Для многих бухгалтеров задержки на работе числятся чуток ли ни «нормой». Время от времени, вправду, появляются форс-мажоры: в конце отчетного периода необходимо «подбивать» данные, поступившие в последний момент. Но если для вас приходится часто засиживаться в кабинете допоздна, пора лупить тревогу – и поменять ситуацию. Как это сделать, не испортив отношений с управлением?
«Знать свою норму»
Навряд ли имеет смысл подымать шум, если вы задерживаетесь на работе не почаще 1-3 дней за месяц при закрытии отчетного периода. Вроде бы отлично в компании ни была организована финансовая служба, все равно в конце месяца приходится срочно проводить хозяйственные операции последних дней либо что-то исправлять до сдачи отчетности. Кто-то из коллег поздно принесет для вас первичный документ, кое-где в подсчетах обнаружится ошибка и т.п.
В данном случае задерживайтесь, но непременно озвучивайте переработки перед управлением (главбухом либо директором). Если в вашей компании соблюдается ТК, не смущяйтесь ставить дополнительные часы в ведомости для начисления заработной платы, даже если коллеги этого не делают.
Не оставаться «по умолчанию»
В почти всех компаниях в бухгалтерии «принято» задерживаться. Обычно, в таковой фирме главбух даже не попросит вас остаться (т.к. осознает, что этим он нарушит закон) – «просто» за пятнадцать минут до окончания рабочего денька даст для вас огромное задание, которое необходимо выполнить «вчера».
Будьте аккуратны: это ловушка. Выходит, что задержаться на работе вы решили «самостоятельно», как следует, работодатель для вас ничего не должен. Означает, у вас не будет оснований просить ответных уступок, не говоря уже об оплате.
Что этому противопоставить? Делайте вид, что «не понимаете» намеков: "Отлично, сейчас начну, а завтра продолжу". Если от вас молчком ожидают задержек, так же молчком уходите домой, пока вас прямо не попросят остаться на переработку. Как начальник озвучит свою просьбу, это даст для вас возможность «поторговаться» либо отрешиться от непонятной чести.

Избегать подробностей
Вы не должны ощущать вину за то, что впору уходите с работы. Компания нанимает вас на 8-часовой рабочий – и платит для вас заработную плату конкретно за столько часов. Соответственно, ваша рабочая нагрузка не может превосходить эту норму. Если у работодателя некорректно организован процесс бухучета либо рассчитан объем заданий, то это уже неувязка работодателя, а не ваша.
Потому ни при каких обстоятельствах не разъясняйте, почему вы уходите «так рано», когда все другие сотрудники «сидят до упора». Если окружающие проявляют (неприемлимое) любопытство, отвертитесь коротким и неинформативным ответом. «Уже уходишь?» — недовольно спрашивает сотрудник, завидуя для вас из-за того, что сама не отважилась сделать то же самое. «Да, нужно бежать. До завтра.» — тихо и благожелательно отвечаете вы, не вдаваясь в подробности и не объясняя, куда конкретно и почему для вас так нужно бежать.
Ты мне – я для тебя
Пытайтесь восполнить переработки. Даже если в вашей компании не соблюдается ТК, и доплаты для вас не получить, требуйте у управляющего что-то другое в обмен на ваши задержки. Отпрашивайтесь на длинный обед, требуйте «личные дни», оплату детского сада, путевку и т.п.
Сначала не так принципиально, соответствует ли компенсация потраченному времени – еще важнее приучить управление к мысли о том, что ваши дополнительные усилия должны вознаграждаться, а не считаться «нормой».
От третьего лица
В неких компаниях вас будут вынуждать задерживаться, угрожая увольнением, лишением премии и т.п. Это делается в расчете на то, что сотрудник побоится идти на прямой конфликт, боясь последствий. Если вы не желаете портить дела с директором либо главбухом, то, отказывая ему, не ссылайтесь на свои права либо закон – в компании, где не соблюдается ТК, таковой аргумент будет звучать просто забавно.
Заместо этого найдите (либо придумайте) причину, связанную с третьими лицами либо «объективными обстоятельствами», к примеру:

  • «муж не разрешает задерживаться на работе»
  • «мне необходимо забирать и подкармливать малыша, по другому он остается голодным»
  • «потом уйдет последняя электричка, и я не смогу добраться до дома»
  • «я заплатила за фитнес-центр, и если пропущу, то эти средства не вернут»

В данном случае непременно подчеркивайте, что желали бы остаться и посодействовать, но для вас не позволяют «обстоятельства».
Усложнить «процесс задержания»

Если вас прямо требуют задержаться «за бесплатно» и отрешаются как-либо восполнить переработки, сделайте этот процесс сложным для управляющего. Может быть, в вашей компании принято нарушать права служащих и простый здравый смысл. Может быть, постоянные задержки в бухгалтерии издавна уже стали нормой для ваших коллег. Но если вы думаете, что, позволяя себя эксплуатировать, можете устроить карьеру, то, вероятнее всего, ошибаетесь. Если вы молчком соглашаетесь, шеф будет принимать ваши задержки как подабающее, и, что еще ужаснее, закончит вас уважать: люди не уважают тех, кто не умеет отказывать.
Присмотритесь к собственному управлению и тем сотрудникам, которых не так давно повысили в должности – с большой вероятностью посреди их будет сильно мало тех, кто повсевременно задерживается на работе. Почему? Конкретно там, где сотрудникам напрашиваются более жесткие требования, увеличивают и продвигают только тех, кто выделяются на фоне послушливого большинства и знает, как защитить свои интересы.
Главное – делать это корректно и избегать категоричного отказа.