Сможете ли вы именовать себя психологически сильной личностью? Думаю, на этот вопрос трудно ответить сходу по той причине, что понятие «психологически мощная личность» является недостаточно прозрачным. У каждого человека появляются в связи с этим понятием целый ряд ассоциаций: уверенность, спокойствие, самодостаточность и независимость, мощная воля, эмоциональное равновесие, умение выдерживать стрессовые ситуации, самообладание, умение избрать наилучшее решение в непростой момент. Вправду, все эти свойства являются разными гранями психологически сильной личности, а само это понятие — составным, т.е. состоящим из палитры этих достойнейших свойств нрава. Естественно, каждый желал бы владеть всем этим набором свойств. Более того, мы всегда, вольно либо невольно, оцениваем людей по этим характеристикам, и быть рядом в жизни и разговаривать всем хотелось бы сначала конкретно с такими людьми.
Психологически сильный и уверенный внутри себя человек просто производит подходящее воспоминание, его уважают, его одобрения и дружбы отыскивают, его личностный ранг высок, его первым увеличивают по служебной лестнице. Обладание неплохой уверенностью и внутренней силой само по себе является волшебным средством для действенного воздействия на окружающих. Люди ощущают силу и избегают вступать с таким человеком в конфликты, не решаются посягнуть на его интересы и даже нередко уступают свои интересы «без боя».
Но не погрешу против правды, если скажу, что на 100% всегда и всюду уверенных внутри себя людей не бывает. Я при случае проводил опросы и спрашивал сильных, отлично обладающих собой людей, фаворитов по натуре, с которыми мне довелось разговаривать, как они чувствуют себя в принципиальные моменты собственной жизни, перед встречей со важными людьми либо перед публикой в моменты всеобщего внимания? И они все признавались, что практически всегда беспокоятся и даже испытывают внутреннюю дрожь перед этим. Сначала для меня это было полным откровением, через какое-то время я стал уже угадывать их ответ.
Приведу узнаваемый исторический факт. Французский правитель Наполеон Бонапарт, завоеватель Европы, выдающаяся личность и наисильнейший духом человек, наводивший одним своим именованием экстаз на друзей и кошмар на противников — и тот в один прекрасный момент свалился от испуга в обморок, когда ему было надо выступать перед своим войском с приветственной речью.
Хоть какому человеку отлично знакомо чувство неуверенности в собственных силах, ужаса перед другим человеком либо ситуацией. Откуда же это в нас? Это состояние нерешительности и неуверенности еще можно было бы осознать, если б от нас каждый денек зависела бы наша жизнь, судьбы близких людей, если б мы решали бы каждый денек «быть либо не быть», либо несли бы ношу безмерной ответственности перед населением земли. Но в обыкновенной ежедневной жизни? При встречах с другими людьми, в работе и общении? Думаю, каждый просто вспомнит целый набор ситуаций, когда в груди возникал легкий холодок, в душе противное «скребыхание», колени начинали подрагивать, ладошки потеть, а глас дрожать и выдавать наше волнение и неуверенность с головой.
При хоть какой мало-мальски важной ситуации сомнения, нерешительность и отсутствие убежденности мешают нам сделать то, на что мы способны и просто сделали бы, если б не эти наши «враги». Вспомните, как жалели вы, что смутились и не произвели достойного воспоминания на начальника при приеме на работу либо при разговоре о повышении зарплаты. Либо не смогли отстоять свое достоинство и дать отпор агрессору, хотя все шансы это сделать были.
Были ситуации, когда в компании вы так и не рискнули привлечь на себя внимание и выступить с заблаговременно приготовленным тостом на торжестве либо другой речью? Либо растерялись, когда с вами заговорил очень увлекательный и симпатичный человек обратного пола, и не смогли блеснуть присущим для вас разумом и эрудицией? А может, вы даже не рискнули к этому человеку подойти? Все это синдромы беспомощности и неуверенности внутри себя, в той либо другой степени присущей каждому человеку.
Разглядим ряд инструментов и приемов для того, чтоб сохранять внутреннее достоинство и создавать лучшее воспоминание на людей в сложных актуальных ситуациях.

Разберемся сначала, в чем заключен психический механизм внутренней беспомощности и неуверенности? Почему это нередко проявляется конкретно на людях, публично, перед аудиторией либо даже перед одним человеком? Разобраться в этом нам нужно, во-1-х, для того, чтоб лучше знать, представлять, рефлексировать (созидать со стороны) свои собственные психические мотивы и механизмы, и, как следует, получить возможность оказывать влияние на эти механизмы собственной волей, а не только лишь идти у их на поводу. А во-2-х, чтоб лучше знать мотивы поведения других людей.
В психологии существует понятие — «самооценка». Другими словами то, как человек оценивает сам себя в какой-нибудь определенной области. Каждый, хотя бы приблизительно, может выставить для себя оценку по хоть какому качеству либо умению. К примеру, самооценка по привлекательности. Либо по сексапильности. Либо по профессионализму. Либо самооценка по умственным возможностям. Сумма таких самооценок составляет интегральную самооценку, либо, по-другому говоря, самоуважение к для себя как к личности в целом.
Самооценка может быть высочайшей — тогда человек смотрится как сильный и уверенный. Самооценка может быть низкой — тогда человек смотрится слабеньким и неуверенным. Она может быть завышенной — тогда владелец ее воспринимается нами как уверенный в себе человек. Т.е. очень уверенный, без достаточных на то оснований. Самооценка может быть заниженной — тогда мы лицезреем, что человек очевидно себя недооценивает, и достоин большего самоуважения. Самооценка непостоянна в течение жизни. Особенность самооценки в том, что она находится в зависимости от воззрений и оценок других людей нашей личности. Если от представления других зависит очень — тогда самооценку можно именовать зависимой либо неуравновешенной. Если не очень очень — самооценка у человека независящая (в целом) и устойчивая.
