Часть 1. О мотивации и командообразовании
Звонок:
— Здрасти. Нам нужен тренинг для служащих, по мотивации персонала.
— Для чего?
Немного раздражённый ответ:
— Желаю, чтоб работали лучше…
Сколько раз уже за свою долгую профессиональную деятельность слышали схожий запрос… Сколько существует центров и программ, которые «живут и зарабатывают» на различных «корпоративных тренингах», «командообразованиях», «мотивации персонала» и иной непонятной «необходимости» для удачного развития компании. И ведь вправду критериально неясно для собственника, что в конечном итоге это «звучное, принципиальное и нужное» должно принести? Ярмарка глупости – с одной стороны, дилетантство – с другой.
Первопричины подобного явления находятся, как ни феноминально, в голове собственника. У того самого, который оплачивает это наслаждение. И продолжает находиться в иллюзии, что сотрудники «образумятся, командообразуются, личностно выростут», после этого и начнут работать в поте лица на благо благоденствия бизнеса. Его, заметьте, бизнеса!

Проходит неделя, две, сходит пена тренинговой эйфории и наступают рабочие будни, которые со характерной им практичностью, демонстрируют, что в наилучшем случае НИЧЕГО НЕ Поменялось. В худшем – РАБОТАЮТ ЕЩЁ Ужаснее. Как так? Почему? Ответ предельно ясен:
1) они у нас сейчас «обученные» и поэтому считают, что стоят дороже.
2) они у нас сейчас «мотивированные», и эта мотивация помогает им с огромным усилием «наступать на горло» собственнику в отстаивании собственных интересов.
3) они сейчас «командообразованные». Жалко только-только не для заслуги результата в работе. А против всё того собственника.
И всякий раз, слыша в телефонной трубке: «Алло, мы желали бы заказать тренинг по мотивации персонала» понимаешь изнанку этого запроса, который звучит как «я не могу их вынудить работать, сделайте что-нибудь»! Создадим. Непременно создадим. Но поначалу необходимо убрать «тараканов» в голове собственника, по другому это будут снова выкинутые на ветер средства. О том, что же это все-таки за «тараканы» и как их дрессировать – читайте во 2-ой части статьи.
Часть 2. О «тараканах» и их дрессуре
Почетаемые собственники! Не кажется ли для вас непонятным и феноминальным, что сотрудника:
1) которого ВЫ наняли, которому ВЫ платите,
2) который вначале пришёл к Для вас с желанием (читай «с мотивацией») заработать некоторое количество средств,
3) для которого ВЫ сделали, и продолжаете поддерживать своими усилиями и ресурсами, условия для зарабатывания,

ещё Нужно МОТИВИРОВАТЬ?
Для вас не кажется странноватым и алогичным, когда служащих, которые не в состоянии выполнить обыкновенные должностные обязанности (а заработную плату при всем этом желают исправно получать), вы ещё и учить обязаны? Снова же, за свои средства! Для вас не кажется вопиющим, что работнички заглазно часто вас осуждают и высказывают недовольство вашими действиями, причём 20 четыре часа в день вы задумывается о том, как сделать так, чтоб эти «работнички» впору таки получили свою заработную плату?.. Не кажется?
А мне кажется…
А ведь самое увлекательное в том, что работа нашего персонала — это зеркальное отражение того, что у нас с вами творится в голове. И до того как начинать ЧТО-ТО делать с сотрудниками (учить, воспитывать, призывать, заставлять), полезно у себя в голове разогнать тех «тараканов» — убеждения, представления, верования и т.д., мешающие по другому поглядеть на ситуацию с наемным работником в ваше бизнесе. Детально и основательно об этом можно выяснить на нашем тренинге «Технология полного контроля над своим бизнесом» и в бизнес-лагере.
Тут же давайте разглядим самые распространённые «тараканы» -заблуждения и способности их дрессуры:
Заблуждение 1. Сотрудникам должно быть комфортабельно и комфортно на работе
— Сотрудники – это оборудование, которое вы взяли во временное использование. И которому, необходимо сделать условия, нужные и достаточные, для выполнения той работы, на которую вы их наняли.
ВЫВОД: комфортабельно и комфортно должно быть тем, кто платит средства – владельцу и клиенту. Сотруднику мы платим заработную плату конкретно за то, что ему неловко!
Заблуждение 2. Служащих необходимо учить
— Сотрудники должны вначале иметь нужную квалификацию и возможности, для выполнения работы, на которую мы их наняли. В неприятном случае они должны получить нужные способности в процессе обучения, за которое сами и платят. Ключевое слово – САМИ! Это их квалификация и после ухода она остается с ними, а не у собственника.

