственный бизнес, заботливо и бережно выстраивая его год за годом.
Я приверженец того, что навык может передать только тот, кто умеет это делать сам. Научиться чему-то можно только у того, кто это уже делал, удачно и лучше не один раз. Я, к примеру, 20 лет в бизнесе, Пятнадцать лет в большенном бизнесе. Управляла довольно большенными компаниями (в несколько тыщ человек), поднимала бизнес до миллиардной прибыли в год. Запустила несколько сотен компаний и вырастила несколько сотен предпринимателей, провела несколько тыщ консультаций. Я играющий тренер, и такие, как я, спецы на рынке консалтинговых услуг есть, я не исключение, хотя любой из нас, непременно, уникален в собственном опыте и видении.
Каковой на сей день диагноз русского бизнеса, какова средняя температура по поликлинике, как молвят врачи, и что мы можем с этим сделать? Скажу свое мировоззрение в общих чертах, так как перефразируя классика – каждый удачный бизнес успешен по общим законам, но каждый НЕ удачный бизнес мучается от чего-то собственного. Вот всего только несколько обычных, часто встречающихся диагнозов:
«Взятко-зависимость». Русский бизнес избалован возможностью согласований за средства. Последние десятилетия в бизнесе творились беспредел и коррупция. Многие направления бизнеса существовали конкретно на том, что можно было, делая упор на отличные дела решать ряд вопросов, быть основным держателем договоров, быть генеральным интегратором госкорпораций и распоряжаться миллиардным бюджетом, выигрывать тендера и т.д. Всего только условился, «занес» кому нужно, сколько нужно и вопрос решен. На данный момент эта дорога становится все уже и труднее, почти все, благодаря автоматизации и оптимизации процессов управления, делается более прозрачно и просто. Часть коммерсантов растеряла «бизнес». Посреди их есть люди, которым приходится обучаться жить поновой. Им бы я порекомендовала признаться для себя во всем честно, не пробовать ехать на лошадки, которая издавна погибла, взять с собой наработанный опыт и капитал и выискать новые пути реализации собственных талантов.
«Гипер-умие». Часть наших предпринимателей, выросших на взлете 90х, остались в состоянии недоучившихся волшебников. Это отдельная каста. Они почти все могут, у их выработалась не плохая хватка, у их верно «пришиты руки» и они отлично ощущают конъюнктуру. Но они не привыкли обучаться и считают, что сами умные. Им бы я порекомендовала принимать слабительное на ночь, чтоб была возможность глубочайшего очищения от долголетних заблуждений. Жизнь – это школа, а бизнес – это спрессованная жизнь. Не страшитесь обучаться в любом возрасте. Это не постыдно! Впускайте в свою жизнь новые технологии и способности, научитесь воспользоваться компом и консультантами – они время от времени возможно окажутся полезными (и 1-ые и 2-ые). Никогда не постыдно признаться в том, что Вы чего-то не понимаете – это путь к занию, а означает, к развитию.
«Дефицитомания». Когда-то были такие времена, что почти все было трудно приобрести. Конкретно в то время зарабатывали огромные состояния те, кто имел возможность достать дефицитный продукт в большенном объеме. Эти времена прошли. Во всяком случае, такая тенденция прошла. На данный момент недостаток может появиться исключительно в узко очерченных нишах (к примеру, продукт для исцеления какого-то вируса, который успели очень отлично разрекламировать – и я имею в виду конкретно вирус!) Либо в продаже билетов на интернациональный футбольный кубок… Но это все «одноразовые» виды бизнеса, которые сами по для себя не могут быть устойчивыми. Люди, привыкшие выигрывать на недостатке, отыскивают, что сейчас прибыльно продавать. Если Вы не экстрасенс, который всегда наперед знает биржевые котировки, то перестаньте играть в русскую рулетку! Найдите свое дело, реализуйте собственный талант – это всегда нужно. И не намного тяжелее, чем обосновывать для себя и окружающим, что средства можно зарабатывать исключительно в товарных нишах! На данный момент время, когда «дефицит» нужно находить в услугах.