От уровня самооценки зависит психический комфорт личности. У хоть какого человека есть потребность чувствовать себя не ужаснее, а то и лучше для себя схожих. Потребность оценивать и получать доказательства, что он равный посреди равных, а в чем либо и превосходит других людей. Получать почтение и подпитывать собственное достоинство. Это механизм получения психического комфорта. Если самооценка вырастет в итоге похвалы — человек испытывает духовный комфорт и ублажение. Если самооценка человека миниатюризируется под воздействием негативной оценки другого — это царапает, вызывает дискомфортное духовное состояние. Зависимость самооценки от оценок отлично иллюстрируется последующей метафорой.
Представьте для себя стакан с водой — это неуравновешенная самооценка неуверенного внутри себя человека. Если туда влить оценку другого человека — чашечку с водой — произойдет «буря в стакане воды». Стакан выйдет из берегов и затопит близкорасположенное место. Человек с зависимой неуравновешенной самооценкой будет испытывать смятение либо, напротив, сильный чувственный подъем зависимо от того, какого знака оценку он получил.
Эту зависимость очень отлично видно, когда человек только формируется как личность — в подростковом и юношеском возрасте. Его самооценка является неуравновешенной и заниженной либо, еще молвят, «незрелой», несформировавшейся. В молодом возрасте человек еще не успел самоутвердиться в мире людей на сто процентов и потому для него неважно какая оценка является суперзначимой. Какая борьба идет за самоутверждение, за собственный ранг посреди сверстников и важных взрослых! Какими только способами не добывается одобрение знатных друзей и подруг! Как отрадно переживается хоть какой фуррор и похвала со стороны! И как духовно больно бывает даже за мелкое поражение и всякую критику, какой бы она ни была справедливой!
Скажите ребенку, что у него дурной прыщик на носу — это будет для него предпосылкой неделю не показываться из дома. А высмеивание и отверженность его в компании — предпосылкой депрессии и даже суицида. Взрослые эти страсти и муки уже подзабывают, а напрасно — это ключ к осознанию движущих сил и внутреннего мира ребенка и молодого человека.
Умение самооценки личности не понижаться под воздействием негатива от окружающих — это настоящая проверка психической силы личности. Один знаменитейший футбольный вратарь 50-х годов при выбрасывании в поле мяча рукою случаем забросил его в свои ворота. После чего он не сумел больше играть. Другой узнаваемый вратарь нашей сборной 90-х (знатоки знают) не сумел удержать мяч в руках после подачи во вратарскую площадь в важном матче и пропустил досадный гол, перечеркнувший всю многолетнюю работу команды. Проф уровень этого вратаря резко снизился. Почему это происходит? Ведь умений у этих вратарей меньше не стало? Причина в том, что под воздействием массивного осуждения (как реального, так и надуманного) партнеров и болельщиков резко свалилась самооценка и уверенность внутри себя — а для вратаря это одно из основных свойств.
Еще одна иллюстрация воздействия оценок окружающих на нашу самооценку — из «Случаев» Даниила Хармса («Как внезапное весть огорашивает людей, к нему неподготовленных»):
Писатель: Яписатель!

Читатель: А по-моему, ты г…о!
Писатель пару минут стоит, потрясенный этой новейшей мыслью и падает замертво. Его выносят.
Живописец: Я — живописец!
Зритель: А по-моему, ты г…о!
Живописец качается и внезапно погибает, рухнув на пол. Его выносят.
Композитор: Я — композитор!
Слушатель: А по-моему, ты г…о!
Композитор тяжело дышит и осаживается на пол. Его выносят.
Хармс, естественно, сгущает краски, но ненамного. Пособолезнуем тяжеленной доле людей искусства и продолжим. А сейчас представьте уже не стакан, а бочку с водой. Это модель устойчивой самооценки по истине уверенного внутри себя человека, с устойчивой, либо еще молвят, «зрелой» самооценкой, человека самоутвердившегося и самодостаточного. Если в эту бочку влить чашечку с водой, уровень воды в бочке очень не поменяться. Это изменение может и есть, но без особых устройств, «на глаз» его даже не увидеть. И непринципиально, положительная оценка либо отрицательная была «вылита» — похвалили его на данный момент либо отругали. Может быть, мы увидим рябь на поверхности этой бочки, но менее того.
Но людей с полностью устойчивой и невосприимчивой к другим воззрениям самооценкой не бывает, даже если это человек зрелый, опытнейший и приличный. Понимаете по для себя —как бы мы ни гласили, что нам все равно, что о нас молвят — это лукавство. Мы нередко стремимся услышать, выяснить, что все-таки задумываются, молвят и как оценивают нас другие люди, какое воспоминание мы на их производим? Так как мировоззрение других людей для нас является весомым. Мы желаем захватить доверие людей, их любовь, их почтение — это неотъемлемое рвение, потребность хоть какой людской личности. Мы желаем выяснить, что приглянулись, произвели воспоминание, что нас положительно оценили. Мы сразу и ищем этой оценки и боимся ее, так как осознаем, что можем натолкнуться на то, что не желали бы услышать.

И почаще, как раз, мы слышим о для себя не экзальтированные отзывы, а подколки, замечания, нехорошие оценки. Да, да! По статистике — почаще, чем положительные. Догадываетесь, почему? Так как сделать замечание и поругать другого человека многим еще приятнее, чем похвалить. Ведь когда ты отмечаешь какой-нибудь недочет у другого человека, ты сразу говоришь для себя, что уж я то лишен этого недочета. А если и не лишен, то тем паче — не я один таковой. И ты немного поднимаешься в собственных очах, «греешь» свою самооценку, и хоть незначительно, а самоутверждаешься за счет другого человека. Таким макаром, невзирая на поиск нами одобрения и положительных оценок, натыкаемся мы почаще на замечания и нехорошие оценки себя, собственной личности, собственных поступков.
Итак, не бывает людей, которые не испытывают волнения и неуверенности. Но бывают люди, которые отлично могут отлично показывать уверенность и владение собой, вроде В.В. Жириновского, которого непрошибаемая уверенность внутри себя вывела его на верхушки политической власти. Как все-же быть более сильным и уверенным перед лицом сложных ситуаций и важных людей? Тут существует два нюанса.
