Времена настали непростые, но выбор в пользу деяния, а не бездействия всегда перспективнее. Универсального рецепта выживания и увеличения эффективности нет, для каждой определенной компании подходят свои способы и инструменты. Главное,понять факт, что для заслуги результата придется потрудиться. Как говорится, если нездоровой желает жить, докторы бессильны.
«Мне кажется, что мистеру Бенбери пора обусловиться — жить ему либо умереть. Эта его нерешительность поражает», — выносит вердикт леди Брэкнелл*, в очередной раз услышав о трудностях со здоровьем упомянутого персонажа. Ближайшее время я повсевременно вспоминаю эту фразу, когда читаю анонсы, посты и комменты в сети. Со всех боков раздается стршный вой, о том, что самое тяжелое еще впереди, Восемьдесят процентов населения окажутся за чертой бедности, средства в казне завершаются, в общем, всем начинать готовиться к Армагеддону. Это одна крайность. 2-ая — это массовые курсы, тренинги и семинары по освоению тактик борьбы за выживание, начиная от призывов заручиться поддержкой ангела-хранителя, белоснежных колдунов и черных сил, заканчивая освоением методик гипноза, НЛП и ускоренного личного роста.
Непременно, ситуация грустная, не признавать это тупо. Но, с другой стороны, если вынырнуть из истерии и задуматься, то все довольно прозаично. И во времена дорогой нефти и экономического подъема большая часть нашего населения жила более, чем робко. И компании разорялись не меньше: легкие кредиты и иллюзии роста рождают мечты о легком обогащении, что приводит к возникновению компаний-однодневок. Которые стремительно возникают и так же стремительно исчезают, оставив обманутых партнеров и персонал, не получивший никаких компенсаций. Чем ситуация сотрудника таковой компании, оставшегося без работы с кучей набранных кредитов, 5 годов назад лучше, чем такая же ситуация сейчас? Да ничем. А если у этого самого сотрудника на сегодня есть работа, означает, кризис у него был тогда, а не на данный момент. И если у вас есть бизнес, который создавался не на один денек, который вы улучшали и развивали, который приносил доход, означает, и сегодняшнюю ситуацию можно пережить. Естественно, есть отрасли, которые критически пострадали: туризм, импортеры и оптовики в сфере товаров, таможенные брокеры, ритейл. И все-же не все находится в зависимости от наружных событий.
Повсевременно занимаясь розницей в разных регионах, я определила обычные ошибки при попытках оптимизироваться, повысить эффективность и быть в тренде. Многие выводы совсем не являются «ноу-хау» и, на 1-ый взор, совсем явны, но почему-либо конкретно они становятся «любимыми граблями» для многих.

  1. Ускорение не всегда помогает. Можно очень стремительно идти не в ту сторону. Одна из черт нашего нрава — это ничего не делать, пока гром не грянет, а позже восполнить бездействие быстрым видном. Непринципиально куда, главное — побежали. Наверняка, все с таким сталкивались: заходишь в магазин, а там все в желтоватых ценниках — это, наверняка, борьба за лояльность, по другому говоря, акция распродажи. Либо, бывает, лежит в прилавке с колбасой сероватая с пупырышками курица-гриль. Подозреваю, что это расширение ассортимента, хотя, может быть, и борьба с потерями.
  2. В борьбе за выручку неплохи не все средства, а только те, которые увеличивают и прибыль тоже. Кажется, упоминание лишне, ведь прибыль нужна всегда. Все же, это не совершенно так. Представим, вы открыли новый объект. Начинается «раскрутка»: новости, промо, накопительные акции, дисконтные карты — все мероприятия ориентированы на вербование и удержание покупателей, другими словами рост выручки. В кризисные времена принципиальна безубыточность. Если издержки на мероприятия по увеличению выручки больше, чем получаемая в итоге прироста прибыль — этот метод придется бросить до наилучших времен.
