Большая часть начинающих собственников бизнеса работают в роли «человека-оркестра». С начала и до конца они сами производят оперативное управление делом. Каждый денек возникают в кабинете. Сами подписывают документы и распоряжаются средствами Компании. Также они сами ведут переговоры с главными Клиентами. В конце концов, в бизнесах услуг, где квалифицированный персонал — главный производственный ресурс Компании, собственники ухитряются к тому же лично участвовать в отработке договоров для многих Заказчиков.
Представьте для себя ресторан, в каком владелец сам обслуживает гостей, сам стоит на кухне у плиты и готовит. Не считая того, он сам договаривается с поставщиками. Сам распоряжается кассой. А вечерами посиживает и сводит бухгалтерские отчеты. Это — тот «человек-оркестр».
Главное, что Вы должны верно осознавать: никакого бизнеса у «человека-оркестра» НЕТ. Все, чем управляет «человек-оркестр» — это без помощи других организованное рабочее место на несколько человек. А сколько у него служащих — трое, либо триста — не так принципиально. Главный и полностью неподменный человек в таком бизнесе — это его собственник. Если он уйдет либо не будет делать свои бессчетные обязанности, все развалится.
Напротив, проф собственник должен быть лоботрясом. Либо, поточнее, иметь возможность предаться бездельничанию в хоть какой момент. При этом его бездельничание (либо отъезд в отпуск) не должно нанести бизнесу никакого существенного вреда. Правильно ли это для Вашего бизнеса? Чтоб осознать это, необходимо ответить на три вопроса:

  • Будет ли управление Вашим делом вестись отлично без Вашего личного роли?
  • Довольно ли продаж будет делать Ваш бизнес, если Вы не будете вести переговоры с Клиентами?
  • Управятся ли подабающим образом Ваши сотрудники с исполнением обязанностей перед Клиентами, если Вы сами не будете принимать никакого роли в оказании услуг Вашим Клиентам?

Ни о каком реальном бизнесе не может идти и речи, пока сам собственник подписывает документы и распоряжается средствами. Какой Вы проф собственник, если Вы должны каждый денек приходить на работу? И заниматься управленческой текучкой? Потому проф собственник непременно делегирует оперативное управление делом, право подписи и распоряжение деньгами сотрудникам, работающим по найму.
Много лет самому управлять своим делом, а позже делегировать кому-то все управленческие функции — очень непростая задачка. Существенно эффективнее делегировать оперативное управление делом еще на шаге его пуска. Во всех моих последних бизнесах первым сотрудником, которого я воспринимал на работу, был исполнительный директор. Ему (либо ей) я, кроме всего остального, делегировал право подписи. Нередко я вербовал такового исполнительного директора еще до сотворения предприятия. И он с самого начала помогал мне в решении организационных вопросов, связанных с пуском нового бизнеса. Тот же исполнительный директор в предстоящем производил оперативное управление делом. Потом при формировании команды на 1-го из последующих принятых на работу служащих возлагались функции финансиста. Ему я делегировал оперативное управление деньгами предприятия. В то же время себе я устанавливал жесткий норматив: растрачивать на оперативное управление делом менее 2-3 часов, один раз в неделю. И конкретно на это время я возникал в кабинете собственной Компании.
Следует ли собственнику бизнеса самому вести переговоры с Клиентами? Не вижу в этом ничего отвратительного. Разумеется, что конкретно собственник больше всех заинтересован в вербовании дополнительных Клиентов и увеличении доходов Компании. И все таки, если собственник лично обеспечивает Компании основной объем ее доходов и приносит средств больше, чем все другие сотрудники совместно взятые — пред нами не реальный бизнес. А без помощи других организованное рабочее место. Компания только тогда может считаться реальным делом, когда основной объем ее доходов обеспечивается наемными сотрудниками. Без какого-нибудь роли собственника. Более того: этих доходов должно быть более чем довольно для самоокупаемости, формирования прибыли и обеспечения развития бизнеса.
Аналогично, нет ничего отвратительного в том, что собственник воспринимает личное роль в оказании Клиентам тех услуг, в каких практикуется Ваша Компания. Может быть, собственник является в данной области специалистом экстра-класса. Не исключено, что конкретно исходя из квалификации собственника была выдумана сама бизнес-идея, которая послужила основой для сотворения Компании. И все таки, если основной объем предоставляемых Клиентам услуг просит личного роли собственника — пред нами не бизнес. А без помощи других организованное рабочее место. Компания только тогда может считаться реальным делом, когда фактически весь объем оказываемых Клиентам услуг никаким образом не просит личного роли собственника в оказании этих услуг.
Например, в моем первом бизнесе, связанном с предоставлением услуг сети Релком, а потом — Веб, я был как раз таким «человеком-оркестром». Чтоб снять с себя технические вопросы (т.е. роль в оказании услуг), мне потребовалось около года. При этом мне значительно посодействовало то, что у меня был соучредитель, выполняющий функции технического директора. На нем-то и лежала основная тяжесть технических вопросов. На делегирование наемным сотрудникам основного объема переговоров с Клиентами мне потребовалось практически два года. А оперативное управление делом вкупе с правом подписи и необходимостью распоряжаться деньгами бизнеса мне делегировать так и не удалось.

Для сопоставления, в моем сегодняшнем бизнесе — Компании «Капитал-Консалтинг» — я с самого начала делегировал оперативное управление делом, право подписи и распоряжение текущими деньгами. А вот на то, чтоб основной объем сделок заключался без какого-нибудь моего личного роли, мне потребовалось 4,5 года. Чуток меньше времени заняло делегирование основного объема экспертных работ по договорам.
И все таки я не считаю, что эта Компания перевоплотился в реальный бизнес. Значимая часть вопросов, связанных с маркетингом, рекламой и продвижением нашего бренда, до сего времени просит моего личного роли. К примеру, свои книжки я пишу сам. И не планирую делегировать это ни на данный момент, ни в дальнейшем. А ведь не тайна, что мои книжки сыграли гигантскую роль в формировании репутации моей Компании. И в усилении ее положения на рынке.