Для многих бизнесов на шаге start-up типично, что решение большинства главных вопросов замкнуто на собственника бизнеса. Собственники сами подписывают документы, распоряжаются деньгами, проводят переговоры с Клиентами… Пойти по этой дорожке – легче легкого. Только свернуть с нее позже будет тяжело. Таковой подход прямо противоречит принципам проф собственника. Чем больше рутинных исполнительских функций собственник взваливает на себя, тем наименее проф собственником он является. Не говоря уже о том, что бизнес, которым он управляет – совсем не бизнес, а всего только без помощи других организованное рабочее место.
В бизнесе услуг желание собственника взгромоздить на себя решение всех главных вопросов может быть еще больше гибельным, чем в более «традиционных» видах бизнеса.
Ведь заключить договор с Клиентом не достаточно. Необходимо к тому же исполнить свои обязательства перед ним. Предоставить Клиенту то, за что он платил свои средства. В бизнесе услуг выполнение обязанностей перед Клиентом всегда связано с проведением определенных работ, требующих времени и сил обученных профессионалов. В ресторане оказание услуг Клиенту просит времени и сил повара и официанта. Чтоб создать для Клиента новый Интернет-сайт, требуется время и силы Web-дизайнеров и программистов. Чтоб провести тренинг, необходимы издержки времени и сил бизнес-тренера. Так либо по другому, объем услуг, оказываемых Вашей Компанией, всегда ограничен ресурсом времени обученных профессионалов, которые находятся в Вашем распоряжении и могут оказывать эти услуги. А вероятный оборот от реализации этих услуг определяется количеством таких профессионалов, ожидаемой загрузкой каждого из их в течении месяца. И средней ценой часа (либо денька) работы этих профессионалов.
Если собственник бизнеса услуг на исходном шаге не только лишь взваливает на себя управление делом и переговоры с Клиентами, да и лично учавствует в оказании Клиентам услуг – развиваться такому бизнесу будет очень тяжело.
Главным ограничением оборотов и доходов бизнеса станет ресурс личного времени собственника. При этом расходоваться этот ресурс должен будет сразу на несколько совсем различных видов деятельности. Эти виды деятельности будут повсевременно соперничать меж собой. Чем больше необходимо будет издержать времени и сил на оказание услуг Клиентам, тем меньше остается времени и сил на переговоры с новыми Клиентами. Возникшие в один момент вопросы управленческого нрава больно лупят и по переговорам с Клиентами, и по выполнению обязанностей перед ними.
При всем этом нетрудно додуматься, что на вопросы стратегического планирования и развития бизнеса времени и сил не остается совершенно.
Практически, выходит, что главный исполнитель в таком бизнесе один: сам собственник бизнеса. Он и ведет переговоры с Клиентами, и заключает с ними сделки. После этого сам предоставляет Клиентам те услуги, за которые они заплатили. Решает все главные вопросы управления делом. Выходит, что только собственник и сформировывает своими личными усилиями всю доходную часть Компании. А другие сотрудники – просто ассистенты у него на подхвате. Поистине, таковой собственник – «и швец, и жнец, и на дуде игрец»!
Собственник бизнеса услуг должен всегда держать в голове о нескольких главных аспектах, позволяющих найти, обладает он делом – либо всего только без помощи других организованным рабочим местом:

  • Если объем договоров, заключаемых без какого-нибудь личного роли собственника бизнеса, не позволяет каждый месяц обеспечивать рентабельность и доходность бизнеса – пред нами не бизнес, а без помощи других организованное рабочее место. По практике, в реальном бизнесе от 70% до 90% объема продаж и поболее (время от времени – до 100%) формируется за счет сделок, к заключению которых собственник не имеет никакого дела.
  • Объем услуг, оказанных Клиентам Компании без какого-нибудь роли собственника, также каждый месяц должен в валютном выражении размеренно превосходить точку безубыточности бизнеса. Другими словами, Компания без личного роли собственника должна продавать услуг в большем объеме, чем требуется для обеспечения рентабельности. Также управляться с отработкой всех этих услуг. По другому выходит, что без личного роли собственника Компания не сумеет каждый месяц окупать себя. Просто так как личное роль собственника имеет очень огромное значение для предоставления услуг главным Клиентам. И пред нами снова же не бизнес, а без помощи других организованное рабочее место.
  • В конце концов, собственник не должен быть нужным элементом каждодневного оперативного управления делом. Кто-то другой (вероятнее всего, исполнительный директор) должен подписывать по доверенности все нужные документы. И кто-то другой (вероятнее всего, финансист вместе с исполнительным директором) должен держать под контролем текущие денежные операции бизнеса. Как делегировано оперативное управление делом, просто осознать по тому, как много и как нередко собственнику нужно находиться в кабинете, чтоб принимать личное роль в управлении Компанией. Если собственник практически находится в кабинете целыми деньками – скорее всего, пред нами без помощи других организованное рабочее место. Если же собственник обычно возникает в кабинете собственной Компании не больше чем на несколько часов один-два раза в неделю – может быть, из этой Компании получится вырастить настоящий бизнес.

Вывод: чтоб Ваша Компания стала реальным делом, нужно, чтоб собственник стопроцентно либо фактически стопроцентно делегировал наемным сотрудникам все обязанности, связанные с текущим функционированием бизнеса.

После этого сосредоточил свои усилия на вопросах подбора и расстановки кадров на главных позициях, совершенствования системы бизнеса. И в особенности – на продумывании и следующем воплощении в жизнь планов развития бизнеса. Ведь конкретно этими вопросами и должны по сути заниматься собственники бизнеса! И, если им не хватает времени и сил на решение этих вопросов (к примеру, так как их заела текучка) – никто за их эту работу делать не будет. При этом последствия схожей ситуации для бизнеса будут очень томными…