Если бизнес каждый месяц приносит убытки, длительно он не протянет. Но доходный бизнес тоже можно загнать в минус. И равномерно прикончить. Проще всего это сделать самим обладателям бизнеса.
Основная часть средств, поступающих в бизнес от клиентов, должна направляться на неотклонимые платежи. Только маленький частью средств, оставшихся после совершения всех неотклонимых платежей, собственники могут распоряжаться по собственному усмотрению. В том числе — взять эти средства для себя. В виде дивидендов.
Представим, что оборот бизнеса составляет 5 миллионов за месяц. При всем этом к «свободному распределению» остается Двести 50 тыщ за месяц. Эти средства могут быть инвестированы в развитие бизнеса. Ориентированы на погашение кредитов. Вложены в рекламу. Либо получены собственниками в качестве дивидендов. К примеру, может быть принято решение: навести 100 тыщ на рекламу. И получить 100 50 тыщ в виде дивидендов.
А что будет, если в этом месяце на рекламу будет отдано те же 100 тыщ, а на дивиденды возьмут Триста 50 тыщ? Для бизнеса это обернется убытком. В размере Двести тыщ за месяц. Если такая финансовая удавка будет душить бизнес каждый месяц, он разорится.
Казалось бы, что за глуповатые собственники? Для чего резать курицу, несущую золотые яичка? Но когда собственник берет средства из бизнеса, у него всегда наготове самое значимое обоснование: «Я ЗАСЛУЖИЛ». Он конфискует больше средств, чем бизнес заработал в этом месяце? Ну и что? Он все равно ЗАСЛУЖИЛ. Тем паче, что за этим обоснованием стоит другое, более значимое: «МНЕ ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ». Очень охото новый внедорожник. