Как достигнуть прибыльных критерий поставок: опыт молочного производителя

Сектор: создание и оптовая реализация молока и молочной продукции на внутреннем и экспортных рынках.На что ориентироваться: расширение ассортимента и рост продаж продукции с высочайшей добавленной ценой, понижение зависимости от сезонных колебаний предложения сырья вследствие прогрессивного подхода к ценообразованию.
По мировым меркам, рынок молочной продукции Австралии маленькой, в то же время эта страна занимает четвертую позицию по показателям экспорта: около 50 процентов сделанных продуктов реализуется за ее пределами. Наша родина заходит в 10-ку глобальных потребителей молочной продукции и представляет собой большой молочный рынок. Более того, наша страна остается одной из более многообещающих исходя из убеждений роста употребления молочной продукции, в особенности в секторе товаров с высочайшей добавленной ценой. Рынки молочной продукции обоих стран остаются высококонкурентными. В таких критериях в особенности принципиально хорошо выстраивать дела с торговыми партнерами. Русским компаниям возможно окажется полезным соответственный опыт австралийского производителя молочной продукции WCB.
Австралийский опыт
Молочная индустрия, совокупной ценой Четыре миллиардов баксов США, является третьей по величине отраслью сельского хозяйства Австралии, уступая производству пшеницы и говядины. Но большая часть производимой продукции идет на экспорт, что приводит к суровой зависимости компаний от колебаний глобальных цен. В то же время, беря во внимание, что австралийские производители имеют тесноватые связи с развивающимися рынками, можно предсказывать предстоящий рост объемов выпуска молочной продукции. Наикрупнейшие экспортные рынки для Австралии — это Юго-Восточная Азия (увеличение спроса на этом рынке содействовало повышению мирового употребления молочной продукции за последние 10 лет на 33%), ближневосточный регион. И, естественно, Китай, поставки австралийской продукции в эту страну за последние 5 лет выросли в два раза.
Рынок. Главные предприятия молочной индустрии сосредоточены на юго-востоке Австралии, тут же располагается большая часть ферм. Наикрупнейший «молочный» штат — Виктория. Созданием молочной продукции в Австралии занимается огромное количество компаний, что логично, беря во внимание климатические условия, дозволяющие обеспечивать бесперебойные поставки сырья. Ведущие игроки австралийского происхождения — Murray Goulburn, Bega Cheese, Tatura Milk Industries и Warrnambool Cheese and Butter. В силу географической близости интенсивно выходят на австралийский рынок новозеландские производители, к примеру Fonterra. Не считая того, в Австралии расширяют деятельность мировые гиганты, а именно итальянская Parmalat. Зеленоватый материк завлекает их не только лишь как рынок употребления, да и исходя из убеждений доступности сырья. Таким макаром, посреди производителей молочной продукции усиливается конкурентность не только лишь за покупателей, да и за поставщиков.В то же время основной спрос на внутреннем рынке покрывают маленькие местные производители. Значимая толика продаж более больших компаний приходится на экспортные поставки. Беря во внимание нацеленность австралийских производителей на развивающиеся страны, в качестве их главных соперников выступают мировые молочные гиганты. Хотя в этих странах достаточно интенсивно вырастают объемы внутреннего производства, к примеру в Китае, государственным компаниям пока не угнаться за увеличением спроса.
Бизнес. Основанная еще в Одна тыща восемьсот восемьдесят восемь году компания Warrnambool Cheese and Butter factory (WCB) является сейчас наистарейшим производителем молочной продукции Австралии. Ассортимент представлен продукцией от упакованного свежайшего молока, масла, сливок и сыра до концентрата молочной сыворотки. При этом около 50 процентов продукции направляется на экспорт: в главном в азиатские и ближневосточные страны, но продукцию WCB можно повстречать и на прилавках в США, странах Европы и Южной Америки. В то же время для сыра, на который приходятся главные реализации, преимущественным является австралийский рынок. Наикрупнейшим экспортным клиентом WCB в отношении данного продукта выступает Япония, дальше идут Ближний Восток, Корея и другие азиатские рынки. Но WCB сталкивается с конкурентнстью со стороны ввезенной продукции из США в Австралии и европейскими производителями на экспортных рынках.

