Что такое манипуляция? Каковы действенные способы укрытого воздействия на людей? Как защищаться от воздействия? Манипуляция — отлично это либо плохо? Нужно ли ее бояться манипуляции? Огромное количество людей, интересующихся практической психологией, заинтересовано повысить собственный психический инструментарий и мастерство воздействия на других. Но с этими вопросами еще не разобрались даже спецы – психологи, не говоря уж о просто заинтересованных людях. Если поглядеть исследования на тему манипуляций, мы найдем, что сколько создателей и школ, столько и воззрений. В итоге существует абсолютная неурядица в концепциях, подходах и даже определении самого понятия «манипуляция», не говоря уже о неоднозначности нравственных оценок (отлично это либо плохо) этого понятия. Многие определения понятия манипуляции или очень облегчены, или лишне теоретизированы и перегружены определениями и не представляют практической ценности, или сами состоят из неоднозначных понятий, в свою очередь требующих того же подготовительного раскрытия.
Это материал призван:

  • Внести ясность в понятие «манипуляции» и «скрытое влияние».
  • Дать доступный, точный и действенный инструментарий к использованию укрытого воздействия в разговоре.
  • Научить способам психической защиты от манипулятивного воздействия.

При всем этом создатель в собственной деятельности нередко сталкивался с тем, у части людей при словах «использование укрытого влияния» сходу появляется протест и возмущение против обучения таким приемам. Ответ последующий. Во-1-х, тогда нужно закрыть все спортивные секции каратэ, бокса, дзю-до и самбо, так как там тоже учят мастерству воздействия. Во-2-х, чтоб научиться защищаться, нужно узнать и способы нападения. Нереально учиться только блокам и только защите. Только когда Вы обуяли мастерством и нападения и защиты во ВСЕЙ его цельности, вы сможете стать защищенными от воздействия. Одностороннее мастерство неполноценно и слабо по определению. В-3-х, КАК будет человек использовать его познания, это его нравственный выбор и его личная ответственность, при всем этом создатель не прячет (в материалах и на тренингах) собственных личных нравственных предпочтений, но оставляет право выбирать каждому свои собственные.
Что такое манипуляция?
Поначалу разберемся «по понятиям». Справедливости ради нужно сказать, что дать исчерпающее определение хоть какому понятию задачка сложная. Ведь это описание понятия должно точно определять этот и только этот предмет, другими словами быть совершенно точно понимаемым и под это определение не должно подходить ничего, не считая этого предмета. Попытайтесь дать такое исчерпающее определение понятию «стул»? «Деревянный предмет для сидения», — скажете вы? Неточно, отвечу я. Сюда не попадают железные либо пластмассовые стулья. И подходят под это определение не только лишь стулья, да и ящики с овощами, пеньки, табуретки, пуфики и даже садовые лавки.
«Конструкция для сиденья, состоящая из фактически сиденья, 4 ножек и спинки» — последующий вариант. Лучше, но под это определение не подходят стулья с 3-мя либо пятью ножками, которые тоже встречаются в природе. «Конструкция для сиденья, состоящая из фактически сиденья, нескольких ножек и спинки», — очень отлично, но под это определение подходит также и кресло. «Конструкция для сиденья, состоящая из фактически сиденья, нескольких ножек и относительно жесткой прямой спинки», — сейчас будем считать, что, в конце концов, дать понятие этому предмету вышло.
Сейчас вернемся к понятию «манипуляции». Интуитивно, естественно, мы с вами догадываемся о сущности этого понятия, но этого интуитивного осознания недостаточно для более глубочайшего исследования. Владимир Даль определяет понятие манипуляции как некоторые ручные приемы. К огорчению, это бытовое определение, для психологии неподходящее. Словарь Брокгауза и Эфрона определяет манипуляцию уже как «искусные приемы», называя, как пример манипуляции, массаж – и это тоже относится к физическому плану и для аналогии в психическом смысле не подходит.
Есть несколько противоречивых психических определений понятия манипуляции, потому возьмем, как теоремы то, на чем же сходятся все спецы и психологи. А конкретно, это последующие позиции:

  • Манипуляция – это какое-то управление.
  • Манипуляция – это нечто скрытое.

Добавим сюда личный и проф опыт создателя и зафиксируем последующее определение:
Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие, с внедрением чувств, эмоций, состояний напарника по общению, с целью получения выгоды для создателя манипуляции.

В этом определении есть три главных слова, выделенные шрифтом:
Скрытое воздействие. Другими словами воздействие неочевидное, скрываемое манипулятором, со спрятанным смыслом. И, если скрытость воздействия пропадет и смысл действий является понятным, то манипуляция не будет иметь силы, ну и вообщем это будет уже не манипуляция.
Внедрение чувств, эмоций, состояний. Хотя меж этими понятиями и есть некая разница, но для нас она не имеет значения, потому для простоты будем считать эти понятия синонимами и использовать хоть какое из их. Чувства – инструмент манипуляции! Предполагается, что манипулятор преднамеренно внушает какое-либо чувство (эмоцию, состояние) для того, чтоб подвести другого человека к прибыльному себе действию, поступку. Эмоция (положительная либо негативная) – один из движков поступков. «Рыба отыскивает, где поглубже, а человек, где лучше». Человек стремиться сохранить и преувеличить приятную эмоцию, и сразу избежать, уйти от противных переживаний, вернуть психический комфорт. Это принцип и применяется при манипуляции. Длительно держать дискомфортное состояния тяжело, людская личность неосознанно (либо осознанно) начинает находить выход и, если манипуляция удалась, выбирает поступок либо поведение, прибыльное манипулятору. В манипуляции затрагиваются и преднамеренно усиливаются чувства другого для заслуги собственного результата. Если затрагивается только разум, а чувства нет — то это уже не манипуляция, а просто убеждение — что более честно по отношению к партнеру.
Выгода для манипулятора. Выгода может быть не только лишь вещественная, к примеру, получение средств в долг в итоге манипуляции, да и психическая, например, унижение другого человека в очах других людей с целью получения более высочайшего собственного статуса и почтения в обществе по сопоставлению с другими. В данном примере, подведением к прибыльному поступку будет то, что «жертва» манипуляции, образно выражаясь, «съест» собственное унижение и невольно подыграет манипулятору.
Обращаю ваше внимание, что в определении манипуляции не исключается получение выгоды для объекта манипуляции. Так, к примеру, предки, воспитывая малыша – часто употребляют манипуляции в разговоре со своим чадом. Они подводят его к социально одобряемому поведению, принуждают гласить «здравствуйте» взрослым, отлично обучаться, делать зарядку, обливаться прохладной водой – и делают это не только лишь ради себя, да и ради будущей выгоды для собственного малыша, справедливо (либо наивно) полагая, что дальше он оценит их старания.
Сейчас, держа перед внутренним взглядом определение манипуляции, исследуем более распространенные виды манипуляций. Отлично, если в процессе этого у вас будут появляться свои примеры либо даже раскрываться глаза на некие действия в вашей жизни.
Виды манипуляций
Манипуляция на беспокойстве, тревоге, ужасе
Беспокойство, тревога, ужас – сущность одно и то же чувство. Разница исключительно в силе, степени этого чувства. Беспокойство просто может перебегать в тревогу, тревога в ужас, и напротив. Этот вид манипуляции предполагает внушение 1-го из этих эмоций и наличие опасности либо угрожающей ситуации по принципу, если вот это не сделаешь – то я тебе…!!!
В публикации Манипулятивное воздействие на службе черных сил создатель уже разбирал пример нахальной манипуляции на внушении чувства ужаса перед потусторонними силами, которое употребляется современными колдуньями для сравнимо добросовестного отъема средств у населения: «У Вас скоро раскроется рак — и проживете Вы еще три месяца, так как злые люди навели на Вас порчу. Но если провести серию волшебных ритуалов, то все еще можно поправить». Ужас — одна из наисильнейших чувств населения земли. За избавление от собственного ужаса люди готовы выложить немалые деньги. Потому колдунья поначалу внушительно внушает это чувство, а позже уже его эксплуатирует.

Так именуемый цыганский гипноз построен также на чувстве ужаса перед полумистическими силами, воплощением которых являются цыганки с их странноватым образом жизни, облачениями, поведением и наизловещими предвидениями при гадании на руке.
Тот же вид манипуляций употребляют страховые компании, торгующие чувством убежденности с незапятанной прибылью в Девяносто %.
Телевизионная реклама удачно эксплуатирует чувство легкого беспокойства зрителя по поводу перхоти, кариеса либо белоснежной юбки с пятном, а позже уже предоставляет верный ответ, как совладать с этой неувязкой — брать верный шампунь, зубную пасту либо прокладки.
— Давайте-ка проверим ваши зубки? – гласит улыбчивый дантист на телеэкране, О-о-о…!!! Да у Вас только два фактора здоровых зубов из 7. Какой-такой пастой вы пользуетесь? Ну-у-у, тогда понятно… Только «Колгейт», батенька, выручит Вас от моего кабинета и моей бормашины! А то ведь я только на вид таковой хороший!!!
Манипуляцию на ужасе употребляют бандиты и рэкетиры, которые всем своим видом: бычьей шейкой, громоздкой цепью, лысым черепом (ассоциация с уголовным миром), тупым лицом без признаков ума, беспардонным поведением, должны внушать чувство волнения клиенту. Перефразируем известную фразу: Жажда ничто, стиль все!
Как ни грустно это обдумывать, да и святая церковь манипулирует на ужасе. Будешь грешить – попадешь в ад. Будешь вести праведную жизнь – попадешь в рай. Потому в хоть какой отлично оформленной церкви гость встречается с картинами Ужасного Суда на выходе – для напоминания. Потому большая часть людей на данный момент начали веровать – на всякий случай, вдруг и правда сковородка по мне там, за последней чертой, плачет…?
Случаи из мед практики. Доктор гласит пугливому пациенту, используя принцип «клин клином»:
— Ты что закрываешь рот!? С мозга сошел!? Я уже сделал надрез! Если не дашь вырезать гланды – задохнешься!!!
Помнится, есть способ исцеления алкоголизма, именуется «торпеда». Именно эта «торпеда», представляющая из себя капсулу с неведомым веществом, зашивается пьяницам в вену, сразу с декларацией тезиса: Если выпьешь – умрешь! На внушаемых натур действует внушительно, ужас погибели одолевает желание испить и человек выходит из запоя. Правда, способ действовал не на всех пациентов, у неких в этой битве побеждал зеленоватый змий — они срывались и продолжали пить. Но случаев смертей от «торпеды» наука не зарегистрировала, что и понятно — какому доктору охота провести остаток собственных дней за решеткой?
Как манипуляция на беспокойстве, тревоге, ужасе может смотреться в нашем ежедневном общении? Проиллюстрируем эпизодом из кинофильма («Чужая Белоснежная и Рябой»). Разговор 2-ух парней:

— Слушай, Иван, вернись назад к Ксении…— Это нереально.— Она теряется без тебя, ты поступаешь нехорошо!— Время от времени остаться неплохим ужаснее, чем поступить плохо.— Ты знаешь, Иван, докторы именуют мою контузию волнообразной. Я тихий, тихий, а позже и ЗАОРАТЬ МОГУ! И даже Уничтожить кого-нибудь!!! — Да ты не страшись. Ничего этого пока не должно произойти. Вернись к Ксении…
Стук закрывающейся двери. Томные раздумья Ивана.
Продолжение материала начнем с психического практикума. Обусловьте – это манипуляция? Если да, то почему это является манипуляцией (подходит ли под определение манипуляции)? Если «да» и сообразили, почему это является манипуляцией, то какой вид манипуляции тут употребляется, на каком чувстве пробует сыграть главный персонаж Г. Остера? Читаем стих:
Если вы, не спросив разрешенья войтиПосреди урока вбегаете в класс,Не забудьте учителю строго сказатьЧто сейчас снова недовольны вы им,Пусть родителям он престарелым своим,Передаст, чтоб завтра же в школу пришлиБудет с ними суровый у вас разговор,Так как уже нереально прощатьОтвратительные проделки эти его.Почему он без вас начинает урок?Неуж-то не может хоть раз подождать?
Естественно, Вы сможете и сходу заглянуть в верный ответ, но лучше, если поначалу родите собственный свой. Помнится, в детских и недетских журнальчиках ответы на загадки и кроссворды печатались ввысь ногами – вы подсматривали либо задумывались сами? Создатель не настолько жесток к читателям и потому верный ответ приводится вниз ногами. Главный персонаж, он же недобросовестный ученик пробует сыграть на чувстве вины учителя по принципу «лучшая защита – это нападение».
Манипуляция на чувстве вины
Снова двойка
Но сначала на чувстве вины играют взрослые:
— Ты почему маму не слушаешься?— Почему ты кашу не ешь?— Ты знаешь, что так поступают только нехорошие малыши?— Когда ты, в конце концов, будешь слушаться маму?— Ты почему уроки не хочешь учить?— Снова двойку принес, бестолочь?— Гласила, не связывайся с этим Сережкой!
Когда детеныш только-только родился, у него в психике заложены только базисные чувства и чувства, конкретно связанные с выживанием: комфорт, дискомфорт, приятно, неприятно, отрадно, обидно. Но дальше взрослые удачно прививают своим чадам уже более сложные переживания, а именно, комплексы вины, так как с его помощью просто управлять небольшим человечком. Понятно, что и сам ребенок, когда повзрослеет, интуитивно начинает воспользоваться теми же методами, что и предки.
Чувство вины психологически очень неуютно, так как оно предполагает не только лишь понижение самооценки («ты плохой»), да и наказание за какой-нибудь проступок. Потому, чувство вины — это смешанное чувство своей неполноценности и ужаса за вероятное наказание.
Какова разработка манипуляции на чувстве вины? Поначалу оно создается фразами, схожим вышесказанным и при помощи особо жестких интонаций. Дальше нужно дать его прочуять объекту, дать «насладиться» этим чувством. И когда объект созрел, дать осознать, что нужно сделать, чтоб от него избавиться. Подвести либо дать самому додуматься, что нужно сделать, чтоб облегчить это переживание своей вины. И виноватый кидается эту вину заглаживать, делает то, что прибыльно манипулятору. Тот же принцип, уже упомянутый нами: «Рыба отыскивает, где поглубже, а человек, где лучше…»
Обида — это обычный и часто встречающийся пример пробы привить близкому человеку чувство вины. Признайтесь, поигрываете в эту игру? Ну, понятно, из благих побуждений. Либо не способен сдержать праведное негодование. Ну и вообщем, как с таким негодяем поступать? Идеальнее всего умолкнуть, отдалиться, всем своим видом показать, как для вас плохо он сделал, и каковой он, если стал предпосылкой такового вашего состояния! И негодяй, естественно, вида не указывает, но все равно испытывает глубочайшие нравственные мучения и воспитательный процесс идет по плану — все в порядке. И чем далее, тем больше вырастает чувство вины у этого негодяйского существа. Ведь он же, соображает, что «это же я, сволочь», причина этого остывания меж нами и того, как плохо другому человеку. И когда чаша этого переживания переполняется, он падает в ноги и умоляет его простить. Ну, либо не умоляет, а просто намекает, что готов повиниться, раскаяться, просить амнистии, признать свою ошибку, лежачего не бьют… Что, фактически и нужно создателю манипуляции, а конкретно восстановления чувства собственного приемущества, психического ублажения и чтоб впредь знал, как себя вести, как не нужно себя вести…
Выразительный пример из восхитительного русского трехсерийного кинофильма про свежевыструганного итальянского мальчугана. Алиса и Кот Базилио после того, как незаконнорожденный отпрыск Папы Карло не стал поддаваться на уговоры верно распорядиться пятью золотыми:
— Пойдем отсюда, Базилио!— Пойдем отсюда, Алиса!— Нас тут не сообразили, Базилио!— Нас тут не сообразили, Алиса!— Что мы тут делаем с этим неблаговоспитанным мальчиком!— Да, Алиса! Что мы тут вообщем делаем!
