План финансово-хозяйственной деятельности – один из главных внутренних документов, которые муниципальные и городские учреждения разрабатывают, говорят и употребляют в процессе формирования доходов и расходов. Как составить План ФХД, каковы особенности ведения ПФХД исходя из убеждений организации учета и подготовки отчетности учреждения, уточняется в этой статье.
Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности
Необходимость разработки плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, также обеспечения его открытости и доступности закреплена нормой подпункта 6 пт 3.3 статьи 30 два Федерального закона от Двенадцать января Одна тыща девятьсот девяносто 6 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Из текста этой нормы также следует, что порядок разработки ПФХД учреждения утверждается учредителем в согласовании с требованиями, установленными Минфином Рф.

Общие правила составления и утверждения Плана ФХД муниципального (городского) учреждения установлены Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности муниципального (городского) учреждения, утвержденными приказом Минфина Рф от 20 восемь июля Две тыщи 10 г. № 81н (дальше – Требования № 81н). На момент написания статьи последние конфигурации в Требования № 81н вносились приказом Минфина Рф от 20 семь декабря Две тыщи тринадцать г. № 140н. При всем этом в Требования № 81н:

  • внесен ряд корректив технического нрава, обусловленных конфигурацией терминологии Экономного кодекса РФ;
  • введена дополнительная норма, обязывающая детализировать в Плане ФХД общую сумму расходов экономного учреждения на закупки продуктов, работ, услуг;
  • включено требование об отражении в графе Четыре ПФХД сведений об объекте серьезного строительства (это условие вступило в силу с Один января Две тыщи пятнадцать года, другими словами его следовало учитывать при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности на Две тыщи пятнадцать год).

Отраслевые и ведомственные органы управления (министерства и службы) разрабатывают и говорят дополнительные требования к ПФХД подведомственных учреждений с учетом отраслевых особенностей, неотклонимые для внедрения учреждениями соответственной сферы деятельности. Не считая того, специальные требования к плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения могут устанавливать органы гос власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Учредитель вправе предугадать дополнительную детализацию характеристик плана финансово-хозяйственной деятельности, установленных общими требованиями к ПФХД, в том числе утвердить типовую форму Плана ФХД. Не считая того, учредитель может установить предельные сроки утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, которые обеспечат деятельность учреждений на основании Плана ФХД с самого начала еще одного денежного года.

Составление и применение Плана ФХД

План финансово-хозяйственной деятельности учреждения составляется:

  • на денежный год – если закон (решение) о бюджете утверждается на один денежный год;
  • на денежный год и плановый период – если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной денежный год и плановый период.
  • бухгалтерские услуги в Москве

Во 2-м случае подразумевается, что характеристики ПФХД раз в год уточняются и переутверждаются в течение планового периода. Если учреждение употребляет в следующем году прошлогодние остатки субсидии на государственное (городское) задание, необходимо отразить в Плане ФХД объемы планируемых выплат, источником денежного обеспечения которых выступают такие остатки субсидий. В этой ситуации план финансово-хозяйственной деятельности учреждения также необходимо утвердить поновой.

Следует подразумевать, что пт 20 один и 20 два Требований № 81н установлены разные схемы утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности (как в начальной редакции, так и уточненных) для экономных и автономных учреждений:

  • ПФХД автономного учреждения утверждается управляющим учреждения на основании заключения наблюдательного совета автономного учреждения;
  • ПФХД экономного учреждения утверждается учредителем, но учредитель может предоставить право утверждения Плана ФХД руководителю самого учреждения.

В согласовании с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения употребляют:

  • субсидии на выполнение муниципального и городского задания (в том числе переходящие остатки субсидий);
  • субсидии на другие цели;
  • средства от оказания платных услуг;
  • поступления из других разрешенных законодательством РФ источников.

Структура ПФХД

Требованиями № 81н определена структура Плана ФХД и общие советы по группировке и детализации данных. При всем этом Требования № 81н содержат указания на обобщение данных по укрупненным группам доходов и расходов. А именно, формируются плановые характеристики, как минимум, в разрезе последующих видов выплат (очевидно, если учреждение производит выплаты той либо другой группы):

  • оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
  • оплата услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг;
  • арендная плата за использование имуществом;
  • оплата услуг по содержанию имущества;
  • остальные услуги;
  • безвозмездные перечисления муниципальным и городским организациям;
  • пособия по социальной помощи популяции;
  • приобретение главных средств, нематериальных активов, вещественных припасов;
  • приобретение ценных бумаг (для муниципальных (городских) автономных учреждений, также муниципальных (городских) экономных учреждений в случаях, установленных федеральными законами);
  • остальные расходы;
  • другие выплаты, не нелегальные законодательством РФ.

Совместно с тем, учредитель может предугадывать детализацию плановых характеристик по выплатам до уровня групп и статей КОСГУ, а по группе «Поступление нефинансовых активов» – с указанием кода группы КОСГУ.

Не считая того, при организации бухгалтерского учета доходов и расходов учреждения нужно учесть потребности бухгалтерской отчетности. В форме Отчета об выполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) предусмотрена детализация доходов и расходов более малого уровня. Так, к примеру, расходы по коду КОСГУ Двести 10 в отчетности раскрываются по отдельным подстатьям (211, Двести двенадцать и 213). Потому, по воззрению создателя, целенаправлено при формировании структуры Плана ФХД ориентироваться и на структуру формы обозначенного Отчета.

