В критериях кризиса современной западной парадигмы менеджмента в Рф возникают разные школы, предлагающие новейшую методологию менеджмента, одно из таких новейших предложений — чувственный менеджмент, основанный на чувственном уме (emotional intelligence).

Понятие "чувственного ума" было введено в Одна тыща девятьсот девяносто году Джоном Мэйером и Питером Сэлоуэй. Вкупе с Дэниэлом Гоулманом, более известным в нашей стране, эти ученые составляют "тройку фаворитов" в исследовательских работах чувственного ума.

Сама мысль чувственного ума в том виде, в каком этот термин существует на данный момент, выросла из понятия общественного ума, которое разрабатывалась такими создателями, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк. В развитии когнитивной науки в определенный период времени очень много внимания уделялось информационным, "компьютерообразным" моделям ума, а аффективная составляющая мышления, по последней мере, в западной психологии, отошла на далекий план. Другой предпосылкой особенного внимания к чувственному уму стала гуманистическая психология. После того, как Абрахам Маслоу в 50-х годах ввел понятие самоактуализации, в западной психологии случился "гуманистический бум", который породил суровые интегральные исследования личности, объединяющие когнитивные и аффективные стороны людской природы. Понятие общественного ума как раз и явилось звеном, связывающим воедино аффективную и когнитивную стороны людской личности.

Определений понятия "чувственный ум" столько же, сколько и ученых, занимающихся его исследованием. Дэниэл Гоулман определяет чувственный ум как "способность обдумывать свои эмоции и эмоции других, чтоб мотивировать себя и других и чтоб отлично управлять чувствами наедине с собой и при содействии с другими" [1]. Сэлоуэй и его соавтор Джон Майер определяют чувственный ум как "способность принимать и осознавать проявления личности, выражаемые в чувствах, управлять чувствами на базе умственных процессов" [5]. Клинический физиолог Рувен Бар-Он, создатель аббревиатуры "EQ" (emotional quotinent, коэффициент чувственности, введенное в Одна тыща девятьсот восемьдесят 5 году), определяет чувственный ум как "набор некогнитивных возможностей, компетенций и способностей, которые оказывают влияние на способность человека управляться с вызовами и давлением наружной среды" [3].

Конструкт "чувственный ум" воспринимает самые разнообразные формы и содержание зависимо от взглядов исследователей. И все таки можно выделить две общие другие модели чувственного ума. Смешанные модели включают когнитивные, личностные и мотивационные черты, по этому они оказываются тесновато связанными с адаптацией к реальной жизни и процессами совладания (примером смешанной модели является концепция Р. Бар-Она, Д. Гоулмана). К моделям возможностей относится концепция чувственного ума, предложенная Дж. Мэйером, Д. Карусо и П. Сэлоуэйем. Они определяют чувственный ум как способность принимать, вызывать эмоции, увеличивать эффективность мышления при помощи чувств, осознавать эмоции и чувственные познания, и рефлексивно регулировать эмоции для чувственного и умственного развития.

С целью популяризации нового подхода публикуется информация об экономической эффективности его использования:

1. Члены совета директоров транснациональной консалтинговой компании оценивались по 20 компетенциям, из которых Семнадцать являлись компетенциями чувственного ума. Те из директоров, кто получил итог выше среднего по 9 и поболее компетенциям, принесли компании за год на 1,2 млн долл. дохода, чем другие (на 139%) (Boyatzis, 1999).

2. Руководители компаний в Европе и США включают чувственную компетентность в первую пятерку нужных им способностей (по данным исследования Deloitte).

3. Исследование Центра Креативного Лидерства показало, что одной из основных обстоятельств провалов топ-менеджеров является недочет чувственной компетентности. Три главные предпосылки: неспособность работать в стрессовой ситуации, работать в команде и хорошо выстраивать межличностные дела. После того, как супервизоры на одном из заводов прошли обучение чувственной компетентности, а именно, научились пристально слушать и помогать сотрудникам управляться без помощи других со своими неуввязками, время простоя снизилось на 50%, количество официальных жалоб сократилось в среднем с Пятнадцать до Три в год, а доход завода превысил планируемый на Двести 50 000 долл. (Pesuric Byham, 1996). На другом заводе супервизоры прошли аналогичное обучение, что позволило прирастить производительность на 17%. У контрольной группы супервизоров, которые не проходили обучение, роста производительности отмечено не было (Porras Anderson, 1981).