1-ый — быть.
2-ойказаться.
Навязывается противопоставление первого и второго. Охото патетически воскрикнуть: «Надо быть, а не казаться!» Но не стоит спешить — это очень взаимосвязанные понятия. Одно очень оказывает влияние на другое. Объясню.
Если вы научаетесь быть уверенным и сильным, то безизбежно вы начинаете и казаться таким. Как ни удивительно, правильно и напротив: если вы научаетесь казаться таким — это помогает и ощутить чувство силы и убежденности в себе. Внутреннее помогает подправиться наружному и напротив, наружное «вытягивает» внутреннее.
Вы сможете спросить, как наружный уверенный вид может воздействовать на внутреннее состояние, это различные вещи!? Оказывает влияние. Работают физиологические механизмы, стремящиеся сравнять одно с другим. И если вы за счет силы воли и самоконтроля за телом сохраняете достойную наружность, этим физиологическим механизмам ничего не остается делать, как оказывать влияние на внутреннее состояние. Проведите таковой опыт. Сядьте ссутулившись, поникнув головой, безвольно свесив руки и попытайтесь сказать:
— Я очень сильный и уверенный внутри себя человек…!
Ничего не выйдет. По собственному внутреннему чувству и липовому голосу вы почувствуете, что врете! Тело уже родило соответственное состояние — вялости, забитости и беспомощности. Сейчас сделайте напротив. Встаньте прямо во весь рост, гордо расправьте плечи, голову поднимите выше, грудь подайте вперед, массивно вдохните и изреките:
— Я очень слабенький, небольшой и неуверенный…
Снова ничего не выйдет. Так слабенькие не молвят. А если вышло — означает вы уже стоите совершенно в другой позе.
Как люди понимают, считывают и трактуют себе наше состояние? По наружным признакам убежденности и неуверенности внутри себя. Конкретнее:
Тело и движения. Напряженное тело приводит к телесной несвободе и скованности. Напряженные мускулы тела через нервные окончания отправляют сигналы в надлежащие нервные центры мозга, которые, в свою очередь, отправляют сигналы напряжения назад в мускулы. В итоге скованность смотрится как один из признаков неуверенности и неловкости. Уверенный же внутри себя человек раскован и естественен в движениях, в отличие от неуверенного, который опасается движений, стоит, как истукан либо повторяет одни и те же заученные жесты. В таком человеке ощущается ужас — не дай боже мне привлечь еще более внимания других, чем я уже имею.
Потому очень принципиально научиться расслаблять свое тело и сбрасывать излишние напряжения и зажимы. Для этого просто мысленным взглядом временами просматривайте свое тело, расслабляйте все, что можно расслабить, чтоб только не свалиться. Плюс к этому отлично помогает сбрасывать мышечное напряжение несколько глубочайших вдохов и выдохов.
Осанка. Ровная осанка трактуется людьми как признак уверенного внутри себя человека, сутулая — признак неуверенного. Сутулый человек собственной осанкой вроде бы «сообщает» другим: «Мне неудобно перед вами, и мне вообще-то на данный момент сжаться и спрятаться охото, вы уж извините, что я здесь ваше внимание забираю». Потому нужно взять за правило жить с «царственной осанкой», при этом даже не непременно перед публикой — тогда это войдет в неплохую привычку. Для этого при ходьбе либо стоя приучите себя «подвешивать» на ниточку, как куклу, за затылок, устремляясь всем телом ввысь.
Перенапрягаться в этом порыве не стоит — это не должно смотреться противоестественно. Плечи же, чтоб не сутулились, «надевайте» на «плечики», как пиджак — ввысь и вспять — и оставляйте их в этом положении. Поначалу тело будет ворачиваться в обычную для него норму, но часто вспоминайте про хорошую осанку и формируйте внутри себя эти новые привычки, тогда и старенькые привычки вытесняться.
Голова и лицо. Замечаете ли вы свое положение головы и выражение лица? Наверняка, только когда смотритесь в зеркало и обычно улыбаетесь собственному изображению. В остальное время человек обычно себя плохо держит под контролем. В итоге кажутся нахмуренными большая часть в общем-то приветливых людей.
Проведите опыт на улице. Подойдите с просьбой разъяснить дорогу к полностью темным и неулыбчивым прохожим. Проявите при всем этом легкую растерянность, сделав вид, что совсем заплутались в незнакомом месте. Уверен, что фактически все из их проявят к для вас роль и размещение. Наружность обманчива.
Для того, чтоб создавать уверенное воспоминание сформируйте для себя наилучшее основное положение и выражение. Голова чуток приподнята, а благожелательное, улыбчивое либо готовое к ухмылке выражение лица гласит людям «я — неплохой, ты хороший». Либо, для любителей американизмов: «Я О Кей, Ты О Кей». Это, естественно, располагает к хоть какому человеку, наращивает доверие.
Вероятны варианты: просто спокойное, бесстрастное, ничего не выражающее лицо, либо даже несколько брутальное тоже молвят об убежденности обладателя, но такое выражение лица вероятнее всего не будет содействовать благожелательному отношению. Хотя в неких случаях это годиться, когда ситуация не подразумевает улыбчивости участников (поминки, к примеру). Либо если принципиально внушить почтение, основанное на легком ужасе перед вами.
К примеру, если вы пришли выколачивать долг из злобного неплатильщика.
Скованность может проявляться и в поворотах головы. Если человек заместо поворота головы скашивает глаза, чтоб поглядеть в сторону —это воспринимается другими как внутренняя напряженность.
Глас. Прерывающийся, сдавленный, очень тихий глас с застенчивыми интонациями сходу выдает неуверенность человека. Потому хотя бы в секунду до того, как вы открыли рот, представьте, что и каким голосом, с какой силой, интонацией, чувственным заполнением вы желаете сказать тогда и вы будете более застрахованы от вероломных «петухов» в собственной речи. Не считая того, более маленький тембр речи производит более уверенное воспоминание на собеседника.