WCB интенсивно развивается, в особенности в последние годы. Учрежденный в Две тыщи два году кабинет продаж в Токио вырос к Две тыщи восемь году в компанию WCB Japan, которая держит под контролем реализации на рынке Стране восходящего солнца. Не считая того, в Две тыщи семь году WCB и молочный гигант Royal FrieslandCampina сделали совместное предприятие Great Ocean Ingredients (GOI) с 50-процентными толиками у каждой стороны. В рамках данного проекта неподалеку от Уоррнамбула на юго-западе штата Виктория, на местности площадью Семнадцать гектаров, где располагаются производственные мощности WCB, в Две тыщи девять году было завершено строительство современного завода по производству продукции, содержащей галактоолигосахариды, с внедрением инноваторских запантентованных технологий Royal FrieslandCampina. Тут же находятся отдельные мощности по производству сыра, сухого молока, концентрата белка молочной сыворотки, масла, сметаны и пакетированного молока. Очередной завод WCB размещается в городке Mil Lel. Молоко поставляется на фабрики раз в день, в современных автоцистернах, позволяющих сохранять его охлажденным долгое время.

Диаграмма 1. Выручка, млн баксов
Диаграмма 2. Незапятнанная прибыль, млн баксов
Диаграмма 3. Коммерческие и административные расходы, млн баксов
CFO
Вильям Ханна (William Hannah) работает в компании WCB с Одна тыща девятьсот девяносто восемь года. Возглавил денежный департамент в Две тыщи восемь году. Имеет более чем 40-летний опыт работы на руководящих должностях в компаниях, котирующихся на австралийской бирже, в том числе таких больших, как CRA (в текущее время Rio Tinto) и Newcrest Mining. Имеет степень MBA. Доходы за Две тыщи одиннадцать год с учетом призов составили Двести восемьдесят девять 738 австралийских баксов.
С поставщиками у WCB особые дела. По решению общего собрания акционеров компании с Две тыщи четыре года, как минимум, четыре из 9 членов совета директоров должны представлять поставщиков (на данный момент их пятеро). При всем этом условия поставки молока для их остаются общими. Упомянутые директора также входят в комитет компании по рассмотрению цен на молоко. В Две тыщи двенадцать году введена новенькая система ценообразования, согласно которой цена сырья складывается из базисной и стимулирующей частей. Размер 2-ой части варьируется зависимо от сезона и способа оплаты. Из 2-ух вариантов оплаты поставщики могут избрать более подходящий для их. 1-ый способ, который, быстрее, выгоден фермерам, у каких основная толика производства молока приходится на вешний период, предугадывает сезонное повышение закупочных цен за счет стимулирующей части. 2-ой вариант оптимален для тех поставщиков, у каких не наблюдается сезонных скачков в производстве, и подразумевает зависимость выплат от объема поставок. Выбор поставщика фиксируется сначала года, но если в конце денежного года выяснится, что другой вариант оплаты ему более выгоден, WCB обязуется выплатить разницу. Таким макаром, поставщики в любом случае получают наивысшую сумму, а WCB имеет возможность провоцировать предложение молока в период с февраля по июль, другими словами в осенне-зимний период в Австралии. Кстати, периодичность выплат поставщики также могут выбирать: оплата делается или каждый месяц, или каждые 10 дней. При этом во 2-м случае поставщику не придется выставлять счет и счет-фактуру при каждой оплате: как и в первом случае, документы готовятся раз за месяц. WCB предугадывает еще два вида стимулирующих выплат, зависящих от общего годичного объема поставок. 1-ая представляет собой доплату за производительность и выплачивается поставщику на каждомесячной базе, но он при желании может получить всю сумму единовременно в конце года. Месячные ставки рассчитывают с учетом характеристик поставок за два предыдущих года с каждогодней корректировкой суммы. К тому же если среднесуточный объем поставок окажется выше, чем за прошедшие два года, поставщику выплачивается дополнительное вознаграждение. Контрагенты могут ознакомиться с подробной информацией о собственных поставках и выплатах на особом закрытом веб-сайте ResultsPlus, который располагается на корпоративном портале WCB. Такая практика кроме остального позволяет минимизировать документальную работу по сверке расчетов с поставщиками.
Не считая того, в критериях роста цен на корма WCB продолжила программупредоставления поставщикам беспроцентных авансов на их закупку. Получить деньги в расчете 100 20 5 баксов на корову можно в хоть какое время года сроком до Двенадцать месяцев. Как сумма будет погашена, поставщик вновь может пользоваться данным предложением. На этом программка помощи поставщикам не исчерпывается: беря во внимание рост цен на электроэнергию, горючее и прочее, WCB помогает фермерам оценить способности для увеличения энергоэффективности производства. Для обсуждения вопросов отношений с поставщиками ежеквартально собирается консультативный форум.Что касается клиентов, WCB уделяет им не наименьшее внимание, чем поставщикам. В вопросах расширения ассортимента компания отталкивается от требований собственных клиентов, что дает ей преимущество: заказчикам гарантируется несопоставимое с соперниками компании предложение. Тем WCB становится наименее уязвимой к колебаниям цен на рынке. Стратегия компании предугадывает тесное сотрудничество с мотивированными клиентами для роста продаж продукции с высочайшей добавленной ценой. В Две тыщи двенадцать году WCB подписала эксклюзивный договор с сетью гипермаркетов Coles на поставку продукции марки Great Ocean Road на пятилетний период.
Диаграмма 4. Коэффициент денежного рычага (D/E)
Диаграмма 5. Структура обратных активов
В Две тыщи одиннадцать году компания связала учет поставок молока, прогнозирование продаж, планирование производства и управление припасами, что позволило поддержать стратегические конфигурации в ассортименте выпускаемой продукции и повысить оперативность поставок клиентам. В Две тыщи двенадцать году были завершены мероприятия по объединению главных клиентов в Стране восходящего солнца, Саудовской Аравии и на австралийском рынке в единую цепочку поставок.