Ясно, что у Буратино нервишки не железные, а древесные:
— Ну, хорошо, хорошо, подождите…!
Еще прекрасная иллюстрация пробы манипуляции из киножурнала «Ералаш». В школьном коридоре на перемене стоят у окна два парня. Толстый крепыш смачно жует большой сочный апельсин, не спеша отправляя в рот зрелые дольки. Худой одноклассник с нескрываемой завистью глядит на него и в конце концов, решается обратиться к нему:
— Вот если б у меня был апельсин, я бы непременно с тобой поделился…
На каком чувстве эта манипуляция? На попытке сделать у толстого чувство вины, что ест один, что ведет себя не по-товарищески и что захотит эту вину загладить. Но, как вы помните, манипуляция не прошла:
— Да, жалко, что у тебя нет апельсина! – дожевывая еще одну дольку, соглашается толстый.
Ситуация из школьной жизни. Класс. Заходит учитель.
— Мне стало понятно, что кто-то из вас вчера тайком от учителя брал потрясающий журнальчик! Кто это был!?Пауза. В воздухе повисло тягостное молчание.— Повторяю! Кто брал журнальчик!?Молчание становится еще больше тягостным.— Снова повторяю!! Кто из вас вчера в учительской брал потрясающий журнальчик!!?Еще пауза на несколько томительных секунд. И вдруг виновный глас девченки со 2-ой парты:— Это я…!
Девченку потащили к директору школы. И только позже выяснилось, что это совсем не она залезла в потрясающий журнальчик! На чем сработала манипуляция? На чувстве вины. При этом чувство вины за всех других одноклассников сходу – такая чувствительная натура…
Зарисовки из домашней жизни:
Мать – собственной взрослой дочери:
— Если ты не позвонишь мне, то Три года жизни у меня заберешь!… А если позвонишь – 5 лет жизни подаришь!!!И как, спрашивается, дочери поступать после чего? В особенности если мать в возрасте и временами заболевает? Звонит, как телефонистка Ленину, когда может и когда нет.
Тринадцатилетняя дочь своим родителям:
— Вы любите его (отпрыска) больше меня…!И после чего предки пробуют загладить вину вниманием и подарками.
Еще одна домашняя драма. Женщина Лида находится несколько месяцев в угнетенном и даже депрессивном состоянии. Причина последующая. Она живет четыре года со своим мужиком в одной квартире. И равномерно сообразила, что желает с ним расстаться, так как дела с ним ее не устраивают. Но когда он это сообразил, стал грозить уничтожить себя, начал принимать наркотики. И твердо обещает уничтожить себя, если у нее кто-то появится либо если она его бросит совсем. Повсевременно говорит, что он без нее не сумеет жить. Она делала пару попыток уйти от него и переселиться в другую квартиру, но всякий раз ворачивалась, поддаваясь на его уговоры. Причина в разработке и культивировании у нее жесточайшего чувства вины, ведь если с ним что-то случиться, это чувство вины сгложет ее живьем.
Беременность. Дело святое. Да и беременность может стать методом манипуляции со стороны дамы, если она больше заинтересована в мужчине, чем он в ней. Это неплохой метод привязать к для себя мужчину за счет чувства вины, ведь кинуть малыша он сейчас не посмеет, по другому в сознании у него будут посиживать фразы:
— Как!!! Он бросил собственного малыша??? Не может быть!!! Каковой негодяй!? Как он только посмел??? Вот он какой, оказывается???
На этом месте создатель заявляет, что он совсем не призывает кидать деток. А призывает только трезво разглядеть механизм манипуляции, который тут может работать, и которым вправду пользуются (время от времени) дамы, даже если они в этом никому не признаются.
Возлюбленный прием неких парней. Когда есть желание оборвать дела с дамой (любовь прошла, утомился, надоело, появилась другая) — но сделать это тяжело. Почему тяжело? Так как возникнет то же чувство вины, что она будет переживать и ей, покинутой, будет плохо, а он будет виновным. Тогда срабатывает последующая стратегия. Стать «плохим», сделать что-то, что ей не понравится – и спровоцировать ее раздражение, гнев, увеличение голоса, а позже обидеться на нее за это. И под этим предлогом закончить дела. И повинет в этом разладе уже кто? Не он, естественно. Ведь это она на него так наорала. И пусть ей будет так же плохо, но с ответственность уже не на нем, а на ней — а с него и взятки гладки. Главное, позже уже не провоцироваться на встречные шаги и делать вид, что у тебя в сердечко смертельная рана, нанесенная беспощадной обидчицей…
Могу подарить читателям мою небольшую и невинную возлюбленную манипуляцию, когда со мною не желают кое-чем делиться и что-то поведать заветное. В особенности отлично это может работать с близкими людьми. Нужно с растерянностью и даже легкой обреченностью в голосе сказать:
— Ты что, мне не доверяешь…???
И ошеломленным взором глядеть прямо в глаза этому человеку. И только самое каменное сердечко не дрогнет и не выдаст эту свою тайну.
Домашнее задание:

  1. Быть внимательным к попыткам манипуляций на чувстве вины в ваш адресок и выслеживать их.
  2. Провести несколько осознанных и заблаговременно загаданных (пусть маленьких) манипуляций на чувстве вины, тренируясь на близких и дальних, при всем этом все-же охраняя их психическую безопасность и свои дела.

Думается, читатели без усилий опознают последующий вид манипуляции, которым пронизан последующий текст. Более того, может быть, к кому-то этот текст уже приходил либо еще придет по электрической почте:
— Здрасти! Меня зовут Павел, на данный момент я уже учусь в Институте и помогаю дому, в каком я вырос, собственных родителей я не знаю. Меня воспитала Наталья Григорьевна, которая для меня стала всем. На данный момент она ушла на пенсию, а у нее проживает Семь малышей, многие люди в поселке об этом знают и помогают ей. Машенька, ей Семь лет, предки пьют, и очень избивают её, и она ушла из дому. Самый старший это Сергей Тринадцать лет, помогает зарабатывать, работая заправочной станции по Шестнадцать часов в день. Я не могу передать Для вас все, что происходит в этом доме, и о чем грезят детки, я решил обратиться к Для вас за помощью. Помогите нам, я верю, что в мире есть добрые люди, которые могут посодействовать! При помощи веба я сумел открыть веб кошелек Webmoney, на который можно перевести нам несколько рублей. Вот реквизиты: 223-322-223.
Схожее чувство появляется, когда перечитываешь на ночь известного чеховского «Ваньку Жукова»:
— Дорогой дедушка, забери меня отседова, а то я сам убегу… Работаю от зари до зари… Мерзну… Терплю побои… Сплю со свиньями в хлеву… А не так давно стал я селедку чистить с хвоста, а владелец взял и ейной харей стал мне в морду тыкать…
И каково воздействие этого шедевра! Помню, в школе мы всем классом плакали, заливая парту потоками слез. Не говоря уж о том, что классик обучил целое поколение людей верно обрабатывать рыбу! И Чехов, и Павел из интернет-деревни рождают одно и то же чувство, на котором и строится этот вид манипуляции:
Манипуляция на сострадании, жалости
Случай из церковной жизни. 1-го сельского священника всем миром, и не один раз, посылали на «курсы увеличения квалификации» в Московскую епархию. Но всякий раз он на выходе из церкви раздавал бессчетным нищим все собранные прихожанами на дорогу средства со словами:
— И для тебя деньги необходимы, отпрыск мой…— И для тебя тоже, раба божья…— И для тебя нужна помощь божья, человече…
Так и не случилось сельской церкви заполучить образованного батюшку.
Человек подвержен жалости. И сразу умение сопереживать это его мощная черта, отличающая от других био видов. Этот вид манипуляции построен конкретно на свойстве хоть какого обычного человека соболезновать людям, сопереживать, проникаться состоянием другого человека. На языке психологии это свойство именуется «эмпатия» – умение чувственно перевоплощаться в другого и ощущать то, что ощущает он. Когда мы сопереживаем другому человеку, мы, в некой степени, идентифицируемся (сливаемся) с ним. И возникшее острое чувство, и употребляется в целях управления и провоцирует нас на требуемый поступок.
Нищие полностью удачно эксплуатируют этот вид манипуляции. Когда видишь оборванного, ничтожного, голодного, заглядывающего с надеждой в глаза человека… Либо инвалида, в коляске, без ног и рук, просящего средств на протез с достоинством обреченного… Либо бабулю, просящую на хлеб посреди флегмантичной толпы… Либо деток, поющих жалостные беспризорные песни под гармонику… Сердечко разрывается от боли и сострадания, а мозг поддакивает – что, для тебя же несколько рублей ничего не стоит отдать…?
Так вправду, давать либо не давать? Очевидно, это ваш личный нравственный выбор и правильного ответа тут нет. В свое время Лев Николаевич Толстой был озабочен спасением нищих, стоящих на паперти и выпрашивающих у прихожан копеечку. Он не только лишь им помогал средствами, да и пробовал воздействовать на судьбу неких из их – устраивал на посильную работу, колоть дрова, топить печь, убирать и т.д. Но через некое время граф с удивлением обнаруживал пристроенного им человека вновь на паперти просящим милостыню. И Лев Николаевич скоро понял, что дело не в том, что этому человеку нужна помощь, а в том, что это уже его стиль жизни и его выбор! И не стал заниматься этим сизифовым трудом.
Для взвешенного личного решения «давать либо не давать» неплохо бы иметь еще дополнительную информацию о том, что нищенство – это тоже бизнес. И что вся территория поделена на зоны, нарушать которые небезопасно. И что самим исполнителям достается только наименьшая часть. Большая же часть средств расползается ручейками на крышу, милицию и другие откупные.
Самый именитые побирушки это, пожалуй, Шура Балаганов и Паниковский. Они использовали тот же принцип, воздействие на жалость, только под видом отпрыской лейтенанта Шмидта. Кто запамятовал, это был герой подавленного восстания, знаменитая личность послереволюционных лет и тактически хорошо было использовать его имя для большей эффективности этого сравнимо добросовестного отъема средств.
Но успешнее всего в этом виде манипуляции, непременно, детки. Они так натурально и слезно требуют новейшую игрушку, что сердечко у родителей разрывается, а кошелек раскрывается. Либо же просто горько рыдают, когда не желают есть приевшуюся кашу и мать гласит:
— Ну, хорошо, ладно… Съешь хотя бы мандарин…
Увлекательный случай манипуляции, приведенный участницей Ольгой на одном из тренингов. Она работает начальником отдела в большой фирме. В один прекрасный момент управление прислало ей для прохождения испытательного срока молоденькую сотрудницу. Сотрудница как сотрудница, начала работать и меж делом говорить о для себя. И равномерно Ольга и весь отдел узнали, что сама она из-под Рязани и приехала в Москву на учебу и работу. Еще узнали о дедушке, который болен и уже не встает. О слепой тетке, которой требуется уход. О безденежьи и бедности в этой русской глубинке. О деревенской родне, которая собирала ей средства практически по копеечке на учебу. И что это ее последний шанс выбиться в люди и не пропасть, как пропадают многие в этой беспросветной ситуации…
Но самое грустное, через месяц Ольга, как начальник отдела, ясно сообразила, что новенькая сотрудница полностью не адаптирована для офисной работы, не может совладать с простыми заданиями, бесталантна для обучения, и что легче самой делать всю работу за нее, чем поручать и отдавать распоряжения. И вот сидя за написанием по итогам месяца докладной управлению об итогах испытательного срока, Ольгина рука так и не поднялась написать горькую правду, которая просилась на стол начальнику. И перед очами у Ольги стояла вся родня, парализованный дедушка, слепая тетка, деревенская нищая родня и новенькая сотрудница с большенными жалостными глазами…
Прекрасный пример из кинофильма «Мыс страха» с Де Ниро в главной роли. Его герой смотрит за своим противником – адвокатом, которому Де Ниро желает отомстить за нехорошую защиту на суде. Юрист, когда ситуация для него стала небезопасной, пробует скрыться, запутывает следы, выезжает в аэропорт. Картина такая: Де Ниро нужно выяснить, улетел ли его неприятель. И после посадки на рейс он подходит с заклеенным лицом (после драки с подосланными к нему убийцами) к сотруднице аэропорта за компом:
— Скажите, рейс Двести девятнадцать уже улетел?— Да, сэр.— (обходительно) Подскажите, мистер Билл был должен лететь на этом рейсе, он сел на этот рейс?— (строго) Мы не имеем права давать такую информацию.— (с мольбой в голосе) Осознаете, мистер Билл мой юрист. Мы с супругой попали в трагедию, нам очень необходимо знать, когда он возвратится.— (наименее строго) Мы не имеем права, сэр.— (рыдает, размазывает слезы по исцарапанному лицу) Мы утратили нашу малышку, была трагедия, сейчас этот процесс, нам очень принципиально знать, когда возвратится мистер Билл.— (преодолевая чувство долга) Он сел на рейс и возвратится послезавтра, рейсом 315.Де Ниро достигнул собственного, разведя сотрудницу аэропорта на жалость.
Вопрос. А что все-таки, обычная просьба – является ли она манипуляцией либо нет? Ведь мы обращаемся с просьбами к другим людям чуть не раз в день и даже по много раз на деньку. Мы, что, в роли манипулятора? Как ни умопомрачительно будет понять, но элемент манипуляции вначале содержится в хоть какой личной просьбе. Так как хоть какое схожее воззвание к человеку предполагает затрагивание его эмоций, а конкретно, сострадания. Естественно, если это просьба, как в вышеприведенном примере, это 100% манипуляция. Если это рядовая нейтральная просьба без очевидных признаков побоев на лице – там только маленькой элемент манипуляции, но он все таки тоже есть! Так как в личном общении с вами другим человеком в некой степени будет двигать не только лишь разум и логика, да и хотя бы маленькая чувственная составляющая. Единственная полностью неманипулятивная просьба – это просьба, выраженная на бумаге деловым официальным текстом:
"Не будет ли так разлюбезен уважаемый джинн выдать подателю этого документа жар-птицу в количестве 1-го экземпляра для услаждения слуха подателя и его приближенных, а так же для использования в хозяйстве и других личных нужд. Заблаговременно признателен, Барон Мюнхгаузен."