Вспомните и сравните глас генерала Лебедя и шахматиста Анатолия Карпова. При всем почтении к упомянутым личностям, более убедительно смотреться (если можно так сказать про глас) будут слова обладателей низкого тембра.
Хотя природные способности у всех различные, приучивайте гласить себя больше не «горлом», а рождать звучание из центра груди. Отыскиваете внутри себя конкретно «грудные» ноты — тогда тембр голоса приобретет более маленький окрас. Лично будет чувство, что вы звучите собственной грудной клеточкой.
Речь. Если вы гласите стремительно, торопливо «выстреливая» слова, знайте, что вас будут принимать как человека неуверенного. Так как у слушателя возникнет чувство, что вы желаете побыстрее договорить, отвертеться, отмучаться и убежать, в конце концов. Другими словами, торопливая речь производит легковесное воспоминание. Естественно, если вы цедите фразы страшно медлительно, с трудом подбирая слова, как турист, только-только выучивший четыре пт из разговорника — вас просто на физическом уровне тяжело будет слушать. Лучший темп речи от 100 до 100 50 слов за минуту.
Взор. Взору уделим особенное отношение. Вы, наверняка, замечали, что взор в глаза время от времени вызывает легкую неловкость меж людьми? Срабатывает тот же самый механизм оценки и самооценки. Человек ощущает, что его оценивают — и оценивают прямо в эту самую секунду, да к тому же так неопосредованно эта оценка происходит! И он не выдерживает этой ситуации, этого психического напряжения и отводит взгляд. В особенности, если ситуация очевидно напряженная либо конфликтная. Когда другой очевидно тебя терпеть не может — тогда нередко уже просто нереально выдержать уничтожающий, «размазывающий» взор этого человека.
Этот ужас прямого взора вначале имеет биологическую природу. В животном мире взор имел два значения. 1-ое — это злость и вызов, к примеру, два самца, меряющие взором обоюдную силу, собственный обоюдный ранг. И, 2-ое, сексапильное вербование: самец и самка, когда взор делал подготовительную и отборочную для сексапильных игр функцию. У человека эти значения, злость и вербование, тоже сохранились, но, в связи с более узкой организацией духовного мира, добавилось еще много цветов и полутонов.
Достойные внимания факты. Коты часами могут посиживать напротив и пристально пялиться друг дружке в глаза, время от времени угрожающе подвывая — пока кто-то из их не ретируется либо пока не сцепятся в схватке за право владения помойкой. Крысы тоже узнают дела таким же образом, правда они не вопят и не дерутся, но дело у их время от времени завершается смертельным финалом — одна из крыс издыхает от перенапряжения и истощения. Понятно, что взором можно держать на месте жестко ведущих себя гусей (глядеть нужно на вожака), собаку, пытающуюся вас штурмовать (не считая бойцовских пород, которых не приостановить ничем).
Кстати, наилучший метод избавиться от лающего раздражающего пса — сделать резкое приседание, делая вид, что вы хватаете с земли камень. Неважно какая собака с юношества отлично знает этот жест. А вот в местах скопления горилл единственная возможность выжить — застыть и ни при каких обстоятельствах не глядеть самцам в глаза, по другому придется выдержать поединок за право обладания гаремом.
Для внимательного человека глаза его собеседника почти все могут сказать. Если собеседник взгляд прячет, это также выдает его неуверенность перед людьми и ужас перед ситуацией, так как это практически вариант ухода, убегания от внимания других людей. Пряча взгляд, вы, сами того не хотя, сообщаете другим, что для вас неуютно глядеть в глаза людей. И это снова будет трактоваться как ваша слабость и неуверенность. Взор хоть и в глаза — но беспокойный и бегающий создаст воспоминание, что вы не сможете длительно расслабленно выдерживать взгляды другого и также портит мировоззрение о вас.
Потому взор должен фиксироваться на лицах слушателей, если их несколько, более чем на 3-4 секунды. Фиксировать взор не непременно конкретно в глаза, а довольно на лицах — так как контакт глаза в глаза является энергетически очень заряженным и может очень отвлекать самого от темы. Потому, если расстояние больше 2-ух метров, лучше глядеть на точки лица слушателя, другими словами попеременно на нос, лоб, брови, губки, подбородок, по контуру головы. И это будет восприниматься, за счет эффекта скрадывания расстоянием, как взор все равно прямо в глаза, что и требуется.
Если вы беседуете один на один, то лучше держать под контролем взгляд посодействуют так именуемые «треугольники», по которым может передвигаться ваш взгляд, не спеша, попеременно на три точки.
Деловой треугольник: для людей, с которыми вы в деловых отношениях (и соц ролях), точки — глаз, другой глаз, нос (либо губки), и снова глаз, глаз, нос и т.д.
Дружественный (либо светский) треугольник: для людей, с которыми вы в дружественных либо дружеских отношениях. Тут уже позволяете (так как друг, все-же) более широкую зону охвата взглядом — глаз, глаз, пуговица на груди.
Интимный треугольник — для людей, с которыми вы в интимных отношениях либо претендуете на личностное сближение. Это уже получится немного фривольный треугольник: глаз, другой глаз, область гениталий — и вновь глаз.
Если же ваш взор в беседе с человеком будет длительно, без движения сконцентрирован на одной точке его лица — зрачке, брови, переносице, «третьем глазе» — он (взор) будет воспринят как тяжкий, гипнотический, либо даже брутальный. Если в вашу задачку заходит показать свою силу, используйте это — часто жестким взором можно приостановить даже шпану и нахала, как ни покажется это для вас странноватым.
Также нельзя проявлять слабость и отводить глаза от начальника. Даже когда он вас распекает. Вы рискуете утратить остатки его почтения. Применяйте «деловой треугольник» и прослывете смелым человеком.
На тренингах я даю полезное упражнение для тренировки неубегающего, размеренного, уверенного взора. Упражнение под кодовым заглавием «Взор в метро».
