Когда человек гласит: «Я не люблю критику», — всегда смотришь на него с энтузиазмом. А что, есть кто-то, кто ее очень любит? Прямо вот жить без нее не может? Скучает, если не услышит в денек два-три критичных отзыва? Очевидно, нет. Признаемся честно: критику НИКТО не любит. Как и отрицательные ответы на вопросы, в согласовании которых мы заинтересованы, так и конфликтные ситуации на работе — продолжать можно очень длительно. Но также принципиально и другое: нереально выстроить диалог, всегда соглашаясь с другой стороной. Более того — если идет речь о бытовых диалогах, это еще половина беды, но если мы говорим о работе, то навряд ли нам захочется разбираться с последствиями своей покладистости.
Есть ведь разница, с чем согласиться: с выбором кинофильма для просмотра в неплохой компании либо с проектом, который для вас откровенно не нравится, либо что еще ужаснее — с чьим-то воззрением, которое вредит делу? Разбираться-то позже придется всем совместно. В общем, понятно: без негативных ответов — никуда. Ну и неувязка совершенно не в их. Любой из нас пару раз в неделю, а если у вас в руководстве есть сотрудники — то и каждый денек, решает себе один и тот же вопрос: «Как дать нехорошую оборотную связь, но при всем этом остаться няшкой»?

Ну отлично, пусть не няшкой — но тем человеком, с кем все как и раньше рады испить кофе и обсудить предстоящие выходные. Что бы ни гласили по этому поводу западные психологи, утверждающие, что корпоративные интересы превыше личных, мы-то знаем, что радости обычного людского общения никто не отменял. Ну и работать в слаженном коллективе еще проще, чем в таком, где воздух пощелкивает от обоюдных негативных разрядов и всегда кажется, что ты не на работе сидишь, а звезду погибели строишь.

По сути, гласить «нет», отказывать, делать замечания и указывать на ошибки — это огромное искусство. И как у всякого искусства, у него есть свои законы. Давайте разглядим их на паре примеров.

Скажем, переговоры прошли не очень успешно. И они могли бы пройти еще лучше, если б ваш сотрудник не болтал, как заведенный. Что мы говорим в таких случаях? Мы говорим: «Ты только и можешь, что гласить сам, никому не даешь слова вставить». А что нам следовало сказать? Следовало: «Когда мы дискутировали с клиентом, ты пару раз его перебил». Сущность та же. Но форма другая. А если гласить о том, что можно было не сказать, а сделать — то, как минимум, предложить другому человеку определенные советы по изменению поведения. И не в виде раздраженного обобщения: «Все необходимо было делать по-другому!», а с внедрением более мягеньких описательных либо вопросительных конструкций: «Возможно, стоило бы дослушать реплику клиента до конца?».

Чтоб дать человеку возможность выполнить предложенные конфигурации, опять-таки, не давите на него: «Нужно слушать клиента», а предложите ординарную, но полезную корректирующую формулировку: «В последующий раз, когда будешь говорить с клиентом, может быть, стоит молчком слушать его мировоззрение и даже попытаться резюмировать его реплику своими словами, чтоб проверить корректность осознания, а уже позже заносить дополнения». И в конце концов, стоит условиться «на будущее». Спросите у собственного сотрудника, что он собирается делать на последующей встрече, чтоб выровнять ситуацию? И если он все сообразил верно, он просто заверит вас в том, что сейчас не допустит ошибок.

Эти четыре легких шага: мягкое замечание — корректировка действий — предложения по изменению поведения — вопрос о новейшей стратегии — дают возможность избежать огромного количества никчемных, но драматичных сюжетов, как то: обида, выбегания из кабинета, забегания назад, жалобы на вашу черствость. Всего этого не будет, а будет точное осознание собственных действий, также сэкономленное время и нервишки со всех боков. И если время, как понятно, — средства, то нервишки — это вообщем неоценимый ресурс.

А в итоге несколько нужных, хоть и юмористических риторических формул на все случаи жизни. Ухмылка — это ведь тоже мощнейший аргумент в диалоге!

Лаконичный словарик перевода с мысленного российского на российский устный (для общения с сотрудниками, партнерами, клиентами)

На уровне мыслей: Вслух:
Черт, как тебя зовут-то? Послушайте, милостивый сударь!
Ты поумничай мне здесь! К огорчению, я, видимо, не выудил Вашу идея…
Ты читать умеешь вообщем? Как обозначено в данном документе…
Ох, и надоел ты мне! Пожалуйста, обратитесь к моему сотруднике.
Поясняю для тупых! Как видите, сущность дела в том, что…
Да тебя на данный момент все лупить будут! Многие коллеги делят мое мировоззрение.
Иди отсюда со своим «мне кажется»! На мой взор, это не самый сильный Ваш аргумент.
Все, закрой рот! Я не считаю целесообразным продолжать дискуссию по данному вопросу.