Как обычно открываются магазины? В наилучшем случае — после легкого рекламного исследования. Проводится личный анализ уже работающих магазинов, собираются обрывочные сведения о соперниках, составляется облегченный социографический портрет местности. Но проходит несколько месяцев, и выясняется, что выручка вполовину меньше, чем ожидалось. Разглядим подходы к выбору места для розничной торговой точки, которые употребляют более удачные торговцы на русском рынке.

Можно выделить последующие методы действенного развертывания розничной сети, которые употребляют более удачные торговцы на русском рынке:

  • франчайзинг;
  • покупка действующего бизнеса методом слияний либо поглощений;
  • строительство собственных магазинов своими силами с применением как собственного, так и заемного финансирования.

Для сотворения либо развития имеющейся розничной сети нужны последующие виды главных ресурсов:

  • денежные;
  • временные.

Значимость
денежных ресурсов разъяснять нет необходимости. Непременно, компания может завлекать инвестиции и заемные средства, но уровень первых ограничен риск-менеджерами вкладывательных фондов либо иных институциональных инвесторов, а уровень вторых конкретно находится в зависимости от капитализации компании.

Если гласить о
втором факторе, то его воздействие на стремительно развивающихся рынках часто даже выше, ежели воздействие денежного фактора. Если сеть не заняла какое-либо перспективное место, то оно досталось соперникам и сеть проиграла два раза: 1-ый раз, когда она растеряла собственный вероятный доход, а 2-ой — когда этот доход получил соперник.

Если ранжировать любой из методов развития сети по
капиталоемкости, то выходит последующая последовательность:

  • покупка бизнеса (издержки более высоки, потому что кроме оценочной цены имущества компании нужно к тому же заплатить за некие нематериальные активы приобретаемой компании, непременно, в случае если компания не испытывает денежных заморочек и не находится в стадии банкротства);
  • строительство;
  • франчайзинг.

Ранжирование по
затратам времени дает последующую картину:

  • строительство (наибольшие издержки времени: конкретно приобретение земляного участка и строительство, набор персонала, тренинги и т. д.);
  • приобретение имеющихся розничных активов (нужно время на воплощение сделки и время на интеграцию бизнес-процессов);
  • франчайзинг.

Мы лицезреем, что исходя из убеждений издержек времени и капитала расширение деятельности розничной сети более отлично производить при помощи программки франчайзинга. Непременно, ради высочайшей скорости нужно поступиться определенной толикой прибыли. Если проранжировать сети, организованные на различных принципах, по
толики прибыли, остающейся в их распоряжении, то выходит последующая картина:

  1. Сети, стопроцентно принадлежащие собственнику, не отдающие на аутсорсинг логистические и другие операции, владеющие всеми объектами недвижимости, которые употребляются сетью для воплощения деятельности. В данном случае мы имеем дело с квазивертикально встроенной компанией, которая имеет в собственном распоряжении маржу как обладатель недвижимости (магазины как объекты недвижимости), как оператор розничной торговли (магазины как точки продаж и объекты управления ассортиментом) и как логистический оператор (операции по транспортировке и складированию).
  2. Сети, вполне принадлежащие собственнику, отчасти отдающие на аутсорсинг логистические и другие операции, арендующие все либо часть объектов недвижимости, которые употребляются сетью для воплощения деятельности. В данном случае сеть недополучает часть доходов от деятельности по аутсорсингу и не получает доход в качестве собственника недвижимости.
  3. Сеть, основанная на принципах франчайзинга. Такая сеть не только лишь не получает доход как собственник недвижимости и логистический оператор, да и дает часть маржи по розничным операциям франчайзи.

Из этой систематизации разумеется, что
владение сетью на сто процентов, включая и недвижимость, дает самую большую валовую маржу и самые малые опасности, а внедрение франшизы позволяет получить только часть прибыли с воплощения розничной торговли на определенной местности. Но так же разумеется и то, что
эффективность использования инвестиций назад пропорциональна величине маржи, остающейся в распоряжении торговца. В случае франчайзинговой сети денежные ресурсы франчайзера употребляются более отлично — на реализацию более главный функции — создание и тиражирование действенных технологий розничной торговли. Сети, построенные на принципе франчайзинга, более много реализуют концепцию денежной логистики — полное сокращение издержек по всей цепи поставок.


Роль логистической инфраструктуры в розничной торговле

Роль логистической инфраструктуры в розничной торговле проявляется в последующих составляющих:

  1. Размещение магазина.
  2. Выбор типа помещения предприятия розничной торговли.
  3. Создание инфраструктуры отдельных торговых точек (магазинов).
  4. Место нахождения и тип распределительного центра либо центров сети либо просто складских помещений, обеспечивающих деятельность розничной сети.

Как понятно, магазин характеризуется 3-мя основными параметрами —
местом,
местом и
местом. Эта только частично шутливая сентенция имеет право на жизнь, потому что значение данного фактора на порядок превосходит значение таких причин, как площадь торговой точки и другие ее свойства. Если мы говорим о местоположении торговой точки, то мы сразу сталкиваемся со последующими необходимыми параметрами, которые оказывают влияние на логистику магазина:

  • наличие комфортных подъездов к месту расположения.
  • человечий поток, пешеходный либо транспортный, проходящий поблизости места размещения торговой точки.

Ряд форматов вообщем не подразумевает внедрение складских площадей, а в ряде форматов (в супермаркетах), складирование может быть выполнить на той же площади, с которой осуществляются розничные реализации. Любой из форматов розничной торговли предъявляет специальные требования к объектам недвижимости. Эти требования обобщены в табл. 1.

Таблица 1. Требования к недвижимости у торговых компаний разных форматов.

Формат Высота помещения Требования к отделке Логистика потоков
Супермаркет 10 м (обоснована необходимостью организации вторых и третьих ярусов стеллажей для хранения товарных припасов) Средние Хорошая транспортная доступность, большая парковка
Гипермаркет 3,5-5 м (нужна для сотворения комфортабельной атмосферы) Высочайшие Отменная транспортная доступность, наличие парковки, наличие пешеходных потоков
Дискаунтер 2,5-3,5 м (стандартная высота торговых помещений среднего класса) Ниже среднего Огромные пешеходные потоки, наличие парковки
Магазину дома 2,5-3,5 м (стандартная высота торговых помещений среднего класса) Средние Проходное место, наличие парковки не принципно

Кроме того, что тип помещения розничной торговой точки в значимой мере определяется форматом, он зависит также от типа расположения торговой точки. Выделяются последующие типы расположения торговых точек:

  • стрит ритейл (либо уличная розничная торговля) — раздельно стоящие магазины, находящиеся в торговом районе либо на торговой улице с входами с улицы;
  • в составе торгового центра;
  • раздельно стоящий магазин, находящийся в жилом районе (типа отдельного дискаунтера либо гипермаркета, стоящего в центре жилого квартала);
  • раздельно стоящий магазин, расположенный на пригородной трассе либо в других частях городка, который в силу размера сам является местом притяжения покупателей.

Понятно, что в последнем случае анализ логистики потоков покупателей неким образом усложняется, — нужно не только лишь проанализировать имеющиеся потоки, да и спрогнозировать повышение потоков после открытия магазинов такового типа и выхода их на плановые характеристики работы. В особенности животрепещущим этот вопрос становится в случае проектирования такового рода магазинов либо больших торговых центров в центральных районах городка либо на трассах с недостаточной пропускной способностью. В данном случае есть значимый риск того, что после открытия большой торговой точки возросшие транспортные либо пешеходные потоки вызовут значимые «пробки», что оттолкнет возможных потребителей.

Разглядим общие подходы, используемые при выборе места для розничной торговой точки.

Как обычно открываются магазины?
В наилучшем случае — после легкого рекламного исследования. Проводится личный анализ уже работающих магазинов, собираются обрывочные сведения о соперниках, составляется облегченный социографический портрет местности: бедный район, элитный… Определяется, велик ли человеческой поток в месте, где планируется новый торговый объект. Далее решение диктует интуиция, здравый смысл хозяев компании и ее менеджеров.

