« Я живописец, я так вижу…»
Слова «формат», «концепция», «позиционирование» крепко вошли в обиход, став олицетворением осмысленности и продуманности бизнеса. Конкретно они часто являются единственным обоснованием принятых решений. Так что все-таки вся эта терминология значит? Это категории творческие либо экономические? Чем отличается формат от концепции и какими они бывают. Что первично, формат либо бюджет и есть ли вообщем меж ними зависимость? Все знают, что отсутствие либо неверное определение формата чревато суровыми потерями и низким КПД… Остается вопрос, как избрать верно?
Естественно, научный подход просит проанализировать конкурентную среду и найти потребности рынка, провести рекламные исследования и опросить фокус-группу. Но это уже последующий шаг. Сначала, все находится в зависимости от «вводных», другими словами почему в вашей жизни в принципе появился вопрос выбора формата. У вас есть пекарня либо коптильный цех и вы желаете расширить рынок сбыта методом сотворения собственных точек реализации? У вас есть помещения, но вы по каким-то причинам не желаете либо не сможете сдать в аренду либо реализовать их? У вас есть свободные средства и вы желаете их прибыльно вложить? У вас уже есть удачный бизнес в другой отрасли и вы стремитесь его диверсифицировать? Вы являетесь собственником либо управляющим определенного количества торговых точек, эффективность которых вас не устраивает? Для вас в принципе нравится розничная деятельность и охото открыть безупречный магазин собственной мечты? Либо вы просто желаете сделать бизнес, а что может быть проще, чем вести торговлю продуктами?
Выбор формата впрямую находится в зависимости от ответов на перечисленные вопросы. Как грандиозны ваши планы: вы желаете открыть один павильон либо развивать торговую сеть? Как ваш бюджет соответствует планам: вы располагаете свободным капиталом в длительном периоде, либо сможете отвлекать обратные средства из других направлений бизнеса на недлинные сроки, либо рассчитываете использовать заемные средства? Нужно оценить и другие ресурсы: готовы ли вы предназначить все ваше время управлению розничным делом, либо только часть вашего времени, либо совсем не желаете участвовать в деятельности? Есть ли у вас на примете люди, которые будут заниматься проектом на стадии стартапа и реализации.
Думаю, уже понятно, что можно смоделировать 10-ки разных ситуаций, одного метода действий на все случаи жизни не существует. Основная идея заключается в последующем: розничный бизнес, в особенности в сфере товаров – это не дешевое, тяжелое в построении и управлении мероприятие, потому все за и против нужно взвесить «на берегу», чтоб не вышло так, что средства, вынутые из другого кармашка, пора возвращать, а от нового бизнеса одни расходы. Потому не стоит открывать гипермаркет премиум-класса, если вы ждете резвой окупаемости инвестиций, нет смысла планировать открытие дискаунтера, если вы не собираетесь строить сеть, кэш энд керри не открывают в маленьком, пусть и собственном, помещении.
На сегодня есть разные определения и трактовки форматов. Магазины делятся на форматы по площади, по глубине ассортимента, по политике цен, по локации, по форме обслуживания, по специализации. К обычным определениям добавляются разные заокеанские новаторства, в конечном итоге можно повстречать форматы concept store, freshmarket и shopgo, грань меж универсамом и гипермаркетом довольно размыта, как и меж минимаркетом и магазином у дома. Потому на собственных маркетинговых листовках можно писать все, что душе угодно, главное, чтоб звучало прекрасно и общей идее соответствовало. А для принятия суровых решений нужно избрать обыкновенные и измеримые аспекты с конкретной трактовкой: общая площадь, торговая площадь, система складирования и логистики, наличие производства, наличие обычных отделов (прилавков), толики скоропорта и нонфуда в ассортименте, уровень сервиса и уровень цен. И по тем же аспектам, а не по слоганам и баннерам, оценивать соперников.
Поначалу вы оцениваете свои способности. Представим, у вас есть ресурс, позволяющий открыть и поддерживать в течение полугода жизнедеятельность 1-го гипермаркета торговой площадью Одна тыща м2, либо 3-х магазинов у дома площадью 150-200 м2, либо 10 кондитерских по 30 м. В этот момент вы и должны изучить инфраструктуру вашей локации, чтоб осознать, в каком секторе самая низкая конкурентность, какой сектор является неохваченным, какие объекты развиваются, а какие запираются, где стоят очереди, что пишут на баннерах и что молвят люди. Я не буду перечислять методы, способы и инструменты проведения этого исследования, об этом написаны целые тома. Сущность в другом: совпадение ваших способностей и условно свободной рыночной ниши – это и есть лучший вам формат.
С форматом обусловились. Сейчас концепция. Концепция – термин из области философии и трактоваться может по-разному. Прикладная часть состоит в том, что все направления деятельности подчинены одной генеральной идее. Дизайн и фирменный стиль, ассортимент и ценообразование, торговое разделение и мерчандайзинг, организационная структура и эталоны, инженерные сети и разработка, логистика и темпы развития, рекламный план–всеразрабатывается в комплексе и принимается исключительно в случае соответствия данной цели.

Концепция разрабатывается для того, чтоб верно распределить инвестиции, сберегать на второстепенном и подчеркивать основное. Основное – это то, что ориентировано на определенного покупателя и является для него основанием выбора в пользу вашего магазина.
И очередной момент: концепция должна гармонически вписываться в формат. К примеру, если избран формат «эконом», а в помещении магазина изготовлен неплохой ремонт: европейская отделка, глянцевая плитка, много света, интегрированные стеллажи – появляется диссонанс, у покупателей автоматом создается чувство накладности. Другой пример: в магазине премиум-класса нет фирменной упаковки для выпечки и пирожных. Либо в магазине с направленностью «фреш» все овощи и фрукты продаются фасованными. Если в вашем магазине самые низкие цены, можно сберечь на интерьере, технологии и сервисе: очереди, узенькие проходы и выкладка в ящиках будут соответствовать покупательским ожиданиям. А если у вас минимаркет рядом с заправкой, то кофе и сэндвич могут стоить недешево, но выдаваться должны очень стремительно и в комфортной упаковке.
Итак, формат – это контур, в границах которого вы будете действовать, вводные данные, которые вы принимаете за отправную точку, набор критериев, по которым вы сравниваете себя с соперниками. А концепция – это заполнение контура, вектор, задающий лучший маршрут от стартовой точки к конечной цели, позволяющий пройти этот путь неопасным, прямым и маленьким методом.