Либо в любом другом транспорте либо месте — главное, что с незнакомым человеком.
Вы, наверняка, замечали, что люди, сидящие напротив друг дружку в метро, часто исподтишка рассматривают друг дружку? При всем этом, если случаем их взоры сталкиваются, то глаза, обычно, мгновенно «отпрыгивают» в сторону: сходу вдруг «заинтересовывает» реклама на стенках вагона либо чего-нибудть еще очень «важное», типа шнурков башмак человека напротив. Это и понятно: у нас же не очень принято глядеть просто так на человека, тем паче незнакомого, и, естественно, встреча очами вызывает обоюдную неловкость.
К слову: в отличие от Рф, в Европе еще более свободно люди могут встречаться открытыми заинтересованными взорами и заводить так мимолетный разговор либо даже долгое знакомство. И никакой неловкости при всем этом не испытывают. Это признак большей внутренней свободы и самоуважения, чем у нас. Причина в том, что западная культура и воспитание построены на ценности почтения к личности человека, в отличие от господствующей до недавнешнего времени в Рф коммунистической культуры и системы воспитания, которая считала, что есть еще более принципиальные ценности.
Итак вот, суть упражнения: «Взор в метро». Возьмите для себя за правило при встрече взорами в вагоне метро не отпрыгивать сходу в сторону, а расслабленно принимать взор другого человека, и даже находить такую возможность. При всем этом совсем не непременно глядеть с вызовом, можно глядеть благожелательно и с энтузиазмом. Мигать во время контакта глаз не воспрещается — это физиологическая реакция, а вот улыбаться, другими словами практически пробовать заработать неплохую его оценку — не стоит. Упражнение не о том.
Сходу скажу, что в действительности отыскивать человека, готового быть в контакте очами больше, чем секунду, будет тяжело. Да и секунды будет довольно — пусть не Вы, а он первым отводят взгляд. Если же повезет, и повстречается человек, готовый к более долговременному контакту очами — замечательно, для вас подфартило — проверите и потренируете собственный взгляд, психическую уверенность и устойчивость. Когда партнер уже отвел глаза, сможете зачесть для себя «плюсик» и отпустить его на покой.
Если вы будете продолжать трениться, не исключено, что он ощутит более сильное неудобство, забеспокоится и даже покинет вагон при первой способности. Потому разрешите ему все-же доехать до дома. Разрешите и для себя когда-то и проиграть, если партнер посильнее вас во взоре. Проигрывать достойно тоже нужно уметь — тихо и без чувства вины и своей беспомощности. Это всего только игра—как и жизнь — и не непременно вы всегда должны выигрывать.
Если чувствуете, что не выдерживаете взор, вспомните, что глядеть не непременно прямо в глаза. Довольно избрать какую-либо точку на лице (бровь, губки, нос, лоб, ухо) — на таком расстоянии (мы уже гласили) скрадывается точность взгляда. Это упражнение делается до того времени, пока для вас не станет совсем просто и ненапряжно глядеть в глаза незнакомым людям, и вы даже научитесь получать от этого наслаждение.
Могут ли быть от этого упражнения проблемы? Могут. Как и от жизни в целом. Потому соблюдайте правила техники безопасности — когда не нужно практиковать это упражнение:

  • Если время уже больше 9 часов вечера, а у вас в планах доехать до собственного дома, а не дома попутчика. Либо если вы в вагоне практически одни с человеком напротив, это может быть воспринято им приблизительно так же.
  • Если напротив Вас сотрудник органов правопорядка, а у Вас нет с собой документов либо в сумке бомба.
  • Если напротив человек не совершенно трезвый, либо на психическом уровне больной, либо совершенно старый (к огорчению, обязан поставить и стариков в этот ряд).
  • Если напротив Вас гость с жарких кавказских гор — там свои «взгляды на взгляды». При этом эти представления более близки к прямоте био мира, и ваш взгляд может перевозбудить гостя. В данном случае вы рискуете получить заместо этого упражнения другое, более сильное: разборку на тему «Что так глядыш!?», либо противное разъяснение «Как, дэвушка, пачэму в гости нэ хочэшь!?».

Во всех других случаях это упражнение неопасно. В последнем случае, захочут познакомиться, в данном случае действуйте по происшествиям. Нравится человек — знакомьтесь. Не очень — найдите какое-нибудь, не задевающее его самолюбие причину.
К примеру, растолкуйте ему корректно, что он для вас тоже нравится, но у вас другие планы. Либо воспользуйтесь готовой «отбивкой», чтоб оправдать происходящее действие. Скажите ему, что вы смотрели на него, поэтому он похож на вашего покойного брата. Либо на сейчас здравствующего одноклассника. Либо вы просто плохо видите и задумались о собственном, глупо смотря впереди себя. В конце концов, можно честно признаться, что вы делали упражнение, которое задал чудаковатый ведущий тренинга. Человек получит себе разъяснение этим странностям и успокоится.
Увлекательный случай в связи с этим упражнением был рассказан женщиной Мариной, одной из участниц тренинга. Она ехала в полупустом вагоне метро и сначала и не задумывалась делать никакие упражнения, тем паче что был уже поздний вечер. Она просто читала книжку. Вдруг напротив нее сели двое запанибратских юных людей и стали достаточно бесцеремонно и звучно дискуссировать ее плюсы и недочеты, посмеиваясь и подталкивая друг дружку локтями.
Короче говоря, ребята были в том радостном кураже, когда все моря по колено, а все девицы твои. Марина, естественно, напряглась, и хотя продолжала делать вид, что читает книжку, ощущала себя не очень комфортно. Это длилось несколько остановок, а ребята все не стихали, а даже напротив, вели себя все более и поболее бесцеремонно. И так как Марина не знала, что делать в этой ситуации, она решила: буду проводить упражнение «неотрывный взгляд».