  3. Не проводите оптимизацию ради оптимизации. Уже издавна вы думаете о том, что пора открыть склад, ввести KPI, ввести категорийный менеджмент либо перейти на новейшую программку. Почему вы ранее этого не сделали? Страшились, что будет длительно, недешево, нет профессионалов, нет способности держать под контролем, веб не потянет и отдел персонала не управится? Может быть, все так и есть. Не делайте резких движений. Оцените, что вы выиграете, если все получится успешно. И что произойдет, если безуспешно. В любом случае, поначалу — точный метод, а позже усмотрительное и пошаговое внедрение.
  4. Двигаться нужно поэтапно. Нельзя делать поворот на 100 восемьдесят градусов. Когда-то завершился прошедший кризис, и в нашей экономике наступил рост. Стали появляться престижные дома с подземным паркингом и коттеджные поселки. И вы стали открывать магазины в формате «средний плюс»: мраморная говядина, прошутто и круассаны. Естественно, при падении выручки первой приходит идея, бросить все самое доступное, но об этом стоит пошевелить мозгами более серьезно. Во-1-х, при маленьких объемах соперничать по ценам с федеральными дискаунтерами нереально. Не считая того, «эконом» — это не только лишь цены, это формат, другими словами нужно поменять все: ассортимент, бизнес-процессы, упаковку, сервис. В конечном итоге может получиться, что завсегдатаям дискаунтров ваш магазин как и раньше будет казаться дорогим и недостаточно народным, а ваши неизменные покупатели, на обнаружив обычных продуктов и уровня обслуживания, тоже уйдут.
  5. Узенькая специализация либо универсальность. Хотя я и призываю всегда к осторожности при смене курса, это не означает, что можно не изменяться совершенно. Нужно выработать стратегию по удержанию покупателей. Вариантов много, но есть два главных направления: если вы работали на очень неширокую аудиторию, имеет смысл ее расширить, а если вы работали случайным способом «для всех», то аудиторию нужно все-же избрать и сконструировать более целевое предложение. Маленькая булочная может повысить средний чек, добавив в ассортимент новые продукты: пирожные, чай, кофе, конфеты, мед, варенье. А универсальный магазин у дома, напротив, может уменьшить часть бакалеи и начать продавать пирожки.
  6. Прекрасно — не означает недешево. Стильным интерьером отличаются магазины премиум-сегмента, потому создается воспоминание, что личное оформление торговых залов —это недешево. Большая часть магазинов смотрится идиентично: сероватый пол, однотонные стенки, неловкие проходы, оборудование разной ширины и высоты, не сочетающееся вместе, и все это украшено картонными рекламками, которые налепили поставщики — в общем, никакого намека на единый стиль. По сути, многие покупатели готовы платить за комфорт, но не желают переплачивать за премиальность. Сделать магазин броским, комфортным и положительным, а означает, запоминающимся — это не вопрос бюджета. Не непременно брать итальянские прилавки и стеллажи из массива. Можно перекрасить стенки, при этом отчасти, выложить пару квадратных метров контрастной плиткой, добавить несколько осветительных приборов и обшить самые потрепанные части колонн поликарбонатом.
  7. Даже в кризис не помешает сервис. Если человеку приходится сберегать, это не означает, что он готов смириться с отсутствием сервиса либо не нуждается в дополнительных услугах. Напротив, он желает ощущать себя возлюбленным покупателям, которым дорожат. Я не говорю о сложных программках, требующих дополнительных штатных единиц и глобальных издержек. Я имею в виду мелочи, которые стремительно окупятся: вырезка сыра, колбасы, хлеба, разовые пакетики на кассе и в отделах, несколько типов фасовки овощей и фруктов (контейнер, сетка, навал), исправные камеры хранения, упаковка товаров на кассе…

Универсального рецепта выживания и увеличения эффективности нет, для каждой определенной компании подходят свои способы и инструменты. Главное, сделать выбор в пользу деяния, понять факт, что для заслуги результата придется потрудиться. Как говорится, если нездоровой желает жить, докторы бессильны.
*«Как принципиально быть серьезным», О. Уайльд