О воздействии чувственной компетентности на эффективность управления компанией высказываются как топ-менеджеры больших компаний, так и представители современной американской науки:

"Чувственная компетентность — это единственное качество личности, которое любой из нас должен развивать и достигать, если желает испытать чувство прорыва. Только управляя нашими чувствами, мы можем отлично использовать наш ум и технические способности. А именно, чувственно компетентный человек лучше работает под давлением". Дэйв Ленник, Вице-Президент American Express.

"Единственный путь сотворения прибыли — это вербование чувственных, а не оптимальных служащих и клиентов, это апелляция к их эмоциям и фантазиям". Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале [8].

"Чувственная задачка для фаворита является первичной, лучше даже сказать главной, потому что это не только лишь основная, да и более принципиальная сторона лидерства. Лидерство всегда имеет чувственную первооснову". Д. Гоулман, Р. Бояцис, Энни Макки [1].

И, в конце концов, по данным исследования Гарвардского института, эффективность управляющего на 15% определяется его умом, а на 85% чувственной компетентностью (EQ).

Итак, если обобщить все вышеупомянутое, выходит, что менеджеры с высочайшим уровнем чувственного ума отлично понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять собственной чувственной сферой, чувственной средой организации и использовать потенциал чувств работников компании для увеличения эффективности деятельности организации.

Чувственная среда организации — это эмоции служащих и чувственные дела, которые появляются у людей в процессе работы в организации. Менеджмент может регулировать и использовать энергию, ценность, информативность и мотивирующий потенциал чувств для увеличения эффективности работы служащих. Это и именуется чувственным менеджментом. Чувственный ум позволяет принимать решения и отлично управлять на базе оптимального использования снаружи неупорядоченных сигналов чувственной среды. Итак, чувственный менеджмент — управление чувственными ресурсами организации с целью увеличения ее эффективности.

Конкретно люди с высочайшим чувственным умом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критичных ситуациях и лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и содействует их росту по служебной лестнице.

Предложенный в качестве кандидатуры IQ коэффициент чувственного ума EQ, по воззрению приверженцев теории чувственного ума, достоверно предвещает фуррор людей и в дальнейшем вполне поменяет измерение ума в образовании, в диагностике и корректировки психопатологии, при приеме на работу, обучении и аттестации служащих.

Этот подход продвигается вопреки обычным взорам на природу чувств и их отношения с умом. Определимся с понятием эмоции, как главным понятием чувственного менеджмента. Слово "эмоция" происходит от латинского "emoveo", что значит "тревожить, потрясать, колебать". Применительно к психической области это слово стало употребляться в значении "духовное волнение". В психическом словаре К. К. Платонова дается последующее определение: "Эмоции — особенная, ранее других сформировавшаяся в филогенезе психики и создаваемая в ее онтогенезе форма психологического отражения, характерная не только лишь человеку, да и животным, проявляющаяся как в личных переживаниях, так и в физиологических реакциях; она есть отражение не самих феноменов, а их беспристрастных отношений к нуждам организма".

Понятие "эмоция" следует отличать от понятия "чувство", значащего более сложную форму психологического отражения, в какой эмоции являются составной частью. "Вследствие множества очень различных эмоций, систематизация их встречает огромные трудности… Более верно подразделять чувства на низшие (связанные с физическими переживаниями, с органическими чувствами) и высшие (связанные с более значительными духовными либо духовными состояниями). Последние, т.е. высшие чувства, нередко именуют чувствования… Эмоции — чувства, сопровождающиеся какими-нибудь наружными телесными проявлениями. Более сильные эмоции, которые обхватывают все сознание, — именуются аффектами",- доктор И.М.Андреевъ (лекции по психологии, Санкт-Петербургский институт, Одна тыща девятьсот тринадцать год).

Эмоции — это не просто отражения деятельности нашего разума и сознания, а виды физической энергии, сосредоточенной в различных органах, потому мы можем отлично управлять чувствами, научившись управлять энергией этих органов. Наши внутренние органы — предки, а органы эмоций — детки. В старых трактатах приводятся соответствие меж органами тела человека и эмоциями. К примеру, сердечку соответствуют последующие чувства — любовь, удовлетворенность, сострадание, ненависть и нетерпение; селезенке — открытость, гостеприимство, беспокойство; легким — отвага, печаль, депрессия; почкам — мягкость, нежность, спокойствие, ужас; печени — доброта, благородство, злость.

Концепция чувственного ума, 1-ая и, еще пока, единственная теория в менеджменте, основанная на нейрофизиологии. Гоулман обрисовывает, как миндалевидное тело — чувственный центр мозга — влияет на деятельность коры мозга, которая отвечает за логическое мышление.