«Эго-ориентированность». Обратная сторона «клиенто-ориентированности», которая единственная может спасти ситуацию. Поглядите вокруг – в неких товарных нишах произведено продукта столько, что нехитрые подсчеты Для вас позволят осознать – никакие манипуляции рекламы не сумеют опустошить эти полки даже в самые кризисные периоды. Уж как нас пробовали уверить, что нужно срочно раскупить всю домашнюю технику, а она так и заполняет полки бессчетных супермаркетов, пестрящих распродажами. Некие продукты дешевеют так, что кажется, скоро нам будут доплачивать, чтоб мы их покупали… и это не юмор, такие формы уже есть. Клиент избалован переизбытком продукта и дезориентирован множеством инфы. Что можно сделать? Срочно распродавать то, что пролежало на полках выше положенного срока и находить неширокую специализацию в товарном бизнесе + сервис и услуги вокруг него.
Этот перечень можно было бы продолжить, но охото перейти к рецептам и способам профилактики, не углубляясь в патологоанатомические вопросы о причинах погибели. Естественно, не все так плохо! Пациент быстрее живой. В целом экономика оздоравливается: идет активное очищение от всего, что уже не жизнестойко, открываются новые ниши за счет импортозамещения и санкций, которые сделали в нашей стране таковой нужный карантин. Разрушаются закоренелые последние десятилетия дела, связи и компании, а на их месте растет новый бизнес. Как понятно, самая высочайшая смертность бизнеса (70-90% по различным источникам) конкретно в 1-ый год жизни. В этот период, чтоб понизить риск смертельного финала, более животрепещуща помощь неплохого бизнес-консультанта, это дозволит избежать многих ошибок и на старте ввести многие базы, которые в дальнейшем станут крепким фундаментом для здорового и удачного бизнеса.
В наше время нереально вести бизнес, занимая умеренную позицию. Бизнес должен себя нести миру. Иметь свои ценности, свою цель и быть полезным. В критериях переизбытка потребитель более требователен, более придирчив и расчетлив, он будет выбирать и ассоциировать, потому Вы должны стать уникальным и наилучшим в собственной нише. Не считая того, бизнес спускается с Олимпа. Завершается эпоха звездной заболевания. Ориентация на индпошив! Не увлекателен ширпотреб! Выбор маленькой – морг либо реанимация, при этом безотложная!
Цените каждого клиента, узнавайте его потребности и интересы, изучайте его препядствия и сберегайте его – он Вас кормит! Я, к примеру, как клиент всегда удивляюсь и негодую, если, получив от меня оплату, поставщик расслабляется и не делает как положено собственных обязанностей. Клиенту, который в один прекрасный момент у Вас купил, проще реализовать повторно высококачественный продукт. А если Вы его еще будете часто пичкать правильной информацией, ориентироваться на его потребности, то он будет с Вами дружить всю жизнь.
Сделайте из каждого клиента собственного друга. Поздравляйте го, даруйте подарки, устраивайте вечеринки и спец тусовки (помните — «хлеба и зрелищ!»). Даже умеренные варианты могут сделать Для вас неописуемый эффект, когда Вы сблизитесь с Вашей аудиторией, можете собрать нужную информацию и сделать несколько беспроигрышных маркетинговых ходов. Во всяком случае – на данный момент время самых творческих решений и в области рекламы в том числе. К примеру, найдите ресторан либо кафе с низкой проходимостью и устройте там бесплатное мероприятие, где гостям предлагаются только места, а остальное – на их усмотрение, но с групповой скидкой!
Покажите клиенту свою уникальность, помогите ему решить его трудности более комфортным хорошим и достойным методом, создавайте дополнительные сервисы и услуги, либо партнерьтесь со смежными видами бизнеса. На данный момент, как никогда, вероятны очень действенные и в то же время малобюджетные способы рекламы.
И запомните – неплохой бизнес-консультант — это Ваш самый близкий друг, так как только он будет радеть за Ваш бизнес, как родная мать не всегда хлопочет о собственном ребенке. Фуррор Вашего бизнеса всегда будет его главной целью.