Подходы и способы оценки действующего предприятия выдуманы оценщиками и созданы для самих же оценщиков. Для бизнесмена есть эмпирические правила, представляющие из себя рецепты домашнего изготовления. Они просто запоминаются, но не могут служить средством конечной оцени бизнеса.
Появление современной практики использования эмпирических правил для оценки бизнеса обосновано неуввязками, связанными с необъятностью массива скопленной инфы. Средний бизнесмен предпочитает обычной, «приземлённый» подход в виде эмпирических правил, чтоб не вникать в дебри формул и теоретических выкладок.
Как пишет Джефф Райт, создатель книжки «Сколько стоит бизнес» (Jeff Wright, What is a Business Worth?)1: «Эмпирические правила могут быть предсказаниями, сбывающимися сами по для себя. Чем почаще употребляется какое-либо из их, тем больше людей — покупателей, продавцов, агентов, оценщиков и иных, готово их признать». В США эмпирические правила вырабатывались десятилетиями и вошли в эталоны оценки бизнеса. Справедливо считается, что эти правила позволяют посмотреть на задачи цены предприятия. Все же эти данные не должны играть решающей роли при принятии решения, если они не подкреплены другими способами оценки, либо если не станет естественным, что покупатели и торговцы, отлично осведомлённые в вопросах оценки, присваивают огромное значение эмпирическим правилам.
К несчастью, все есть основания подозревать, что в один прекрасный момент обнародованное эмпирическое правило сходу становится непререкаемым фактом. Эмпирические правила по праву занимают своё место, но им нельзя слепо доверять в качестве способа оценки.
Как пишет Джеффа Джонс2, мой южноамериканский кумир в области реализации бизнеса, из-за недочета сведений по сделкам купли-продажи в секторе малого бизнеса и большой потребности в таких сведениях со стороны покупателей, продавцов и оценщиков, торговыми ассоциациями и специалистами-практиками в сфере реализации бизнеса были разработаны формулы на базе эмпирических правил. В наилучшем случае эти формулы посодействуют отыскать благоразумное решение, но менее того. Не получится в точности применить их для какого-то определенного варианта из-за огромного количества разных критериев, даже в одной и той же отрасли. Такие формулы основываются на усреднённых сравнимых данных действующих компаний, включая выгодные и убыточные предприятия. Опасность использования средних характеристик можно сопоставить с положением человека, который одной ногой стоит в ведре с прохладной водой, а другой — в ведре с жаркой. В «среднем» он ощущает себя хорошо.
Многие из приведённых в таблице эмпирических правил основываются на нахождении величины, кратной величине так именуемых дискреционных наличных средств торговца (SDC — Sellers Discretionary Cash). Этот термин представляет собой общий валютный поток компании, включая чистую прибыль, амортизацию (почти всегда), зарплату обладателя и суммы из средств компании, которыми пользуется обладатель: проценты; завышенные суммы заработка и льгот членов семьи; издержки на использование служебными автомобилями в личных целях; завышенные командировочные и представительские расходы. Другими словами, это валютная сумма, остающаяся в распоряжении обладателя после уплаты всех издержек, нужных для функционирования бизнеса.
В неких из нижеприведённых правил упоминается термин «оговорка о привязке цены компании к уровню доходов в будущем». Смысл его состоит в том, что зависимо от типа бизнеса и личных связей обладателя, стоимость компании в итоге находится в зависимости от объёма продаж при новеньком обладателе. Окончательная стоимость корректируется обычно в конце первого года после покупки.
Эмпирические правила оценки разных компаний

Тип бизнеса

Эмпирическое правило определения цены

Аудиторская/консалтинговая компания

90-150% годичный выручки + цена главных средств + гарантия сохранения прежнего оборота в течение года

Бухгалтерская компания (услуги в сфере бухучёта)

50% годичный валовой выручки

Маркетинговое агентство

75% годичный выручки

Автодилер

50% SDC + цена товарного припаса автомобилей, запчастей, приспособлений и оборудования

Мастерская по ремонту домашней техники

Объём SDC, умноженный на коэффициент от 0,75 до 1,5 + цена товарно-материальных припасов, приспособлений и оборудования

Розничная торговля запчастями для автомобилей

Месячный объём продаж, умноженный на Четыре + цена товарно-материальных припасов

Ремонт автомобилей

Месячный валовой объём продаж, умноженный на Три + цена товарно-материальных припасов

Автосервис/шиномонтаж

Объём SDC умноженный на коэффициент от Два до Три + цена товарно-материальных припасов

Пекарня

Месячный валовой объём продаж, умноженный на Четыре + цена товарно-материальных припасов

Пекарня и кафе

35-40% годичного объёма продаж

Салон красы

25-35% годичный валовой выручки + цена приспособлений, оборудования и товарно-материальных припасов

Магазин разливного пива

Месячный валовой объём продаж, умноженный на Три + цена товарно-материальных припасов

Бильярдная

45% годичного объёма реализации услуг

Боулинг

Годичный объём SDC, умноженный на коэффициент от 5 до 6 (если продаётся вкупе с недвижимостью) и от Три до Четыре (без недвижимости) + цена товарно-материальных припасов

