Не так давно на российский язык была переведена книжка Дэна Роэма, в какой описывается один из обычных и действенных путей поиска сущности вещей, который он именует «Живое Мышление». Книжка «Бла-бла-бла, либо что делать, когда слова не работают» быстрее припоминает комикс, а не суровую книжку. Но в этом-то и заключается сущность его способа докапывания до смысла!

Ни у кого не вызывает сомнения, что увлечь малыша книжкой можно только в этом случае, если в ней есть калоритные достойные внимания рисунки. Значимость иллюстрирования инфы для подростков я узнала на своем опыте. Когда моя дочь стала ребенком, она закончила делать мои поручения. Я решила докопаться до сущности препядствия и узнала, что она просто, без всякого злого умысла, запамятывает о моих просьбах. Тогда я стала писать напоминающие записки и оставлять их на видном месте. Но скоро я сообразила, что она, снова же, без всякого злого умысла их не замечает и не читает. Тогда я стала иллюстрировать мои записки забавными рисунками. И, о волшебство, дочка начала делать мои поручения. Как она сама произнесла, «Когда я увидела твой печальный цветочек, мне сразу захотелось полить цветы».

Но Дэн Роэм пошел далее в собственных логических рассуждениях и представил, что то, что работает с детками и детьми, должно работать и со взрослыми. Вот цитата из его книжки:

Сколько колес у велика вашего мышления?

«Итак, мы знаем о силе изображений как обучающего инструмента. Еще когда мы не научились читать, нас просили что-то нарисовать. Но потом работа с изображениями закончилась. Вся наша система образования равномерно пришла к восприятию изображений как собственного рода дополнительных колес: они полезны только для того, чтоб поставить нас на путь чтения, а с момента, когда у нас возникает способность писать, все перестают уделять свое внимание на рисование.

Это совсем некорректно. Изображения — часть мыслительногопроцесса, позволяющая нам двигаться в определенном направлении. Конкретно «ви?дение большой картины» позволяет нам осознать, куда сделать последующие шаги. Изображения — это не вспомогательные колеса. По сути ведущее колесо — это изображения».

Но давайте вернемся к наименованию книжки и разберемся, что все-таки такое «бла-бла-бла» в осознании Дэна Роэма.

«На самом деле «бла-бла-бла» значит последующее: мы так очень влюбляемся в свои собственные слова, что начинаем дурачить себя и веровать, как будто осознаем вещи лучше, чем на самом деле».

Как выкарабкаться из страны Бла-бла-бландии?

Будучи верным собственной идеи визуализации, Дэн Роэм отрисовывают приятную карту поиска сущности вещей. Она приведена ниже.

Он предлагает нам выкарабкаться из страны Бла-бла-бландии, которую он обрисовывает последующим образом:

«В нынешнем мире, выстроенном вокруг работы и обучения, Бла-бла-бландия стала нашим родным домом. Для вас доводилось участвоватьв собраниях, идущих попорядку вереницей? Добро пожаловать в СтрануБла-бла-бландию. Покидали ли вы собрание более озадаченным и смятенным, чем до его начала? Приходилось ли для вас глядеть двухчасовой выпуск новостей по кабельному телевидению, а потом осознавать, что вы понимаете об внешнем мире меньше, чем ранее? Доводилось ли для вас подавлять один зевок за другим во время очередной презентации с обилием пт и разделов? Тогда вы осознаете, о чем речь идет.

Как минимум, в этом мы не одиноки.Чтоб отличить отличные идеи от нехороших, глубочайшие от поверхностных,креативные от нетворческих, мы должны узреть сущность этих мыслях. Но внимательное исследование — совершенно не то, чем занимаются в Стране Бла-бла-бландии. Тут принято скрывать, затуманивать, рассеивать и увиливать. И если мы вправду желаем решить делему, нам нужно выкарабкаться из этой страны. И вот здесь возникает эта книжка. Она указывает путь выхода».

Куда же зовет нас Дэн Роэм? Он предлагает нам добраться до экологически незапятнанного леса «живого мышления», где сразу можно созидать и лес, и деревья. Как добраться ранее расчудесного места и почему создатель отрисовывают на карте дорогу вспять в Бла-бла-бландию? Об этом и многом другом читайте в занятной книжке Дэна Роэма «Бла-бла-бла, либо что делать, когда слова не работают».