Марина внутренне собралась, настроилась, демонстративно закрыла книгу, убрала ее в сумочку, подняла взор и стала расслабленно и открыто глядеть на юношей. Что здесь началось… она сама не ждала такового эффекта. С лиц друзей равномерно сползли ухмылки, смешки затихли, они не стали друг дружку подталкивать, тема дамских плюсов Марины сходу как-то увяла, и ребята очевидно ощутили себя скованно и совсем не в собственной тарелке. Марина продолжала молчком глядеть — и через две остановки мужчины в спешке покинули вагон, сделав вид, что им уже пора выходить.
Вы сможете справедливо увидеть:
— Ну, как так! Ведь это упражнение может быть противным для других людей, для чего же их напрягать!?
Да, вправду, даже ваше пребывание в вагоне метро может доставить кому-то неудобство — места не много. Но, «надо быть чистоплотным, но не чистоплюем». И полезность вам от этого упражнения перекрывает ту маленькую неловкость, которую может доставить другим это упражнение.
Еще любознательный эпизод из практики одной из участниц тренинга, Светланы. Она встретила в метро очень пренебрежительный взор юного человека приблатненного вида. Он посиживал напротив, с бутылкой пива, в мятой расспахнутой рубашке. Этот шпанистого вида парень нахально и пренебрежительно рассматривал раздевающим взором ее фигуру, даже не пытаясь скрывать этого. И здесь Света выдумала новое упражнение. В ответ она направила приблизительно таковой же, нахальный и оценочный взор — на его ширинку… Юного человека хватило минутки на две. Равномерно он покрылся красноватыми пятнами и выскочил не на собственной остановке.
Еще есть секрет, как выдерживать хоть какой, даже самый тяжкий взор. Пользуйтесь приемом «клетка». Как он расшифровывается? Мы уже знаем, что мы смущаемся и испытываем неловкость из-за того, что очень озабочены собой, из-за особенного внимания в этот момент к собственной персоне, что нас «выбивает» оценка другого человека. Тогда и — нужно переформировать свое внимание так, чтоб в себе не дать другим нас оценивать.
Представьте для себя, что вы приходите в зоопарк, и внезапно сами оказываетесь в клеточке — и вдоль вашей клеточки прогуливаются люди (либо, не дай боже, мортышки) и рассматривают вас, едят мороженое, смеются, читают таблички, демонстрируют пальцем. Ведь нужно же оправдывать их ожидания, понравится, показать им чего-нибудть интересненькое, побегать, попрыгать, покривляться, они же средства за вход заплатили. А вдруг я не смогу этого сделать, вдруг не понравлюсь, а меня за это к тому же подкармливать перестанут… Неуютная ситуация, не правда ли? Только почему же вы и в жизни нередко ощущаете себя перед другими как в клеточке? Лучше на уровне мыслей поместить в эту клеточку их! Тогда и уже вы будете следить их жизнь, повадки и методы размножения, а не они.
И ваше внимание будет ориентировано уже не на то, как вас оценивают (тогда и автоматом вы почувствуете психический дискомфорт и скованность), а на оценивание самому этих обез…, простите, людей. Тогда и вы будете ощущать себя еще более свободно и комфортабельно. По-другому говоря, вы смещаете фокус внимания с себя — на человека, которого вы рассматриваете. И наблюдаете за ним, думаете про него:
— Вот лицо какое интересное…
— А какого цвета у него глаза…?
— А куда он едет…?
— А кем он работает?
— Наверное, нелегко ему живется…?
— Любопытно, кем работает…?
— А что у него в личной жизни…?
— Нужно же, смущается почему-то…?
В итоге, если вы честно все это время думаете про него, пытаетесь ощутить, что он ощущает, настраиваетесь под этого человека, ваше внимание на 100% занято делом. Тогда и оно не занято идеями о том, что у вас самих что-то не так. Не могу сказать, что управлять своим вниманием — это до боли просто. Но это реально, даже без особенной тренировки. А с тренировкой можно достигнуть очень добротных результатов в управлении своим вниманием и, как следует, собой и своим поведением.
Этот прием —«Клетка» либо, на самом деле, смещение фокуса внимания, можно использовать в всех других ситуациях, когда для вас принципиально произвести достойное и уверенное воспоминание на людях, в кабинете начальника, при знакомстве и общении с новыми людьми. Но, внимание при всем этом нужно распределить уже меж ним и собой. Пусть большая часть вашего внимания будет занята энтузиазмом к другому человеку, а наименьшую часть направляйте временами на резвое мысленное «сканирование» и легкую корректировку собственного тела, поведения, лица, голоса — все ли в порядке? Образ «сканирования» помогает лучше осознать, как распределять в данном случае свое внимание во времени: ОН, ОН, ОН — Я (тело, глаза, глас) и снова ОН, ОН, ОН…
Очень принципиально научиться сразу и гласить с человеком и держать с ним контакт очами. А это тяжело к тому же так как глаза другого, бывает, перетягивают на себя внимание и мешают сосредоточиться на идей и речи. И все-же держать контакт очами нужно, если рассчитываете произвести достойное, сильное и уверенное воспоминание. Сравните воспоминание от человека, который глядит в глаза — и воспоминание от человека, глаза которого избегают встречаться с вашими, хотя он находится рядом с вами, дискутирует, слушает и гласит. А глядит он повсевременно мимо вас, на стенку. Либо вниз на ваш письменный стол. Либо выше вас, на картину либо обои.
С таким человеком затруднен личностный психический контакт, так как глаза же, как понятно, «зеркало души». Вы осознаете, что или ощущает неловкость (что вероятнее всего), или делает вид, что вас не замечает (что удивительно для человека, с которым вы еще не успели попортить дела).
Если вы освоите умение держать неизменный неубегающий контакт глаз с собеседником, то вы будете неуязвимы даже перед знатоками НЛП, которые по движению взора могут считывать — фантазируете ли вы при ответе на вопрос либо гласите правду.
Упражнение «Стихи с партнером» для освоения умения задерживать контакт глаз и гласить сразу. Производится вдвоем с товарищем. Расположиться напротив друг дружку на расстоянии приблизительно полуметра, установить контакт глаз и читать попеременно по одной строке стихов: строку он, строку Вы. Стихи любые: «У лукоморья…», «Однажды в студеную зимнюю пору…», «В лесу родилась елочка…». При этом стихи должны быть различные — «у вас своя свадьба, у него своя». Сбились — начинаем поначалу и настолько не мало раз. Главное — достигнуть легкости все делать сразу — держать контакт глаз, гласить собственный текст, сразу слушать и слышать его текст, держать в голове и не сбиваться со собственного текста.
Расцветка взора. Одним только взором можно привлечь и прочно «зацепить» человека! Если вы, смотря на человека, честно представляете, что это ваш возлюбленный человек, смотрите потому что как будто перед Вами любимый/любовь — тогда в вашем взоре появится нечто, что принудит вашего напарника (партнершу) заинтересоваться вами и даже ощутить не поддающееся объяснению рвение сблизиться. По-другому этот прием можно именовать «Если бы я тебя любил…».
Еще есть одна действенная модификация этого приема, позволяющая очень заинтересовать всякую даму/мужчину. Неотрывно глядя прямо в глаза объекту нужно вспомнить что-то сексуально-возбуждающее. Лучше на уровне мыслей подставить на место объекта вожделения вашего сиюминутного визави, поместить его в свою картину, немного пофантазировать на тему секса с ним. Тогда в вашем взоре безизбежно показаться сила эротического притяжения.
Понимающие этот прием особы говорят, что ни один объект еще не устоял перед этим скрытым орудием. Как минимум, это рождает ответный энтузиазм. Как это далее использовать — решать для вас.
Если вам этот прием очень фриволен — есть совершенно легкий способ. Помещая напарника в «клетку» и разглядывая его лицо, на уровне мыслей примериваетесь:
— Куда бы поцеловать…? Может, в щечку… Нет, в шейку… Вобщем, в губки…
Если вы все это проделаете честно, ваш взор приобретет эротическую изюминку и непременно «зацепит» другого человека. И, напротив, взором можно так очень отстранить человека, что он забудет к для вас дорогу — если, естественно, он того заслуживает и это в ваших интересах. Для этого довольно, разглядывая его лицо, на уровне мыслей примериваться:
— Куда бы влепить? Может в челюсть…? Либо лучше прямо в лоб…? Нет, пожалуй, в ухо…
Тогда и брутальная энергия, безизбежно рождающаяся в вас, через взор будет повлиять на оппонента. Ваш взор будет воспринят как «тяжелый», отталкивающий, неуютный для человека. И, вероятнее всего, он предпочтет с вами не связываться.
Еще больше сильный эффект будет, если во время контакта глаз вы будете на уровне мыслей непереносить его, настроитесь на состояние «не люблю» и будете проговаривать приблизительно таковой внутренний монолог:
— Терпеть не могу! Скотина! Ты мне всю жизнь погубил. Пошел вон, дебил! Сволочь. Уродец. Дурень.
Сами по для себя эти слова несут мощнейший брутальный заряд. Если вы сами не испугаетесь этой брутальной силы — в вашем взоре показаться такое мощнейшее отталкивающее действие, что свобода от этого человека для вас обещана.
Нулевая оценка. В актерском мастерстве уверенное и достойное поведение принято открывать через понятие «нулевая оценка». Все мы в жизни малость актеры, потому это понятие очень отлично нам понадобиться. Поначалу о том, что такое шаг «оценки» у актеров. Это неважно какая реакция на некий сигнал либо раздражитель: на слова, деяния напарника по сцене, новейшую ситуацию и т.д. Оценка — это выданная актером эмоция, слово, мимика, жест, движение, реплика по принципу «стимул-реакция»: надавил на кнопку, получи итог. Оценка актера — это метод преподнесения собственной роли, собственного персонажа. К примеру, на весть о том, неприятель пересек границу:
— Французы объявили нам войну, ваше величество!
Актер, играющий роль короля, может избрать из несколько вероятных оценок — реакций, зависимо от нрава собственного персонажа. Если он выдал испуг либо ужас, зритель осознает, что повелитель слабачок. Если актер выдает хохот, зритель лицезреет другой нрав: может быть это торжество вояки, смелость, может быть это бравада, может быть недалекость и тупость этого короля. Если повелитель (актер) дает оценку «гнев», зритель увидит запальчивость, несдержанность и взбаламошность этого персонажа. Оценка может быть подана и через изменение чего-либо в поведении актера.
К примеру, если повелитель во время этого судьбоносного известия чистил корону, и немного замедлил свои движения — это тоже оценка. Если оценка короля странноватая либо совсем несуразная (ерничество, обморок, дамские ужимки) — может быть, вы попали на комедию либо на новаторский спектакль.
Существует особенный вид актерской оценки: «нулевая оценка». Это полное отсутствие всякой реакции на стимул либо раздражитель. Другими словами абсолютная невозмутимость, каменное выражение лица, никакого конфигурации в поведении и намека на то, что на данный момент что-то вышло. Другими словами «нулевой оценкой» актер дает зрителям осознать:
— А для меня нет никакого раздражителя, для меня это ничего не означает, это никак меня не задевает и не ранит…
В нашем примере, если повелитель на весть о войне выдает «нулевую оценку» и полную невозмутимость, в эти секунды он смотрится как повелитель сильный, мудрейший, уверенный и расчетливый во главе массивного страны.
Таким макаром, актеры приемом «нулевая оценка» играют всякую сильную личность, и, что типично, такового супермена играть проще всего так как он играет всего только и только этим актерским приемом. Вспомните хоть какого супермена, от Штирлица до Шварцнеггера и Бодрова-младшего. Вспомните ли вы у их персонажей хоть какую-то выраженную в течение всего кинофильма людскую эмоцию: хохот, ухмылку, печаль, гнев, возмущение, удовлетворенность, горе, удивление, раздражение? Тем паче испуг, ужас, робость? Чувств нет полностью! Если б эти оценки, реакции, эмоции у их проявлялись бы, это был бы уже не супермен, а некий другой персонаж.
Русский лазутчик Штирлиц в именитом кинофильме только один раз за все семнадцать мгновений сентиментально всплакнул в собственном доме во время одинокого празднования Денька Русской Армии 20 три февраля — над полузабытой вареной картошкой «в мундире». А сцена свидания на расстоянии с супругой в кафе является показательной демонстрацией владения «нулевой оценкой».
В боевике «Терминатор-2» есть эпизод, когда Шварцнеггер, играющий бота, посланного в помощь «нашим», идет навстречу выстрелам полицейских, глупо исполняющих собственный долг. Камера большим планом указывает, как в грудь ему попадают пули и пробивают одежку, но Арнольд с полностью каменным выражением лица только немного содрогается от импульса пули и продолжает свое медленное движение вперед. И что осознает зритель? Зритель осознает, что когда Терминатор, со своим лицом «кирпичом», дойдет туда, куда он идет, этим злосчастным полицейским достанется на орешки по полной программке. Играет же тут всего только «нулевая оценка». Если б этот персонаж от попадания пуль гримасничал бы от боли, пугался, возмущался, удивлялся, хохотал бы, почесывался — это был бы уже не супермен, а пародия на супермена и на боевик.
Вы сможете сделать возражение, вспоминая забавного каратиста Джеки Чана из гонконговских боевиков: он же «супермен»? А вот и нет. Джеки Чан — вне драки — не производит воспоминание супермена: у него обыденные людские эмоции: ужас, удовлетворенность, раздражение, возмущение, гнев. Потому, пока неприятели его не раскусили — они его и не страшатся, а зритель над ним похихикивает. И никто его не принимает как что-то суровое, пока Джеки не начинает дубасить плохих мальчишек — только тогда его неприятели (и зрители совместно с ними) лицезреют в нем супермена. В таком виде героя Джеки Чанга есть собственный план — ведь комедии построены на нелепостях и парадоксах. Режиссерская изюминка комедий Джеки Чана и заключается в несовпадении его вида обыденного человека с образом супермена-каратиста.
Приемом «нулевой оценки» отлично обладал знатный караул часовых на Красноватой площади, у Мавзолея вождя. Попытайтесь простоять весь час, полностью хладнокровно, не допуская ни мельчайших видимых реакций и даже фактически без движений очами. Аналогичный знатный караул создатель этих строк следил в Афинах у военного мемориала на центральной площади городка. При этом часовые выступают в древней военной греческой одежке: белоснежных штанах, недлинной юбочке, ботиночках с белоснежными лохматыми пумпончиками, длинноватой затратной косе. Это дико забавное зрелище, собирающее толпы туристов. К чести греческих караульных они хранят полную невозмутимость даже когда к ним впритирку подходят туристы для совместного фотографирования и заигрывания.
Прием «нулевой оценки» можно отлично использовать в сложных актуальных ситуациях. Когда вы не понимаете, как реагировать — делайте «нулевую оценку». Знайте, что в этот момент вы воспринимаетесь оппонентом как уверенный и сильный человек. Представьте, что на вас «наезжают». Если вы взрываетесь, либо притупляете взгляд, либо приниженно улыбаетесь либо даже просто начинаете растерянно почесывать нос — все это гласит агрессору, что он достигнул того, чего желал. Вы уже догадываетесь, чего он желал? Верно, доказательства, что его слова вас задели — это и есть разыскиваемый им итог. Если ожидаемой реакции не последовало, а последовала полная невозмутимость — этим вы ему сообщаете: «ты слаб, чтоб задеть меня».
Это лучшая и беспроигрышная начальная реакция, сходу дающая для вас преимущество. За «этапом оценки» у актеров следует, обычно «этап действия». За эту секунду — другую, когда вы делаете «нулевую оценку» у вас есть возможность избрать это следующее действие. И дальше уже вероятны варианты достойного и сильного ответа. Какие? Это большая тема, потому оставим ее на позже.
Еще пример. Вы ошиблись в выступлении перед огромным количеством публики. Какая импульсивная рядовая реакция? Смущение. Извинение. Попытка оправдания. В итоге ваш ранг как сильного и уверенного человека падает. Если же это не просто обмолвка, а что-то пострашнее? Ну, ширинка расстегнута либо колготки разъехались на видном месте — тогда рядовая неконтролируемая реакция — покраснение до корней волос либо даже полное смятение на очах у всех.
Наилучшее, что можно сделать, чтоб сохранить достоинство в очах других людей, это снова же — делать нулевую оценку. И этим вы даете осознать публике, что вы довольно сильны, чтоб вас можно было задеть такими пустяками и сходу перебегайте к шагу деяния —например, расслабленно застегиваете ширинку либо не спеша удаляетесь, чтоб поменять колготки. А может, даже без этих условностей продолжаете лекцию. Шуточка.
Кстати, любопытно следить за реакцией дикторов телевидения, когда они ошибаются. А ответственность на их большая во время прямого эфира — их лицезреют миллионы телезрителей. Конкретно реакция диктора на ошибку почти все гласит о его опыте и профессионализме.
Для тренировки приема «нулевой оценки» можно использовать уже известное упражнение «Взор в метро». Также упражнение «Спокойное выслушивание анекдота». Состоит в том, чтоб не смеяться над анекдотом либо шуточкой, даже если это очень забавно. Если, естественно, это не шуточка вашего начальника. И если вы не рискуете оскорбить человека — к примеру, смеется целая компания. Тогда отсутствие «правильной» реакции от вас будет неприметно. После таковой тренировки вы заметите, что держать под контролем свои импульсивные реакции вы можете еще успешнее. При этом не только лишь реакцию удовлетворенного хохота (к примеру, на похоронах вашего неприятеля), да и всякую другую лишнюю, ненужную реакцию и эмоции — что снаружи будет смотреться, как мы уже узнали, как уверенность и спокойствие.