Но проходит несколько месяцев, и выясняется, что выручка вполовину меньше, чем ожидалось. Поменять же что-то уже поздно: в оборудование и ремонт магазина вложены немалые средства, арендная плата внесена на год вперед. Ужаснее того, нередко у компании вообщем нет никакой методики, которую можно было бы часто использовать для принятия решения о закрытии невыгодных магазинов.

Неувязка осложняется к тому же тем, что торговых помещений на рынке нередко не хватает. Оценивать предложения, поступающие от риелторов, приходится стремительно, по другому есть опасность остаться ни с чем. Выход в этой ситуации только один —
использовать более совершенные методы прогнозирования, помогающие избежать грубых ошибок. Какой-то из них —
способ экспертной оценки, который позволяет соединить конкретные характеристики и личные представления о торговом объекте.

Математически зависимость меж чертами торговой точки и ее денежным результатом описывается при помощи специального нормирующего коэффициента. Чтоб получить этот показатель, проводится экспертная оценка уже работающих магазинов сети по ряду критериев. Потом личная оценка — в ее количественном выражении — сравнивается с объемом выручки каждого магазина. Это просто сделать, разделив среднюю (к примеру, среднемесячную) выручку торговой точки на подобающую величину оценки. Приобретенное число и есть нормирующий коэффициент.

Какова точность схожих прогнозов и от чего она зависит? Если нормирующие коэффициенты различных магазинов не отличаются друг от друга больше чем на 5-10%, для вас крупно подфартило: вы заполучили неподменный бизнес-инструмент. В таком случае прогноз выручки новых магазинов, которые для вас придется оценивать, будет в границах тех же 10%.

Но описанный чуть повыше случай безупречен. В действительности картину, которую вы желали бы получить, могут исказить ряд личных причин.

Во-1-х, необходимо
верно избрать более принципиальные аспекты оценки и отыскать механизм, позволяющий обрисовать их количественно. А это не всегда просто. Одно дело измерить торговую площадь в квадратных метрах, другое — замерить интенсивность человеческого потока, текущего мимо магазинов, либо уровень благосостояния обитателей близлежащих улиц. Придется проявить и терпение, и фантазию.

К примеру, уровень «элитности» района некие специалисты определяют таким необычным методом: подсчитывают количество дорогих стеклопакетов на окнах и марок дорогих вин на витринах в ближнем гипермаркете. «Проходимость» торговой точки можно найти, просто встав рядом и подсчитав, сколько людей проходит мимо. Менеджеру, владеющему основами мерчендайзинга, довольно окинуть взором торговый зал, чтоб оценить удобство его планировки.

Чтоб облегчить эту работу, безошибочно подобрать и количественно оценить аспекты оценки, можно посоветоваться со спецом по коммерческой недвижимости. Если же гласить в общих чертах, то стандартный набор причин, влияющих на объем выручки, будет таким:

  • площадь магазина;
  • удаленность от входа в торговый центр;
  • этаж, на котором размещен магазин;
  • удобство внутренней планировки магазина;
  • размещение торгового центра, в каком работает магазин;
  • количество людей, проходящих мимо торгового центра за единицу времени;
  • удобство подхода и подъезда к торговому центру;
  • наличие у торгового центра парковки;
  • конкурентноспособная обстановка в близкорасположенном районе;
  • социография района.

Список этих причин может быть длиннее либо короче — зависимо от формата магазина, его потребительской аудитории и задач, которые вы ставите. Чем больше критериев учтено при оценке, тем поточнее будет прогноз. Но не следует увлекаться: итог на 80% определяют три главных аспекта оценки.

Спектр внедрения системы экспертной оценки не ограничивается прогнозированием выручки в розничной торговле. Ее можно использовать для принятия управленческих решений в хоть какой сфере бизнеса.

Cepгей Aлeкceeвич Увapoв—доктор экономических наук, пpoфессор Санкт-Пeтербургского гocyдарственного института экономики и денег заведующий кафедрой систем технологий и товароведения