Тогда и чувственная составляющая таковой просьбы равна нулю и "джинн" воспримет решение, делая упор только на свой разум, логику и сознание, без воздействия чувства жалости.
Не к ночи будь сказано, но вспомним самого известного в нашей стране грека под именованием Мавроди. Не счесть, сколько народу принесли деньги в его пирамиду под заглавием МММ. И ведь неглупых людей, посреди которых много почетаемых и даже очень узнаваемых! Разумеется, что это была массовая манипуляция сознанием миллионов людей, при этом отлично спланированная и проведенная. Пожалуй, в истории населения земли это пока самая валютная манипуляция. На чем она работала? Ответ последующий. Это:
Манипуляция на алчности, выгоде
— Эй, мальчишка! Хочешь получить пакетик леденцов и проехаться в повозке?"Вождь краснокожих"
Алчность это не только лишь прохладный расчет. Это к тому же сильное чувство. Не напрасно алчность связывается в нашей культуре с жаждой, со страстью, с желанием. Есть такая поговорка «жаба душит» — что за жаба такая? Как раз вот это самое чувство и есть. И ведь душит, часто душит чуть не каждого! В примере про Мавроди вкладчиков двигало жгучее желание получить выгоду наименьшими усилиями и оно же было отлично применено мудрейшим греком, разумеется, отлично разбирающимся в человечьих слабостях.
Желание получить выгоду может быть связано с вещественными ценностями (средства, вещи, квартиры, авто), а может выгодой и нематериальной (внимание, отношение, время, познания, приятные эмоции). Это может быть удобство, комфорт, что-то полезное для здоровья, похудание, пополнение и любые другие ресурсы.
Алчность – это не только лишь порок, это к тому же мощный движок человека и населения земли в целом. Если б не желание получить выгоду, не было бы устройств, открытий, изобретений, машин и иных благ цивилизации. Все это выдумано и сотворено людьми, желающими вещественных благ, славы, престижа и всего того, что это могло им дать. Даже так именуемый альтруизм дает этой личности нечто. Что, спросите вы? Ответ: чувство собственного величия и значимости. Так что в любом случае человеком, создающим ценности нашего мира, двигает некоторая будущая выгода.
Пример манипуляции на алчности, выгоде в бизнесе. В кабинет коммерческой конторы «N» приходит представитель другой торговой конторы, назовем ее «M», и отыскивает способности для сотрудничества. С управлением дискуссируются различные варианты и различные темы и, не считая остального, этой коммерческой фирме «M» срочно нужна оптовая партия пряжек для ремней по такой-то стоимости, у их есть прибыльный заказ на огромную партию готовых изделий. Хорошо, побеседовали и разошлись, пока не обнаружив определенных точек соприкосновения. Через пару дней в эту же фирму «N» приходит очередной представитель совсем другой компании и меж делом выясняется, что у него есть большая партия конкретно таких пряжек для ремней, которые необходимы позавчерашней фирме. И даже по не очень дорогой стоимости! По последней мере, еще меньше, чем находила компания «M»! С трудом сдерживая ту жабу, отрадно квакавшую о собственном жабьем счастье, управляющий срочно заключает договор, настаивая на его незамедлительном выполнении. Ведь дело то срочное! Уже в сей день договор оплачен наличными и большущая партия сверкающих, но немодных пряжек выгружена на складе почетаемой конторы «N». Как вы осознаете, сейчас весь кабинет и все сотрудники прогуливаются в этих самых пряжках по уши и даже правнукам этих служащих их носить — не переносить, даже если они будут поменять их каждый денек. Директора развели на желании подогреть руки на настолько невиданной удаче.
Схожий пример из жизни коммерсанта масштаба помельче. А конкретно — торговца на радиорынке. Рабочий денек. Прилавок. К торговцу подходит озабоченный человек:
— Слушай, братан, возьми партию реле. Срочно нужно, уезжаю домой в Дмитров.— Не возьму, я не знаю этот продукт.— Возьми, не пожалеешь, дешево. Я не успел просто реализовать, мне ворачиваться нужно.— Нет же, не нужно.— Ну, хотя бы на реализацию пару 10-ов. На пробу!— Ну, отлично, давай…
Владелец точки взял маленькую партию на реализацию, выставил на прилавок, не забыв благопристойно накрутить стоимость. И — о волшебство! Продукт идет на ура. По последней мере, все 20 штук реле в течении получаса были забраны 3-мя покупателями, которые при виде продукта цокали языками, гласили «Наконец-то отыскали!» и брали сходу несколько. Владелец точки, потирая руки, еле дождался торопливого поставщика — и они стукнули по рукам. После оптовой закупки и «отъезда» поставщика в Дмитров сезон на реле завершился и ни одно из их больше не было куплено.
— Может, хотя бы грузила для рыбаков из их делать? — задумывался расстроенный хозяин…
Примеры из ежедневной торговли. На самом деле, весь процесс конкретной реализации представляет из себя попытку сконцентрировать внимание покупателя на прибыльных сторонах продукта, и увести внимание со слабеньких и нерентабельных сторон. И удачный торговец это тот, кто покупателю эту выгоду убедительнее и правдоподобнее представит.
С попыткой манипуляции на алчности, выгоде мы встречаемся всякий раз, когда в магазине либо на рынке слышим о скидке в нашу честь. Таковой манипулятивный прием употребляет торговля, эксплуатируя конкретно эти чувства. Скидки-то, и даже очень значительные, вправду есть — но какая же тогда наценка? Из года в год будущие покупатели попадаются на фразы:
— Спешите! Количество мест ограничено!— Предложение действует только до Двенадцать мая!— С января увеличиваются цены!
Эта попытка актуализировать чувство алчности у покупателей походит с переменным фуррором. И ведь придраться к этим девизам нельзя. Ведь хоть какое количество мест либо продукта по-определению ограничено…
Торговые же акулы выдумали систему дисконтных карт, купив которую вы автоматом получаете скидку в два процента, к примеру. Не плохое дело для покупатели? Непременно. Только умалчивается тот факт, что покупателю психологически уже еще труднее приобрести даже мелочь в другом магазине, ведь он уже на игле. Поточнее на жабе, которая в другом магазине обязательно высунется из собственного болота и заверещит:
— Ты что, владелец! Нам же в другом магазине скидка положена!! Я для тебя не позволю растрачивать народные средства!!!
В конечном итоге владелец, еле волоча ноги после работы, плетется конкретно в тот магазин. Он, выиграв два процента, проигрывает свободу выбора, обменяв ее на психический комфорт для собственной пупырчатой подруги.
Чистосердечное признание смягчает вину. Популярная формула следователей и прокуроров. И сразу обычная манипуляция на выгоде. Подследственный проникается этой выгодой, признается, берет вину на себя и ведает подробности. Ведь все равно от ответственности не уйти, дает подсказку ему разум. И, может быть, послабление сделают — ноет снутри душа? А следователи готовы обещать все, что угодно, за чистосердечное признание. Оно и понятно, дело раскрывается и запирается, процесс двигается, премиальные получаются. При личном разговоре один из друзей-следователей мне откровенно произнес, если что – не бери вину на себя НИКОГДА! Так как обещанного три года ожидают. Либо не три, а сколько даст трибунал. Успокаивает только то, что пока мы с вами, дорогие читатели, чтим уголовный кодекс.