Если учреждению выделяются субсидии на другие цели, также субсидии на серьезные вложения в объекты серьезного строительства гос (городской) принадлежности либо приобретение объектов неподвижного имущества в муниципальную (государственную) собственность, дополнительно к ПФХД составляется очередной документ – Сведения об операциях с мотивированными субсидиями, предоставленными муниципальному (городскому) учреждению (ф. 0501016).

Требования № Восемьдесят один не содержат указаний на необходимость составления ПФХД обособленно по каждому источнику финансирования (виду деятельности). Но учредителям предоставлены надлежащие возможности детализации при разработке нормативных актов, регулирующих порядок составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности.

Доходы и расходы учреждения в Плане ФХД

В общем случае доходы и расходы учреждения не связаны меж собой. При всем этом направление сумм доходов на возмещение расходов, которые с получением этих доходов не связаны, в бухгалтерском учете просит использования счета 030406000. Подобные суммы обособленно отражаются в отчетности (в том числе, расшифровываются в Объяснительной записке).

Меж некими видами доходов и расходов все-же есть связь. Так, из текста пт 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ следует, что доходы, приобретенные от передачи в аренду имущества (код КОСГУ 120), направляются на возмещение расходов на содержание такового имущества.

Разделом Восемь Комментариев (всеохватывающих советов) Минфина Рф от 20 девять октября Две тыщи тринадцать года по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от Восемь мая Две тыщи 10 г. № 83-ФЗ, разъяснено, что поступления от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания экономным учреждением платных услуг) поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и расходуются в согласовании с Планом ФХД. Субъект РФ либо муниципалитет не вправе установить порядок расходования таких средств, так как планируемые поступления от оказания экономными и автономными учреждениями платных услуг (работ), в том числе в рамках муниципального (городского) задания, не числятся доходами бюджета. Если главные платные услуги включены в государственное (городское) задание, то размер субсидии на государственное (городское) задание будет уменьшен на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей таких услуг (работ).

Русское законодательство не просит, чтоб характеристики по выплатам, отраженные в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения, соответствовали по объему и назначениям нормативным затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение муниципального (городского) задания. Таким макаром, учредитель не вправе добиваться от учреждения расходования поступлений от приносящей доход деятельности на возмещение издержек, связанных с выполнением муниципального либо городского задания. При всем этом учреждение может без помощи других поменять структуру расходов в части утвержденного норматива и возмещать часть издержек за счет собственных средств.

С учетом произнесенного можно заключить, что при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности по отдельным видам расходов целенаправлено вводить дополнительные строчки зависимо от того, за счет средств по какому КФО будут возмещаться расходы, или создать дополнительные формы к Плану ФХД, в каких будут расшифровываться расходы по видам денежного обеспечения (видам деятельности).

Дополнительная группировка поступлений и выплат в ПФХД

Еще одна особенность составления плана финансово-хозяйственной деятельности и организации бухгалтерского учета для целей отчетности связана с группировкой поступлений и выплат по фронтам. В Плане ФХД поступления и выбытия группируются по счетам – открытым в территориальном органе Казначейства Рф и в кредитных организациях. В Отчете (ф. 0503737) введена дополнительная группировка – по поступлениям и выплатам, проводимым через кассу учреждения, также по доходам и расходам, исполненным некассовыми операциями.

Документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в учреждениях не содержат определения и списка некассовых операций. Некие виды таких операций перечислены в письмах Минфина Рф и Казначейства Рф, которые не имеют нормативного нрава, но содержат объяснения по наполнению отдельных форм отчетности. Так, в согласовании с пт 4.5.4 совместного письма Минфина Рф, Казначейства Рф от 20 девять декабря Две тыщи четырнадцать г. № 02-07-07/68722/42-7.4-05/2.1-823, в составе некассовых операций отражаются характеристики, сформированные в итоге операций:

  • по выполнению обязанностей с удержанием санкций, исчисленных согласно гражданско-правовому договору (договору) при неисполнении либо ненадлежащем выполнении исполнителем собственных обязанностей;
  • по удержанию из зарплаты работников сумм возмещения недостач вещественных ценностей, сумм на погашение неизрасходованного и вовремя не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой либо на хозяйственные расходы и другие подобные операции.

Не считая того, в письме Минфина Рф от Пятнадцать апреля Две тыщи пятнадцать г. № 02-07-07/21402 приведен пример, из которого можно заключить, что к некассовым операциям, а именно, относятся:

  • удержание из зарплаты работников сумм задолженности по авансовым отчетам;
  • зачет требований по возврату задолженности по авансу согласно авансовому отчету;
  • зачет требований по уплате пени за нарушение поставщиком сроков оказания услуг.

Таким макаром, можно прийти к выводу, что некассовыми числятся не только лишь операции, которые не отражаются на счетах учета денег (касса и счет учреждения в банке либо казначействе), да и операции, в итоге которых не появляется дебиторской либо кредиторской задолженности, связанной с следующим движением денег.

Очередной вывод: некассовые операции (кроме операций по зачету обоюдных требований) на шаге составления плана финансово-хозяйственной деятельности, обычно, нереально спрогнозировать.

Все же, по воззрению создателя статьи, подобные поступления (а именно, по удержанию сумм вещественного вреда, взысканию либо взаимозачету сумм денежных и других санкций за нарушение критерий хозяйственных договоров), необходимо учесть при уточнении характеристик Плана ФХД в течение календарного года. Это обосновано тем, что приобретенные дополнительные доходы могут быть ориентированы на финансирование дополнительных расходов, которые отражаются не только лишь в Отчете по ф. 0503737, да и в иных формах бухгалтерской отчетности.

Владимир Захарьин — эксперт по экономному учету, к.э.н. Редакция журнальчика «Учет в экономных учреждениях»