Характеристики. Высочайший спрос на основную продукцию WCB сохранялся в течение практически всего денежного года, который завершается в июне. В натуральном выражении компания показала рост практически по всем категориям продукции. Но ценовые колебания на мировом рынке вследствие высочайшей конкуренции в последнем квартале, также предстоящее укрепление австралийского бакса к баксу США отразились на итоговых денежных показателях производителя. Незапятнанная прибыль WCB в Две тыщи двенадцать году снизилась на 17,8 процента до 15,2 млн баксов. Операционная прибыль также сократилась: до 22,8 млн баксов (в 2011-м — 30,6 млн баксов). В то же время расходы по обслуживанию кредиторской задолженности уменьшились на 46,1 процента, либо 2,7 млн баксов, по сопоставлению с Две тыщи одиннадцать годом, что гласит об улучшении управления обратным капиталом.
Что касается GOI и WCB Japan, то годичные характеристики обоих компаний оказались даже выше ожидаемых. Тем подтверждается корректность избранной WCB стратегии по расширению ассортимента продукции с высочайшей добавленной ценой.Сделка с Coles, повлекшая повышение товарно-материальных припасов, содействовала росту обратного капитала на 29,5 млн баксов. Вырос и общий долг — на 17,9 млн баксов, в том числе в связи с привлечением 19,1 млн баксов в целях наращивания припасов по договору с сетью Coles. Дебиторская задолженность возросла на 7,1 млн баксов на фоне больших объемов продаж в июне.
Русская практика
Объем русского рынка молочной продукции по различным оценкам составляет от 4,5 до 6 миллиардов баксов. Рынок является высококонкурентным: на нем представлено выше Одна тыща четыреста игроков, включая большие, средние и маленькие компании. Бесспорными фаворитами являются компании «Danone-Юнимилк» и «PepsiCo — Вимм Билль Данн». Ведущие позиции задерживают еще два забугорных производителя: Campina и Erhman. Оставшаяся 10-ка огромнейших производителей представлена русскими компаниями: «Молочный комбинат „Воронежский“», Останкинский молочный комбинат, Алексеевский молочно-консервный комбинат, Ирбитский молочный завод, «Молочный мир», Захаровский молочный завод. Но характеристики их деятельности значительно ниже, чем у главных игроков. А для сопоставления с WCB мы избрали группу компаний «Лактика», выпускающую широкий диапазон молочной продукции (см. схему).

После сотворения Таможенного союза Рф, Казахстана и Белоруссии на российский рынок вышло огромное количество маленьких белорусских производителей, которые в совокупы покрывают значительную долю рынка. Вследствие господдержки молочных производителей себестоимость белорусской продукции в среднем на 30–40 процентов ниже русской. Тем временем, по оценкам профессионалов, себестоимость производства молока в Рф в Две тыщи двенадцать году выросла в среднем еще на 20 процентов. В конечном итоге русским компаниям оказывается прибыльнее переводить создание в Белоруссию, a потом экспортировать готовую молочную продукцию в Россию. Ожидается, что вступление Рф в ВТО еще больше ухудшит положение русских производителей.
Ольга Сизова
–редактор особых проектов журнальчика «Финансовый директор»