ВЫВОД: если человек готов САМ и за свои средства учиться, готов вкладывать в свою квалификацию – наш человек. Не готов – будем находить другого!
Заблуждение 3. Собственник должен мотивировать персонал
— Ещё одна блажь и вредность в голове управляющего. Наёмный работник приходит к нам для того, чтоб верно и отменно сделать свою работу и получить за это средства. ЭТО И ЕСТЬ ЕГО МОТИВАЦИЯ! И если она его не сподвигает на работу, мы нанимаем другого.
ВЫВОД: персонал должен раз в день САМ убеждать собственника, что у него много мотивации для работы, и он готов её делать, но не напротив!
Заблуждение 4. Мотивационные и другие тренинги увеличивают качество работы служащих
— Как указывает долголетняя практика это тоже блажь собственника. А персонал в курилках, в очередной раз, уверяет друг дружку в глупости и недалёкости владельца. Головами и мозгами служащих должен заниматься владелец либо специально обученный человек. Повсевременно. Изо денька в денек. И это его ровная ОБЯЗАННОСТЬ!
ВЫВОД: сотрудники – это оборудование, настроенное, смазанное, в рабочем состоянии. Каждодневные профилактические работы по его содержанию – это ровная обязанность собственника, а не приглашённого тренера.
Заблуждение 5. Сотрудники сами знают, что должны делать на рабочем месте и за что получают заработную плату
— Задачка управляющего – дать чёткие должностные аннотации, выполняя которые, чётко и поочередно, сотрудник занимается конкретно тем, ради чего его наняли. Нам не нужен креативный и изобретательный персонал, он нужен тогда, когда собственник сам не знает, что и как делать для получения прибыли. А нужен способный, приклнный и дешевый персонал. А самое главное, чтоб ему была донесена очень обычная и тривиальная идея: ему платят за выполнение этих инструкций, а не за то, что он есть!
ВЫВОД: в момент приёма нового сотрудника чётко, пошагово разъясняется, за что он будет получать заработную плату (выполнение должностной аннотации).
Заблуждение 6. Подниму заработную плату – лучше будут работать
— Сколько собственников уже обожглось (выбросило на ветер средства) на этом. Владелец, размышляет со собственной позиции: если меня средства стимулируют на работу, то и персонал тоже. Не стимулируют! Напротив. Люд осознает, что за тот же самый объём выполненных действий можно получать в разы больше. Для чего тогда больше работать и тужиться? Делаю столько же, а получаю больше! Спасибо владельцу!
ВЫВОД: больше платим только за больший объём выполненной работы!
Заблуждение 7. Сотрудники – это ценность компании
— Владелец и клиенты – ценность компании. Владелец – так как он сорганизовал всех людей в компании, простроил связи и дела, в итоге чего все имеют возможность зарабатывать и часто получать прибыль. Клиенты – ценность компании, так как они приносят эти самые средства и платят сотрудникам их заработную плату. Заметьте, не владелец платит заработную плату, а клиент.
ВЫВОД: ценности компании, клиент и владелец, должны раз в день озвучиваться для персонала.
ВЫВОД: Потребность в «мотивации персонала» появляется как следствие:
1) не структурированности бизнеса
2) «тараканов» в голове у собственника.
И если с первым можно разобраться, сделав рутинную работу структуризации и попутной оптимизации. Почаще даже без особенного личного роли собственника.
То со вторым, может быть, разобраться только при критериях:
1. Осознавания собственником наличия «таракана»2. Желания собственника ситуацию изменить3. Наличия экспертов, способных это сделать стремительно и отменно.
Целевых для вас служащих и бизнеса, работающего, как часы!