На правоохранительную тему вспоминается еще эпизод из известного кинофильма «Молчание ягнят». Женщина- следователь Кларис говорит через металлическую решетку с осужденным на бессрочное заключение ужасным каннибалом под кличкой Лектор. Только он, людоед Лектор, как спец в вопросе извращенцев и извергов, может посодействовать следствию отыскать другого маньяка, похитившего дочку губернатора штата. Может-то может, но этот иронический упырь полностью не настроен помогать следствию и только издевается над беспомощностью сыщиков в лице очаровательной Кларис. Тогда и она применяет последующий ход:
— Поглядите сюда. Это план острова, где размещена другая кутузка. Полуостров южный, тонет в зелени, птицы порхают как в раю, а море бьется прямо о стенки кутузки. Поглядите фотографию. Окна вашей камеры будут выходить на сберегал. Уже есть договоренность с начальством о прогулках—два раза в неделю по побережью с охраной,естественно, но все-же это лучше, чем эта кутузка для убийц, где вы находитесь… Помогите нам. Скажите, где его находить?
Интриги других служащих, раскрывших эту манипуляцию на выгоде, помешали хитрецкой даме воплотить этот план в жизнь. Но сама идея…!
И еще одна женская манипуляция:
Брачная пара. Выходной денек:
— Милый, ты хочешь сходить со мной в театр на премьеру твоего возлюбленного режиссера?— Естественно, красота моя!— Тогда нужно приготовиться, все же там будет весь свет. Я позабочусь о не плохих местах. Я почищу для тебя костюмчик. И для тебя непременно нужно подобрать новый галстук, собирайся, пойдем за ним прямо на данный момент.
В магазине:
— А ты знаешь, что мне нечего надеть в театр и мне срочно необходимо новое платьице? Вот смотри, как раз такое мне очень подойдет!
На чем построена тут манипуляция? Женой прекрасно создаются условия для покупки новейшей вещи себе. Ею роскошно подана выгода для супруга, а когда он в ней уже удостоверился, деваться ему уже некуда, умная дама реализует собственный энтузиазм. Пошел за галстуком для театра, а купил платьице от Кардена.
Интернет-манипуляция. Очередной метод воздействия на чувства обладателей почтовых ящиков. Сейчас на чувство выгоды. И даже упущенной выгоды. Приводим текст послания дословно:
— Поздравляем!!! Вы стали победителем конкурса e-mail адресов. Конкурс проводился на базе случайного выбора из базы e-mail адресов абонента и присвоение ему титула "Фаворит". Всего выигравших абонентов 845. Сумма выигрыша для всех составила 20 5 тыщ баксов. Розыгрыш проводился при содействии всех больших хозяев E-mail серверов. Для получения выигрыша оплатите госпошлину. Требуется для дизайна документов и открытия счета. Сумма оплаты составляет 100 девяносто четыре рубля. Оплаченная сумма автоматом зачислится как уплаченный вами налог. В течении 40 восемь часов после оплаты для вас придет аннотация, излагающая внутри себя весь процесс получения выигрыша. Платеж можно выполнить в любом отделении Сбербанка РФ, через кассу оплаты коммунальных услуг и операторов сотовой связи и так же через хоть какой коммерческий банк. Реквизиты прилагаются.
Только самая дохлая жаба не зашевелится от таковой фортуны:
— Владелец! Мы выиграли!! Я же гласила!!! Я веровала в нашу с тобой звезду!!!! – заходится в удовлетворенной истерике зеленоватое создание.
И только если спуститься с небес на землю, и пару раз перечитать это письмо, становится ясно, что оно очень хитро составлено. Так как осознавать его можно по-разному. И с ходу его можно осознать потому что охото веровать хоть какому живому человеку – халява, сэр! Практически халява! И ведь как точно подсчитано – удивляемся мы, конкретно 100 девяносто четыре рубли на налоги! Все у их как в аптеке! И большие серверы способствовали. Ну, означает, без обмана!
Но, если отрезвить себя, то можно узреть к тому же другое осознание этого текста. А конкретно. Вы, кончено, выиграли. Только не только лишь вы. А еще Восемьсот 40 5 абонентов. Сумма 20 5 тыщ баксов? Верно. На всех. Абонентов. Но не на каждого. А на всех. Другими словами разделять нужно как-то. По-честному, очевидно. Розыгрыш будем проводить. И проведем! И поучаствуем! И получим результаты по почте. Сами догадайтесь, какие? Верно – как в лотерее «спринт». И претензии не принимаются. И даже обмана не было. И большие сервера вправду задействованы – электрическая почта ведь на различные адреса посылалась, которые ими поддерживаются, означает, эти сервера нашей лотерее способствовали! И то, что вы сообразили вы это письмо потому что сами желали осознать, а не потому что верно – так это чья неувязка? Так что, сам дурачина, родной. Читать обучайся внимательнее!
Для продолжения темы разберем одно из увлекательных писем читателей, пришедших по мотивам прошлых выпусков. Читательница Юлия пишет:
— Разрешите задать вопрос. Цитирую Ваш абзац: "Чувство вины — это смешанное чувство своей неполноценности и ужаса за вероятное наказание." Почему же необходимо каким угодно методом уйти от этого чувства "некомфортности", почему нужно бежать от своей неполноценности и почему, в конце концов, непременно ужас за вероятное наказание??? Чувство вины — это глас совести в человеке. И если совесть не чиста, то почему вероятное наказание не принять, как справедливое возмездие за содеянный поступок? И почему чувство своей неполноценности не принять, как действительность, подобающую нынешнему деньку.
И почему все эти чувства не толкают к позитиву, к самореализации, к определенным действиям, направленным на то, чтоб стать более всеполноценным, принять ряд мер, чтоб загладить свою вину, а не страшиться наказания??? Совесть, справедливость высшие и нужные понятия человека. А Вы предлагаете замену, заменитель эмоций в виде «комфортность» и «некомфортность». Ведь это очень малый уровень человека, когда он управляется только чувством «комфортности». Конкретно это чувство стыда, вины толкает человека к великодушным поступкам, к совершенству, потому оно конструктивно, конкретно так как принуждает стать лучше. А если учить себя хоть какими методами удирать от «некомфорта», то каким монстром человек в конечном итоге окажется, и даже сумеет ли таковой человеком называться.
Защитой от всяких манипуляций опять-таки, есть незапятнанная совесть. Если я знаю, что не повинет, то ни какие клеветы с чьей-либо стороны и на какое угодно чувство на меня не подействует. Подействуют, естественно, на нервишки, но это уже другой вопрос.
Конец цитаты.
Хотя поток сознания у читательницы чувственный и немного путаный, но зато она ставит увлекательную тему. На самом деле, тут несколько вопросов, потому разберемся по-частям:
Почему же необходимо каким угодно методом уйти от этого чувства "некомфортности", почему нужно бежать от своей неполноценности и почему, в конце концов, непременно ужас за вероятное наказание?????
Создатель никого не уверял, что непременно необходимо. Рвение избежать дискомфорта — это всего только свойство человека и всей живой материи в целом. И даже свойство амебы, которая дрейфует конкретно в сторону более физиологичного себе состава воды. И даже свойство венца природы человека, который всей собственной историей и всем своим прогрессом стремится к новым ресурсам и, как следует, к ублажению собственных потребностей и еще большему физическому и психическому комфорту. Естественно, человек существо сложное и вполне его обрисовать на уровне всего только двухполярных эмоций нереально. Но в этом случае, для того, чтоб разобраться, нужно глядеть более масштабно, укрупненно, и потому создатель и ввел две главные полярные категории «комфортно – некомфортно», в которые можно вписать все людские чувства. А после можно вновь усложнить и углубить, и поболее тщательно изучить людские переживания, чувства, состояния.
Конкретно это чувство стыда, вины толкает человека к великодушным поступкам, к совершенству, потому оно конструктивно, конкретно так как принуждает стать лучше.
