С начала лета вести кассовые операции и оформлять кассовые документы нужно по новым правилам. С Один июня Две тыщи четырнадцать года вступило в силу Указание Банка Рф от Одиннадцать марта Две тыщи четырнадцать г. № 3210-У. Этот документ поменял Положение Банка Рф от Двенадцать октября Две тыщи одиннадцать г. № 373-П, которое больше не действует.
Итоговый вариант Указания № 3210-У оказался не таким революционным, каким был проект. Приходники, расходники, кассовая книжка и ведомости не поменялись, хотя планировалось их упростить. Потому продолжайте тихо оформлять все по прежним унифицированным формам, но с учетом новых правил наполнения. Также нужно разобраться с лимитом кассы. Вы вправе сейчас избрать формулу для его расчета. А малые компании и предприниматели могут вообщем отменить собственный предел. Разглядим тщательно все новые правила.
Правило № 1. Установить предел можно по выручке либо расходам — как прибыльнее
По новым правилам формула расчета лимита не привязана строго к поступлениям в кассу (п. Два Указания № 3210-У). Так, организация в состоянии сделать расчет исходя из наличной выручки либо суммы расходов..
Правило № 2. Приходники и расходники может оформлять как штатный, так и приглашенный бухгалтер
Наименее серьезными стали требования к тем, кто отвечает за оформление и подписание приходников и расходников (см. таблицу ниже).
Кто в компании может оформлять кассовые документы и работать с наличностью в кассе

* На основании приказа директора.
Ранее оформлять эти документы мог только кто-то из сотрудников компании — главбух, бухгалтер, другой сотрудник, назначенный директором, или он сам. А сейчас директор может доверить оформление кассовых документов работнику посторонней организации либо личному бухгалтеру, с которым компания заключила контракт бухгалтерского сопровождения (п. 4.2 Указания № 3210-У). Приказ директора о предназначении ответственного за оформление ордеров главбух может не визировать.
Принципиальная деталь. При отсутствии штатного либо внештатного бухгалтера подписывать кассовые документы должен управляющий, в том числе за кассира.
В то же время делать функции кассира, другими словами выдавать и принимать наличность в кассе, как и раньше может только штатный работник (п. Четыре Указания № 3210-У). Разобраться в этом для вас поможет таблица выше.
Правило № 3. В заявлении на подотчет директор может не указывать срок возврата средств
Заявление о выдаче средств под отчет должен как и раньше подписывать директор. Но от него больше не требуется своими руками ставить в документе дату, сумму и срок, на который работнику выдаются средства. Таковой вывод следует из пт 6.3 Указания № 3210-У.
Все эти сведения остаются неотклонимыми. Но в отличие от прежних правил писать в заявлении сумму, срок и дату выдачи средств может подотчетник либо бухгалтер. Озадачивать этим директора больше нет надобности.
Чтоб было проще, подкорректируйте имеющийся в компании шаблон заявления так, чтоб подотчетник сумел сходу внести все эти данные в нужные строки.
Принципиальная деталь. С Один июня на заявлении о выдаче подотчетных нужна только подпись директора. Остальную информацию может вписать сам подотчетник либо бухгалтер.
Правило № 4. В расходнике сумму можно писать от руки либо печатать на компьютере

В расходном ордере сумму, которую получил из кассы сотрудник компании либо другой человек, сейчас можно печатать в учетной программке. Вчеркивать эту сумму от руки больше не требуется. От получателя нужна только подпись (п. 6.2 Указания № 3210-У).
Таким макаром, сейчас расшифровывать полученную по расходному ордеру сумму можно 2-мя методами. 1-ый — напечатать на компьютере. 2-ой — написать от руки.
Принципиальная деталь. В расходном ордере сумму, которую получил из кассы работник либо другой человек, сейчас можно печатать в учетной программке.
Из новых правил также следует, что в расходниках компаний, где есть бухгалтер, больше не нужна подпись управляющего. Только если директор сам ведет бухучет, он визирует расходник за главбуха (п. 4.3 Указания № 3210-У).
Совместно с тем составлять расходник необходимо по унифицированной форме. Она предугадывает таковой реквизит, как подпись директора. А из унифицированных форм компания не вправе произвольно удалять те либо другие характеристики.
Потому безопаснее все таки, чтоб в расходниках, составленных Один июня Две тыщи четырнадцать года и позднее, была подпись управляющего компании. По другому есть риск, что налоговики посчитают расходник недействительным.
И если с учетом выданной по нему суммы остаток в кассе окажется сверхлимитным, оштрафуют компанию на сумму до 50 000 руб. (ст. 15.1 КоАП РФ). Если на конец денька появилось превышение лимита по кассе, выдайте избыток в под отчет. Это дозволит избежать штрафа за нарушение порядка работы с наличными. Сумма, которая может быть выдана, законом не ограничена. Не забудьте оформить заявление подотчетника о выдаче наличных средств.
Правило № 5. Можно распечатывать кассовую книжку в одном экземпляре
Новые правила требуют вести кассовую книжку по старенькой форме. Но зато распечатывать ее сейчас можно в одном экземпляре, а не в 2-ух, как требовалось ранее. Исключение — кассовая книжка обособленного подразделения.
Очередное изменение — при картонном документообороте хранить кассовую книжку в электрическом виде больше не нужно. Такового требования нет. Прежний кассовый порядок обязывал сохранять электрическую версию книжки вместе с картонной.

Правило № 6. Кассовые документы можно вести в электрическом виде
У всех компаний появилась возможность вести электрический документооборот по кассовым операциям. В таком случае бумажные экземпляры расходников, приходников, кассовой книжки и ведомостей оформлять не непременно. Но только при одном условии: электрические документы нужно заверять квалифицированной электрической подписью (п. 4.7 Указания № 3210-У).
Осторожно! Вести кассовые операции можно электронно, только если все документы вы подписываете квалифицированной электрической подписью. По другому их нужно распечатывать.
Но брать электрическую подпись для каждого подотчетника, чтоб те могли заверять электрические приходники и расходники, для многих компаний не представляется вероятным. К примеру, из-за огромного числа служащих либо так именуемой кадровой текучки. То же самое с зарплатными ведомостями: оформлять электрическую подпись каждому работнику очень накладно и хлопотно. А о том, можно ли сочетать электрический документооборот с картонным, в новых правилах нет точных указаний. Потому пока безопаснее и удобнее оформлять приходники, расходники и ведомости на бумаге.
Правило № 7. Нельзя исправлять приходники и расходники, а другие документы — можно
Банк Рф уточнил порядок исправления документов. Во-1-х, в Указании № 3210-У есть обмолвка о том, что электрические документы нельзя исправлять после того, как они подписаны. Документ с ошибкой можно только удалить, а заместо него нужно сделать новый, верный. Аналогичный порядок предусмотрен и для электрической кассовой книжки, если она уже подписана квалифицированной подписью.
Во-2-х, в пт 4.7 Указания № 3210-У сейчас прямо сказано, что можно исправлять бумажные кассовую книжку, платежные и расчетно-платежные ведомости. А приходники и расходники нельзя. Старенькый порядок тоже воспрещал корректировать ордера. Но не было ясно, можно ли при всем этом править другие документы. Сейчас вопрос отпал.
Чтоб поправить кассовую книжку либо расчетно-платежную ведомость, нужно зачеркнуть неверные данные, рядом указать верную информацию, поставить дату исправления. Сотрудники, которые подписывали неверный документ, должны повторно поставить свои подписи с расшифровкой.
Правило № 8. Для малых компаний и бизнесменов установлен облегченный кассовый порядок
Предприниматели и малые компании тоже должны соблюдать кассовый порядок, но в облегченном виде.
Малые компании и предприниматели вправе не устанавливать предел кассы (п. Два Указания № 3210-У). А утвержденное ранее предельное значение остатка наличных средств можно отменить, издав соответственный приказ. В деталях об этом читайте на страничке 27. В то же время можно и дальше придерживаться лимита, если это комфортно. К примеру, из суждений безопасности хранения средств либо для постоянного пополнения расчетного счета.
Предприниматели сейчас освобождены от ведения кассовой книжки. Бизнесмены могут не вести кассовую книжку (п. 4.6 Указаний № 3210-У). Ведь они регистрируют кассовые операции в книжках учета доходов либо доходов и расходов. А на вмененке рассчитывают налог исходя из потенциально вероятного дохода, и для их характеристики наличной выручки значения не имеют.
Принципиальная деталь. Компания малая, если за Две тыщи тринадцать год средняя численность работников не превысила 100 человек, выручка от реализации за минусом НДС менее Четыреста млн руб., а толика роли другой организации в уставном капитале — менее 20 5 процентов.
Безопаснее всегда оформлять приходники и расходники. Малые компании на каждую кассовую операцию должны выписывать ордера. А с бизнесменами вышла неясность.
С одной стороны, они вправе не оформлять приходники и расходники. Об этом прямо сказано в пт 4.1 Указаний № 3210-У. Но с другой — пункт 5 этого документа просит оформлять приходник каждый раз, когда бизнесмен воспринимает средства в кассу. И никаких исключений в данной норме нет. Потому мы советуем составлять кассовые документы так же, как и до этого, пока не появятся официальные объяснения по применению 2-ух этих противоречивых норм. К тому же на практике можно столкнуться с ситуациями, при которых без приходников и расходников не обойтись.
Взять хотя бы налоговый учет доходов и расходов. Его бизнесмену нужно вести на основании первичных документов. К примеру, при получении наличной выручки от покупателя бизнесмен ранее оформлял приходник. И на основании этого документа вносил запись о приобретенном доходе в книжку учета. Если приходный ордер больше не оформлять, то не будет оснований для внесения записи в книжку.
Правило № 9. Сдавать наличные можно исключительно в банк, а не на почту
Компания может сдать сверхлимитную наличку исключительно в банк либо инкассаторам. Об этом прямо сказано в пт Три Указания № 3210-У. Прежний порядок позволял сдать выручку в отделение федеральной почтовой связи. Сейчас же возможность зачислить средства на счет через почту не предусмотрена.
Правило № 10. Подразделения будут пореже сдавать кассовую книжку в головной кабинет
Для обособленных подразделений появилось три новых правила.
Во-1-х, новый порядок уточняет понятие обособленного подразделения. Ранее было не ясно, что осознавать под ним. Это хоть какое подразделение либо только консульство и филиал? Сейчас прямо сказано, что обособленным считается хоть какое подразделение компании, по местопребыванию которого оборудовано хотя бы одно рабочее место. При всем этом не имеет значения, на какой срок его сделали.
Во-2-х, все обособленные подразделения должны соблюдать предел остатка наличных. В каком порядке устанавливать этот предел, находится в зависимости от того, имеет ли право подразделение без помощи других сдавать наличку на счет в банке («Как безопаснее всего переустановить предел кассы по новым правилам»).
В-3-х, все обособленные подразделения — и сдающие, и не сдающие средства в банк — должны вести свою кассовую книжку (п. 2, 4.6 Указаний № 3210-У). При этом в головной кабинет подразделение должно передавать не листы кассовой книжки (как ранее), а их копии, заверенные управляющим подразделения (п. 4.6 Указания № 3210-У).
Изменение связано с тем, что сейчас можно оформлять листы кассовой книжки в одном экземпляре. И больше не требуется передавать их в головной кабинет на последующий рабочий денек. Главное успеть к подготовке бухгалтерской отчетности. Другими словами сдавать листы кассовой книжки из подразделения в кабинет сейчас можно и раз в год.
Другие маленькие уточнения в кассовом порядке
1. Не нужно составлять кассовую книжку за деньки, в каких не было наличных расчетов. Ранее формулировка была проституткой, потому некие компании заводили листы даже на пустые деньки.
2. На квитанции к приходнику кассир должен поставить штамп. Для подписи точных правил нет. Но в унифицированной форме на квитанции есть строчка для подписи кассира. Потому покупателям безопаснее проверить, чтоб кассир торговца завизировал квиток.
3. Средства меж кассирами можно передавать без расходника. Довольно сделать запись в книжке учета принятых и выданных кассиром наличных. Прежний порядок предугадывал два метода, что приводило к неурядице.
4. Суммы из всех бланков серьезной отчетности за денек можно соединить в одном приходнике. Ранее такое правило было прописано только для сумм, пробитых по ККТ.