На работе всякое случается и поводов для отвратительного настроения всегда найдется много. К примеру, один сотрудник просто действует для тебя на нервишки, начальник поступает несправедливо, а клиент попался тупой и скупой. Сочетания бывают самые различные, итог схож: ты раздражаешься, говоришь и делаешь то, чего не следовало бы, и так раскручивается все дальше колесо печали.
Как понятно, есть, по последней мере, три точки, где можно порвать этот грешный круг. Низшая из их — ликвидация последствий произошедшего. Когда изготовленного не поправишь, но можно хотя бы тормознуть и перевести дух. Для этого бывает довольно поменять оценочную формулировку «ну вот, опять…» на «как это занятно и полезно…». Естественно, лучше дело до этой точки не доводить, а «ловить» негативное состояние по его первым признакам, которые у каждого свои, но ошибиться в их нереально. Если на этом шаге притормозить, то можно сберечь много сил на борьбе с последствиями. В конце концов, идеальный вариант — просто запамятовать в рабочее время о том, что такое: раздражение, гнев, печаль и пр. И тогда признаки неудачи не придется фильтровать и ничего задним числом исправлять не придется. Другими словами — в рабочее время прибыльно находится в неплохом настроении. Во всяком случае, специалист сам отвечает за свое состояние.
Потому, отчего бы не обрисовать эту нехитрую технологию в категориях свободы и ответственности, отлично знакомых всем опытным читателям, которые знают, что неплохой текст не бывает конкретным. С этой точки зрения, выбор метода поведения в определенной ситуации находится в зависимости от того, как я эту ситуацию прочитываю. Сам процесс чтения предполагает, что мое внимание обращается на определенные знаки, которым я придаю произвольные значения, вызывающие, в конечном счете, мою персональную реакцию. Эта цепочка дает мне, по последней мере, три шанса сделать свободный выбор: самому избрать символ, а потом обусловится с его значением и собственной реакцией. Так чтение приучивает человека к свободе. Соответственно, те, кто желает мной управлять, меня этих шансов лишают. Фактически, неважно какая попытка воздействовать на мое поведение, в том и заключается, что мне подсовывают определенные знаки, докладывают, какое конкретно они имеют значение, и, в конце концов, дают подсказку мне как я должен реагировать.
И моя свобода начинается там, где я лично решаю что мне читать, с кем и о чем гласить, какое значение придавать тем либо другим фактам, и как на эти факты реагировать. Полагаю, это по истине творческая задачка, достойная свободного человека. Ее решение, непременно, просит усилий, но напряжение воли, полагаю, более полезно для разума, чем физическая нагрузка — для развития мускул. Человек не просто обречен быть свободным. Он безизбежно занимается творчеством, каждый миг жизни добавляя свою строчку в нескончаемую книжку жизни.