Совсем согласен. Рад, что разделяете мою точку зрения. Желание избежать дискомфорта, а конкретно, вины, ужаса, неполноценности и остального, приводят к тому, что человек стремиться стать совершеннее и выше и загладить свою вину и получить индульгенцию. За что мы этим эмоциям полностью можем быть признательны! Только вот я еще не встречал человека, который по хорошей воле желал бы испытывать эти чувства и состояния, думаю, что и читательница Юлия в том числе для себя этого не желает…
Любопытно, что даже самые великодушные люди имеют одним из основных движущих мотивов собственной деятельности получение еще более психического комфорта от собственного величия и благородства. Также имеют мотив избегания дискомфортных эмоций вины за собственное бездействие и жалости к страдающим. Вспомните хотя бы Мама Терезу, и решите сами, к высочайшему либо низкому уровню людской личности вы ее отнесете.
А если учить себя хоть какими методами удирать от «некомфорта», то каким монстром человек в конечном итоге окажется, и даже сумеет ли таковой человеком называться.
Если обучить себя избегать дискомфорта, жить с психическом комфорте (читай, счастливо) и не зависеть от манипулятивного воздействия других людей, то из этого совсем не следует, что человек становится монстром. Более того, это есть непременно условие осознанности собственных поступков. Поступков от собственного решения и сознательного выбора, а не от избегания дискомфорта. Это и есть условие истинной нравственности, а не видимой, которая происходит от того, что наступили на хвост и придавили к стене. Реальный нравственный выбор начинается там, где человек с ясным сознанием и незамутненными эмоциями решает, какой поступок он на данный момент готов сделать.
При всем этом снаружи поступок может быть схожим поступку человека под воздействием эмоций и манипуляций, но внутренним содержанием значительно отличаться. Для примера: два предпринимателя, жертвующих средства на детский дом. Только один это делает так как к нему в кабинет пришел и успешно поработал и накрутил ему щемящее чувство жалости к сиротам сотрудник фонда социальной поддержки, а другой так как он желает сделать мир лучше и добрее. Почувствуйте разницу.
Еще пример. Наемный убийца, которого святая церковь запугала наказанием за грехи и ужасным трибуналом и потому он, в конце концов, покаялся и завязал с влажными делами. И прошлый боец группы Альфа, который может уничтожить и рука не дрогнет, но сразу имеющий принципы, которыми не желает поступиться, и потому отказывающийся убивать людей за средства. Кто из их «монстр», решите сами.
Защитой от всяких манипуляций опять-таки, есть незапятнанная совесть. Если я знаю, что не повинет, то никакие клеветы с чьей-либо стороны и на какое угодно чувство на меня не подействует. Подействуют, естественно, на нервишки, но это уже другой вопрос.
Полностью может быть, что для вас получится не зависеть от воздействия и не поддаться навешиваемым эмоциям. Манипуляция действует далековато не всякий раз, ну и не всякий раз она бывает роскошной и высококачественной. И отлично. Вот лишь на бытовом языке «нервы» — это и есть чувство на языке психологии. Чувство досады, раздражения, злости, желание отстоять справедливость и другие «нервы». И если кому-то удалось повлиять для вас на нервишки, это уже половина удачной манипуляции.
Чувство вины — это глас совести в человеке. И если совесть не чиста, то почему вероятное наказание не принять, как справедливое возмездие за содеянный поступок? Совесть, справедливость — высшие и нужные понятия человека.
Юлия озвучила осознание подавляющего большинства людей нашей цивилизации о понятии СОВЕСТЬ. И сейчас мы, с незапятанной, так сказать, совестью, можем перейти к этому, главному вопросу в письме. Тем паче, что это последующий вид манипуляции. А конкретно:
Манипуляции на стыде, совести
— Что ты там прячешь?— Не скажу, это секрет!— У кого незапятнанная совесть – у того нет секретов!
Диалог из мульта про ежика и поросенка.
Этот вид манипуляции показывает нам поросенок, который пробует повлиять на кнопки совести ежика. Нужно сказать, что у него вышло — ежик раскололся и сдал собственный секрет.
На что похоже и как нами переживается чувство стыда и близкое к этому чувство совести? Это особо острое чувство своей неполноценности, недостойности собственной личности либо собственного поступка. Такое сильное, что даже несовместимо с нахождением посреди других людей. Потому мы интуитивно в такие моменты стремимся избежать взглядов, лиц, и стремимся покинуть очевидцев нашего позора. И при невозможности это сделать может наступить даже физиологическая неконтролируемая реакция покраснения кожи. Где кроется причина реакции покраснения? Организм бы желал на физическом уровне убежать из этой ситуации и готовится к этому мышечному движению всеми своими ресурсами: дыханием, сердцебиением, приливом крови, адреналином — но сознание его останавливает. Вот эти физиологический прилив крови и кидается человеку в голову, шейку, плечи, но видимыми становятся лишь на лице. Сознанием эта реакция практически не контролируется, потому мы имеем возможность сходу созидать более «совестливых» людей.
Как формируются механизмы воздействия на личность? Любопытно, что сначала у новорожденных деток нет ни стыда, ни совести. Ведь сначала ребенок, как Адам с Евой в раю, не знает, что нужно стыдиться оголенного тела, скрываться, когда переодеваешься либо писаешь, вести себя благопристойно и здороваться, испытывать чувство вины, когда говоришь неправду. Взрослые сформировывают все это в процессе воспитания. Есть даже такое педагогическое понятие «воспитание чувств». Каких, спрашивается, эмоций? Тех, стыда и совести, в главном. Ведь без их ребенком будет фактически нереально управлять. Так и формируются кнопки управления личностью, в какой начинают работать эти механизмы эмоций при помощи воспитанных взрослыми и культурой кнопок. Надавил – получил итог. И чем более воспитан человек, тем паче размеренный итог можно получить.
Если покопаться в памяти, можно отыскать технологию формирования этих кнопок. Социум в лице родителей, учителей и других знатных взрослых с юношества ложит на нас ответственность плюс некоторую социальную роль:
— Ты же мальчишка, ты должен уступать девочке…— Ты же девченка, должна быть аккуратнее…— Ты же старше, ты должен уступить…— Ты же умный мальчишка, что ты связываешься…— Девченка не должна так себя вести, это неприлично…— Мальчишка, для тебя же должно быть постыдно, это некрасиво…— Так поступать нехорошо, только нехорошие малыши так делают…
И чем авторитетнее взрослый, тем лучше запечатлеваются и остаются в детском подсознании его слова. Как «воспитывает» наши чувства культура? При помощи воспитательных рассказов, к примеру. Неизменное воспоминание на ранимую детскую психику таких рассказов можно сопоставить разве что с первой влюбленностью. Помните?
Огурцы. Небольшой мальчишка бежал вечерком домой и оказался на грядках с огурцами. Сообразив, что можно повеселить маму, он быстренько набрал полный подол огурцов и, невзирая на крики охранника, вприскочку добежал до собственной хаты.
— Мать! Смотри, что я принес! – от всей души радовался небольшой кормилец.— Та-а-к… Рассказывай, где ты их нарвал!? – чуя неладное, расспросила его строгая мать.
Когда выяснилось, что огурцы колхозные, мать собрала их все до одного назад в подол и выслала рыдающего мальчугана в ночь, назад на колхозное поле.