Пивной бар

40% годичного объёма продаж

Компания либо магазин стройматериалов

25% годичного объёма SDC + цена приспособлений, оборудования и товарно-материальных припасов

Кондитерский магазин

30-35% годичного объёма продаж + цена товарно-материальных припасов

Автомойка

1 годичный объём валовой выручки

Кейтеринговая компания

25% годичного объёма продаж

Гриль-бар (цыплята-гриль)/торговля на вынос

37-40% годичного объёма продаж

Ремонт компов

125% годичного объёма дохода +цена приспособлений, оборудования и товарно-материальных припасов

Бетонный завод

331/3 годичного объёма SDC + цена приспособлений, оборудования и товарно-материальных припасов

Установка систем отопления и кондиционирования

20-25% годичный валовой выручки

Кулинария/продажа на вынос/закусочная

35-40% годичного объёма продаж; фабрика-кухня 50-55% годичного объёма продаж, в офисных зданиях 45-50% годичного объёма продаж

Стоматологическая практика

Незапятнанные активы + 25-30% годичный выручки + обмолвка о привязке цены к уровню дохода в дальнейшем

Ресторан-закусочная

30% годичного объёма продаж

Магазин одежки

Месячный объём продаж, умноженный на Два + цена товарно-материальных припасов

Химчистка

80-110% годичного валового объёма продаж

Инжиниринговая/строительная компания

40% годичный суммы приобретенных гонораров + цена приспособлений, оборудования + обмолвка о привязке цены к уровню дохода в дальнейшем

Фитнесс-клуб

Годичная валовая выручка за последний год

Цветочный магазин

25-30% годичного объёма продаж + цена приспособлений, оборудования и товарно-материальных припасов

Садовый центр

Месячный объём продаж, умноженный на Четыре + цена товарно-материальных припасов

Вывоз мусора и отходов

Годичный валовой объём продаж, умноженный на коэффициент от 1,5 до 2,5

Магазин мебели/бытовых электроприборов

10% годичного объёма продаж + цена приспособлений, оборудования и товарно-материальных припасов

АЗС

Месячный валовой объём продаж, умноженный на Три + цена приспособлений, оборудования и товарно-материальных припасов

Магазин подарков

30% годичного объёма продаж + цена товарно-материальных припасов

Площадка для игры в гольф

Доход от сдачи в аренду площадки и оборудования, умноженный на Четыре (аренда площадок, тележек; не включает выручку магазина инструментария для игры в гольф, также объём реализации пищи и напитков).

Отель

Годичный валовой объём реализации услуг, умноженный на 2,5

Страховое агентство

100% годичный валовой суммы комиссионных (относится к многопрофильным агентствам)

Создание (общий случай)

40% годичного валового объёма продаж

Пристань для яхт

Объём SDC, умноженный на коэффициент от Восемь до 10 (если включает недвижимость)

Мясной магазин

Месячный валовой объём продаж, умноженный на 5 + цена товарно-материальных припасов

Мед практика

20-40% годичный выручки + обмолвка о привязке цены к уровню дохода в дальнейшем

Мотель

Годичная валовая выручка, умноженная на коэффициент от Три до 4, в курортной местности – до 5.

Кинозал

4-6% годичного объёма продаж + цена приспособлений и оборудования

Агентство по подбору персонала

Годичная выручка, умноженная на коэффициент от 0,75 до 1, включая оборудования

Зоомагазин

35-40% годичного валового объёма продаж

Аптека

Дневной объём продаж, умноженный на 100 (коэффициент может варьироваться от 80до 120) + цена товарно-материальных припасов

Магазин по продаже пиццы

Месячный валовой объём продаж, умноженный на Четыре + цена товарно-материальных припасов

Ресторан

Объём SDC, умноженный на Два (очень на 3). Ежедневного стиля – 33% годичного объёма продаж; парадного стиля — 20-30% годичного объёма продаж

Ресторан резвого питания (фаст-фуд)

35-45% годичного валового объёма продаж

Типография

50-55% скорректированной годичный суммы дохода + цена приспособлений, оборудования и товарно-материальных припасов

Издательство

71% годичный валовой выручки

Агентство недвижимости/бизнес-брокерская компания

30-50% годичный суммы комиссионных + обмолвка о привязке цены к уровню дохода в дальнейшем

Предприятие розничной торговли (в общем случае)

25-50% годичного валового объёма продаж + цена товарно-материальных припасов

Вендинговая компания (сервис торговых автоматов)

55-65% годичного валового объёма продаж

Турагентство

3-5% годичного объёма продаж

Приведённые эмпирические правила взяты мною из южноамериканского руководства3, но они с не наименьшим фуррором могут быть использованы в русских критериях. Без гарантий.

1В российском переводе: Управление по оценке бизнеса/Фишмен Джей, Шеннон Пратт и др. М. ЗАО «Квинто-Консалтинг, 2000

2Jeff Jones, Rules of Tumb Formulas for Small Business, размещено в в издании Южноамериканского общества оценщиков

3The Business Reference Guide Каждогоднее издание Business Brokerage Press, г. Конкорд, штат Массачусетс.