Чего стоит один только бла-бламетр — инструмент для измерения количества воды и дерьма в выступлениях и высказываниях! Но его описание достаточно объемно и не подходит по формату для статей веб-сайта. Потому я избрала вам маленькой отрывок из книгис примером того, как работает живое мышление.

Как реализовать программное приложение к мобильному телефону?

«К примеру, если мы размышляем о разработке нового программногопродукта, наша Лиса может употреблять особенные слова для описания человека, использующего этот продукт (Лиса именует его «пользователь»),устройства, на котором будет работать программка («мобильный телефон»), либо самой программки («приложение для определения местонахождения»). Другими словами, наша Лиса могла бы сказать: «Пользователь имеет мобильный телефон, на котором запускает приложение по определению местонахождения». Это полностью осмысленное и целостное заявление, а мысль в его базе полностью понятна. Это не «бла-бла-бла», но это и не назовешь живой речью. Вот почему, произнося все эти слова и связывая их в цепочку, наша Лиса не была одинока. Рядом с ней всегда находится Колибри, формирующий образы сразу со словами, произносимыми Лисой. Колибри интенсивно реагирует на понятия «пользователь», «устройство» и «приложение», но он лицезреет их, а не произносит. Изображения дают нашему Колибри возможность «сказать свое слово». Конкретно тут, на сцене, и возникает портрет.

Когда наш Колибри начинает отрисовывать сразу со словами Лисы,мы превращаем «существительные» в нечто более насыщенное смыслом —а не считая того, делаем нашу идея существенно более понятной. В этом и заключается сущность хоть какой живой мысли: какой метод переноса идеи из моейголовы в вашу будет самым наилучшим, резвым и внушающим доверие? Но это всего только начало того, на что способно Живое Мышление.

Создав начальный портрет, мы можем при помощи зрительной грамматики расширять наши идеи — живо и в любом направлении. Кстати, это самое принципиальное заявление в данной главе, так что давайте-ка его повторим: создав начальный портрет, мы можем при помощи зрительной грамматики расширять наши идеи — живо и в любом направлении. Это значит, что если мы желаем изучить, обучить других либо реализовать свою сложную идею, то все, что нам необходимо сделать, это выявить ее начальный предмет (либо «подлежащее»), а потом нарисовать соответственный портрет. Начав со стартовой точки, мы можем расширить идею, потому что в этом нам охотно помогает и мышление Лисы, и мышление Колибри. В идее «приложения для определении местонахождения» мы обусловили вероятного первичного субъекта как «пользователя», так что давайте начнем с него. Мы рисуем его портрет.

Причина, по которой этот юзер нам увлекателен, заключается в том, чтоон несчастен — и потому нуждается в нашей программке. Давайте добавим«прилагательное, обозначающее качество» («несчастный») и превратим егов «несчастного пользователя».

Причина, по которой этот юзер несчастен, заключается в том, чтоон заплутался. Мы можем нарисовать и это при помощи нескольких простых«портретов» (пары квадратов, напоминающих строения). Сейчас у нас появился «портрет юзера как заблудившегося человека».

Каким образом мы можем посодействовать ему выкарабкаться из этого положения?Тут выручит наша программка. Представьте для себя, что наша программаработает на устройстве , которое уже есть у юзера, к примеру,на мобильном телефоне. Мы можем нарисовать и это.

Сейчас представьте для себя, что наша программка позволяет найти местопребывание юзера при помощи встроенного в телефон GPS-приемника. Разве это не здорово? Имея в кармашке телефон, наш юзер может точно выяснить, где конкретно он находится. А что, если наша программка превращает внутренний сигнал в зрительный интерфейс , показывающий юзеру его местопребывание на карте? Мы можем нарисовать и это.

Смотрите-ка: при помощи обычного телефона, на котором работает нашапрограмма, юзер в точности знает, где находится! Сейчас он счастлив. Мы можем нарисовать и это (ура! У меня есть хорошая программка!):

Вот в чем заключается роль портрета в Живом Мышлении: добавляя ещенесколько портретов, соединенных стрелками, обычное изображение хоть какой части нашей идеи становится исходной точкой для живого исследования всей идеи целиком».

Дэн Роэм рекомендует нам использовать визуализацию

  • для прояснения собственного сознания, осознания и уточнения собственных мыслей,
  • и для более действенного донесения собственных мыслей до окружающих.

Если у вас в голове все понятно и ясно, и вы в состоянии передать эту ясность осознания другим людям, — вы приближаетесь к сущности вещей, становитесь более действенным и удачным человеком.
Ира Толмачёва — "Фуррор"