Бизнес должен быть доходным. Это теорема. В учредительных документах каждой компании записано: «Предприятие создается ради получения прибыли».

Но прибыль не может быть главной целью компании. По этому поводу есть блестящее выражение:

«Прибыль для организации—как здоровье для человека. Конечно, отлично, когда человек здоров. Но человек не может жить ради собственного здоровья».

Как мы знаем, здоровье не так принципиально, когда с ним все в порядке. Но когда здоровье не в порядке, нам не надо ничего другого. Только бы оздороветь!

Так и с прибылью компании. Когда прибыль есть — можно вожделеть много и различного. А когда бизнес убыточен, мечта одна: СВЕСТИ КОНЦЫ С КОНЦАМИ. Когда бизнес в убытках, бизнесмен не может спать — так его «колбасит».

И, очевидно, ваш бизнес в плане доходности ничего для вас не должен. Поначалу он может быть планово-убыточным. Позже может оставаться убыточным существенно подольше, чем было запланировано. Даже после того, как бизнес вышел на доходность, он может стать убыточным вновь. В хоть какой момент.

Но убыточность бизнеса — это еще половина беды. Нередко сам обладатель бизнеса губит бизнес своим денежным кретинизмом. Половина бизнесов, которые погибли из-за денежных заморочек, могли бы жить. И даже процветать. Если б их обладатели не были такими финансовыми кретинами.

Необходимо осознавать, что денежный менеджмент — это суровая прикладная наука. Если вы — обладатель бизнеса, для вас не непременно быть самым крутым корпоративным финансистом на свете. Но на неплохой короткосрочный семинар по управлению корпоративными деньгами сходить все таки нужно. Чтоб подняться в собственном финансовом развитии. От кретина — до честного дурачины.

Крутым финансистом вы не станете. Да это для вас и не надо. Не требуется быть крутым финансистом, чтоб выстроить управление деньгами бизнеса с оборотом до $5000000 в год. А если оборот вашего бизнеса превзойдет этот уровень, вы можете нанять толкового денежного директора.

Базисное финансовое образование нужно для вас, чтоб ваш бизнес не умер из-за денежных заморочек на ранешней стадии развития. Позднее оно понадобится, чтоб бизнес на шаге активного роста не задушил сам себя. И оно для вас очень пригодится, когда вы в конце концов наймете проф финансиста. Чтоб этот финансист не навешал для вас лапши на уши. И не украл все заработанные вами средства в мгновение ока. Они, проф финансисты, те еще ребята! Деньком они управляют вашими деньгами. Параллельно спекулируют акциями. А ночкой читают книжки про корпоративных рейдеров. И агрессивные захваты компаний.

Моя книжка не поменяет для вас толкового семинара по корпоративным финансам. Скажу по секрету, что основное время на таком семинаре вы должны, вооружившись калькулятором, делать расчеты. Сопоставлять активы и пассивы. Рассматривать балансы чужих бизнесов. А может быть, и собственного. Считать ROI. Если на семинаре вы не делали кучи расчетов, а после не сможете сказать, чем отличается незапятнанная прибыль от маржинальной — просите средства вспять!

Я, со собственной стороны, кратко расскажу об главных денежных ошибках начинающих бизнесменов. Если вы их не совершите — это будет уже хорошо! Вероятнее всего, вы даже заработаете довольно средств, чтоб сходить на семинар по денежному менеджменту. Если для вас совершенно повезет, ваш бизнес даже доживет до момента, когда вы наймете проф финансиста. Желаю Для вас, чтоб и этот финансист не прикончил ваш бизнес. А для этого чем больше ВЫ САМИ будете знать о корпоративных денег — тем лучше.

1. Первобытное отношение к финансам: «сколько смог—положил, сколько надо—взял»

Умение верно распоряжаться своими средствами — это целая наука. Поточнее, прикладная дисциплина. Которая просит и познаний, и практического опыта.

Многие люди не понимают, что управлению своими деньгами необходимо специально обучаться. И повсевременно трениться в том, чтоб распоряжаться своими средствами более удачно и отлично.

К примеру, степень вашей обеспеченности никак не связана с уровнем ваших доходов. Сколько вы получаете, вообщем не принципиально. Принципиально, сколько у вас ОСТАЕТСЯ. Куда вы ИНВЕСТИРУЕТЕ эти средства. И каковой в итоге ваш ПАССИВНЫЙ ДОХОД. Другими словами доход, который вы получаете без издержек вашего времени и ваших сил. Если ваш каждомесячный пассивный доход превосходит вероятные обычные расходы вашей семьи -тогда вы по-настоящему богатый человек. Один из моих знакомых отдал хорошее определение того, почему он считает себя обеспеченным человеком:

«ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ Я Собственных Средств НЕ ПОТРАЧУ»

К огорчению, большая часть людей подходит к финансам по-первобытному. Управление личными деньгами у их строится так. Заработанные средства приносятся домой. И кладутся в тумбочку. Из тумбочки средства берет кто желает — и сколько желает. Через 10 дней средства завершаются. Начинаются бедность, голод и залезание в долги. И так — каждый месяц.

Если такое отношение к финансам одномоментно организует разруху в личном бюджете, что все-таки гласить о бюджете компании? А ведь когда таковой денежный растратчик становится собственником бизнеса, собственных привычек он не меняет. Повсевременно вынимает средства из бизнеса — сколько захотит и когда захотит. А оставшиеся расходует по принципу: «какой счет первым попался под руку — тот и оплачиваю».

Понятно, что при таком отношении к финансам бизнес будет жить: во-1-х, плохо, а во-2-х, недолго. Исключение — когда подвернулась очень уж ломовая тема. Когда прибыль — больше двухсотен процентов от прямых издержек. Все клиенты работают по предоплате. И неизменные издержки невелики. В данном случае не непременно быть денежным гением, чтоб свести концы с концами.

Время от времени денежный кретинизм может быть даже полезен для доходности бизнеса. К примеру, как в известном анекдоте:

Встречаются два братка. Один другого спрашивает:
— Как дела? Молвят, ты бизнес замутил? Ну и как он у тебя идет?— Да ничего, работаю помаленьку…— А сколько навариваешь?— Мало, два процента.— Да на что все-таки ты живешь-то?— Ну как… Покупаю по два рубля, продаю по четыре. Вот на эти два процента и живу.