Сейчас про мотивацию не гласит только ленивый. Причём я не беру в расчёт миллионы брошюр и талмудов, продающихся в книжных магазинах иногда за не совершенно адекватные средства. Термин, как говорится, «пошёл в массы», и в соц сетях на данный момент наблюдается реальный «бум» мотивирующих цитат, статей, картинок и иной ерунды.
Но опустим долгие размышления на тему школьников и соц сетей, ибо это не тема нашего разговора.
Так почему же так принципиальна мотивация? Почему мы так внимательно изучаем причины, заставляющие нас подымать задницу с дивана и работать на благо страны, цивилизации, банковского счёта на Каймановых островах….?
А всё так как человек постиндустриальной эры стал существом достаточно ленивым и неповоротливым. Автоматизация, механизация и информатизация в реальности не пошли нам на пользу. Восстание машин, про которое нам так упрямо говорили фантасты со времён Герберта Уэллса, давным-давно вышло с той только различием, что ваша кофеварка, загружающая новый рецепт макочино из глобальной сети, не собирается уничтожить Сару Коннор. Большая часть из нас не стали быть охотниками, какими когда-то были наши праотцы на заре населения земли. Мы обросли жирком, приобрели машину в кредит и научились жить по инерции.
Да, конкретно! По инерции. Инерция – это основополагающая сила, двигающая современное население земли. Я советую для вас уяснить этот тезис, ибо в следующем я буду отталкиваться от него в моей аргументации бесполезности всех мотивационных извращений, которыми изобилует сегодняшний рынок HR решений.
Сейчас быстро переключимся на саму мотивацию. Что же все-таки это такое и с чем её едят разъяснять никчемно, ибо, как я уже гласил, понятие «опопсело». Будем гласить предметно. Что такое отменная мотивация?
Средства?
НЕТ. Средства – это нехорошая мотивация. И это подтвердит хоть какой более-менее вменяемый управленец либо HR. И дело даже не в том, что к собственной заработной плате мы привыкаем в течение 2-ух месяцев, а позже начинаем считать, что нам недоплачивают (сколько бы нулей после запятой не стояло в ведомости). Дело в том, что большинству проще получать меньше за наименьшую работу и ответственность.

Образование?
НЕТ. Компании посылают собственных менеджеров среднего звена обучаться на MBA за счёт компании, но после того, как тот получает священное звание, ему не дают способности применить теорию на практике. И это не связано с тем, что южноамериканские и европейские программки MBA не имеют ничего общего с грозной русской реальностью, это, сначала, связано с тем, что компании, которая оплатила собственному менеджеру это обучение, не необходимы спецы со степенью MBA (за какую, кстати, принято накидывать пару сотен к заработной плате).
Продвижение по карьерной лестнице и регалии?
Практически! Ещё немножко, но тоже НЕТ. Дело в том, что у нас передвижение по карьерной лестнице обычно происходит не в рамках одной компании. Ведь в собственной родной компании сотрудника знают, как облупленного, а другие-то судят в главном по резюме и умению кандидата пускать пыль в глаза. Потому записаться на курсы ораторского мастерства всегда проще, чем радиво делать свою работу и развиваться по специальности.
С регалиями, так я называю «нематериальную» мотивацию, к примеру, доску почёта, дело обстоит ещё проще. Звание «продавец года» — это, естественно, приятная неожиданность, но, если не считая фото в золотой рамочке на доске почёта она ничего не даёт, навряд ли кто-то станет повторять собственный подвиг в будущем году.
Ни один из перечисленных выше методов не работает довольно долгое время, но это не означает, что они не работают вообщем. Нет же, они работают и время от времени даже очень хорошо. А в критериях инерции, так просто совершенно.
Так как мы опять возвратились к инерции, думаю, пора разъяснить, что я вкладываю в этот термин. Инерция применительно к людям не достаточно чем отличается от инерции, которая действует на любые другие физические объекты вещественного мира, имеющие массу. Другими словами, инерция – это рвение всякого тела оставаться в покое либо сохранять равномерное и прямолинейное движение. Итак вот, человека, живущего по инерции, можно на маленький срок вывести из этого состояния при помощи силы средств, общественного статуса и иных старенькых, как мир вещей.
В таком случае рассмотренные выше методы мотивации становятся кое-чем вроде трамплинов на равномерном и прямолинейном пути «тела» и принуждают его подскочить либо поменять линию движения.
Другое дело, когда «тело» имеет собственный свой интегрированный реактивный движок и закрылки, помогающие ему поменять линию движения собственного движения, когда оно того захотит. Такие «тела» обычно и являются реальными специалистами, «звёздами», «светилами» и т.д и т.п.
Такому человеку плевать на вашу мотивацию с высочайшей колокольни. И мы бы могли тоже игнорировать их, так как мы здесь взрослые люди и верим статистике, согласно которой прививки от гриппа выручают в Один 000 Нуль раз больше человек, чем от их погибают либо получают отягощения, а современные системы мотивации результативны в 85% случаев… Но нам ведь необходимы конкретно ТАКИЕ люди! «Звёзды». «Светила». Мастера.

Неуж-то всё так плохо?
Нет. Всё еще ужаснее!
Фокус состоит в том, что таких людей не нужно мотивировать. Задачка организации в целом и HR профессионалов а именно заключается не в очевидной индексации зарплаты с учётом инфляции и уплате ежеквартальных премий, а в том, чтоб пути таких служащих как можно пореже расползались с путём компании.
Люди, которые не движутся по инерции, — это люди, преследующие свою цель. Чтоб удержать подобного сотрудника, не надо растрачивать миллионы на HR брендинг, тимбилдинг, корпоративную культуру и систему мотивации. Просто делайте всё, что можно, чтоб ваша компания была средством заслуги целей ваших служащих очень длительное время.
Как? Может быть, об этом я тоже как-нибудь напишу.
Кстати, всё написанное мною не опровергает необходимости общественного пакета, премий и иных радостей жизни!

Миша Веденеев, основоположник Агентства необычной рекламы ContentOut