Обычный взор на эмоции противопоставляет их разуму, рассматривая их как препятствие логическому и обоснованному принятию решений. Эмоции ведут к разрушению незапятнанного мышления, так как эмоции беспорядочны и неуправляемы.

В концепции чувственного менеджмента разум закончил восприниматься как некоторая безупречная субстанция, эмоции — как главный неприятель ума. Девид Карузо писал: "Очень принципиально осознавать, что чувственный ум это не противоположность уму, не триумф разума над эмоциями, это уникальное скрещение обоих процессов" [5]. Но при любом смешении всегда происходит понижение параметров входящих частей.

Своими корнями концепция чувственного менеджмента уходит в труды Ч.Дарвина, популяризатора эволюционистской теории развития человека. Материализм и навязываемая эволюционная концепция развития человека в какой-то момент привели бы к возникновению в менеджменте новых подходов к управлению, источником принятия решения в каких могли быть процессы, впрямую либо очень тесновато связанные с жизнедеятельностью организма. В этом смысле чувственный менеджмент — это 1-ая ласточка, сигнал о возникновении новейшей группы теорий менеджмента, в которую войдут в недалеком будущем "stomach-менеджмент" (либо принятия управленческих решений на базе чревоугодия) либо "sex-менеджмент" (либо принятие решений на базе ублажения сексапильных желаний служащих), другими словами связанные с ублажение первичных потребностей организма человека. США, являющаяся передовой государством в деле поклонения потребностям тела, полностью естественно стала родоначальницей этой группы теорий в менеджменте.


Можно ли отлично управлять организацией, делая упор на телесные потребности либо проявления?

Управляя физиологией с целью управления, к примеру, чувствами, объектом управления менеджера становится тело, являющееся частью вещественного мира. Вещественный мир является объектом зания физики. Физика (греч. physike physis природа) — наука о более общих свойствах и строении неживой материи (атомов, молекул, кристаллов, жидкостей, газов и т.д.) и главных формах ее движения (механических, термических, электрических, гравитационных, атомных, ядерных и др. процессов). Таким макаром, чувственный менеджмент — это управление неодушевленным телом, логичным следствием чего является технологизация процесса управления.

Но человек существо одушевленное, и его чувства являются одним из составных частей его души, в этом смысле чувственный менеджмент делает ставку на управление одной частью системы с целью управления целой системой. Воздействие на эмоции человека и управление человеком разные процессы.

Эшби, один из основателей кибернетики, писал, что нужным условием для управления является соблюдение последующего требования: "обилие управляющей системы должно быть, как минимум, не ниже контраста управляемой" [9]. Тренер футбольной команды не является членом команды, управляющий не может быть элементом управляемой им системы, это база системного подхода к управлению. Тренер учитывает возможности каждого членов команды, но не делает ставку на 1-го игрока; менеджер должен учесть и осознавать чувственный мир служащих, но он не может делать ставку на эмоции.

Секрет управления чувствами заключен в управлении эмоциями, секрет управления эмоциями — в управлении энергией органов, секрет управления энергией органов — в правильном мышлении с целью сохранения чистоты реализуемой органами функции, секрет управления мышлением — в его управлении волей (направлением его воли), секрет управления волей — в вере человека. Конкретно тут находится источник управления. Эмоции, естественно, как и все другие составляющие внутренней структуры человека, нельзя игнорировать, но они не могут быть основой для принятия управленческих решений.

Таким макаром, чувственный менеджмент — представитель легиона теорий менеджмента, рожденных слепым материалистическим мышлением при потере правильных принципов управления.


Перечень литературы:

1. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на базе чувственного ума / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — Триста один с.

2. Оськин В. На пороге чувственной революции // Управление персоналом. 2004. № 16. С. 40 девять — 53.

3. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto. Canada: Multi-Health Systems. 1997.

4. Cooper R.K. Sawaf A. Executive EQ: Emotional intelligence in leaders and organizations. New York: Grosset/Putnam, 1997.

5. Mayer, J.D., Salovey, P., Caruso, D. Models of Emotional Intelligence In R. J. Sternberg (Ed.). Handbook of Human Intelligence (2nd ed.), pp. 396-420. New York: Cambridge

6. David R. Caruso, Peter Salovey. The Emotionally Intelligent Manager: How to Develop and Use the Four Key Emotional Skills of Leadership. Josses-Bass, San Francisco. 2004

7. Карпов А. В., Петровская А. С. Неувязка чувственного ума в парадигме современного метакогнитивизма //www.drupal.psychosfera.ru

8. Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк. Стокгольмская школа экономики. 2000.

9. Эшби У. Росс Введение в кибернетику.- М.: Издательство зарубежной литературы, 1959.- Четыреста 30 с.