— Как я их вспять отнесу?! Ведь там же дяденька с двустволкой…!!! – рыдал мальчишка.— Как нарвал, так и отнесешь! – непоколебимо отвечала Макаренко в юбке. Делать нечего. Всхлипывая и сопя, мальчишка добрел до колхозных грядок и повстречался там со охранником.— Ага! – недобро сверкнул глазом страж колхозного добра, — Вот Вас то мне и нужно! Изволили Вы съесть колхозный огурец!— Простите, дяденька, я больше не буду! – завел свою пластинку небольшой воришка. Возьмите Ваши огурцы… Здесь все они, не считая 1-го, который я уже съел. Что сейчас со мною будет?
Сердечко старика-сторожа оказалось не камнем. И после недолгих переговоров он назначил съеденный огурец подарком лично от себя и этим облегчил морально-нравственные мучения мальчика.
Вывод. Мальчишка хотел-то как лучше. Накормить маму, угостить братьев и сестер, самому подкормиться и окрепнуть. А вышло — натерпелся горя и мучений. Вот и разберись после чего, что делать в этом взрослом мире? Но когда нужно испытывать стршный стыд за свои поступки мальчишка, а вкупе с ним и молодой читатель, запомнили очень отлично.
Совесть. А это рассказ про то, как одна девченка не пошла в школу. Точнее, пошла, собрав учебники и взяв собственный завтрак, но не дошла, а стала бродить по солнечному вешнему лесу, радуясь, как она искусно обвела всех вокруг пальца. Но позже что-то в ней снутри надорвалось. И обломалось. И разорвалось. Так как пробудилась совесть. А позже девченка посиживала на пеньке и рыдала, невзирая на погожий день. И посодействовать ей не было никакой способности, так как в книгу не залезешь. И читательское детское сердечко продолжает надрываться, переживая за бедную девченку на пеньке.
Двойка. Продолжая эту душераздирающую тему, нельзя не вспомнить рассказ, как еще одна школьница подчистила двойку в потрясающем журнальчике (Кстати, вы использовали подобные технологии в своем дневнике, еще помните либо уже нет?) А далее пришло самое ужасное. Поначалу ужас за вероятное обнаружение поступка. Позже муки совести. Позже жгучий стыд, при представлении, как это все может быть обнародовано. В конце концов, злосчастная девченка чуть ли не свалилась в обморок, когда учительница раскрыла журнальчик и стала учить его, недоуменно поднимая брови и хмуря лицо. В конце концов, полуживая от всех этих мучений девченка на перемен подошла к учительнице и во всем призналась. Вы понимаете, ей стало легче…Теперь вы отлично осознаете, что нужно делать в схожих случаях?
Формирующие и менторские стихи. Это один из способов «воспитания чувств». В особенности отлично это выходило у Маяковского:
Крошка отпрыск к папе пришел,И спросила кроха,Что такое отлично,И что такое плохо?
Папаша, не сомневайтесь, поведал не только лишь отпрыску, да и всему поколению, так как оно подслушало этот разговор с помощь неотклонимой школьной программки.
Любопытно, как из менторского стиха можно сделать современную и очень двусмысленную песню. И всего только при помощи изымания последних строчек и заполняя их многозначительной паузой и гитарным проигрышем. В итоге, можно сказать, конструктивно изменяется смысл. Стих приводится стопроцентно, изымание строчек делайте без помощи других.
Синенькая юбочкаЛенточка в косеКто не знает ЛюбочкуЛюбу знают всеДевченки на праздничкеСоберутся в кругАх, как пляшет Любочка…(Лучше всех подруг)
Кружится и юбочкаИ ленточка в косеВсе глядят на ЛюбочкуРадуются всеНо если к этой ЛюбочкеВы придете в домТам вы эту девочку…(Узнаете с трудом)
Синенькая юбочкаЛенточка в косеКто не знает ЛюбочкуЛюбу знают всеСлучается что девченкиБывают очень грубымиНо не обязательно…(Они зовутся любами)
А ведь это был воспитательный стих русской поэтессы А. Барто.
Пассажир с Экватора. Как понятно, важным из искусств для нас является кино. Прекрасный пример формирования чувства стыда у зрителей – подростков в этом русском кинофильме 70-х годов. Морской лайнер совершает вояж по различным дружеским и не очень странам. Бдительные русские школьники заподозрили 1-го из пассажиров, что он шпион и везет орудие. И вот пионеры – шпиоманы собираются на совет в трюме. Самый боевой мальчишка предлагает:
— Нужно обыскать его каюту.— Это не наше дело, это дело взрослых! – возражает самый рассудительный.— Ты знаешь, один мудрейший югославский писатель произнес: Храбрый погибает один раз. А трус – 100!И вся компания, совместно с девченками, выразительно глядит на предполагаемого отщепенца.— Я не трус! Ну, хорошо, хорошо, давайте обыскаем… — поддается тот на манипуляцию.
Ни стыда, ни совести. Можно вспомнить, как предки совершают вклад в формирование стыда и сразу достигают правильного с их точки зрения, поведения. Мать на диванчике глядит телек, а ребенок рядом читает забавные рассказы Драгунского. В главный момент тележурналистского репортажа с места событий следует возмущенная мамина фраза:
— Здесь детки погибают! А ты смеешься над развеселой книгой! Ни стыда, ни совести!!!
Притихшему ребенку ответить, как вы осознаете, нечего. Но в какой момент положено стыдиться, у него уже отложилось.
Дальше принципиально хорошо использовать сформированные кнопки, а то все труды пройдут напрасно. Неплохой родитель, в этом случае мать, умеет ненавязчиво говорить менторские истории типа таковой:
— Вот когда я 1-ый раз встречалась с мальчуганом, он плохо пахнул. Мне было тошно, а ему, когда я произнесла, стало постыдно. Так что непременно нужно умываться.
Будьте убеждены, мальчишка вырастет чистюлей.
Исторический пример манипуляции. В конце сталинградской битвы, в уже безвыходной ситуации генерал Паулюс был повышен Гитлером до фельдмаршала. Телеграмма об этом пришла практически за несколько часов до развязки. Что желал Адольф достигнуть и на какое чувство он пробовал повлиять? На чем была манипуляция? Навязывается ответ, что на чувстве долга. Но, в этом случае все ресурсы чувства долга уже были исчерпаны, это уже не 1-ый месяц отчаянной обороны. И одна дополнительная деталь делает эту ситуацию более прозрачной.
Еще ни один фельдмаршал Германии не попадал в плен. И когда выкарабкаться из плена маршалу Паулюсу уже не представлялось вероятным, фюрер и попробовал спровоцировать его на суицид. И конкретно на чувстве совести и стыда, а не долга. Гитлер вроде бы докладывал собственному свежеиспеченному фельдмаршалу:
— Что, и ты с этим сможешь жить, как 1-ый фельдмаршал величавой Германии, взятый в зазорный плен?
Попытка не прошла. Фельдмаршал сумел. К тому же показания давал на Нюрнбергском процессе.
Так что все-таки делать с совестью, черт возьми? Это вопль души 1-го из участников тренинга. Мы малыши наших родителей, нашей культуры и нашего воспитания. И поменять это нельзя. Но воздействовать на свои чувства мы можем. Как ни крамольно это звучит, я предлагаю для вас отрешаться от стыда и совести, вроде бы глубоко они не въелись в нашу душу. Эти чувства можно выслеживать, останавливать и держать под контролем. По другому они начнут держать под контролем вас. Перефразируем слова одиозной, но неглупой политической фигуры. А конкретно, слова Геринга:
— У меня нет совести. Моя совесть – мой фюрер!
У нас же есть вещи и подостойнее. Подменяйте совесть на собственные нравственные категории, на собственный разум, свою нравственность. Трепетно скажите:
— У меня нет совести. У меня нет стыда. У меня есть мой осознанный выбор!
И это единственное, чему я предлагаю для вас веровать. Для себя.
Продолжение следует…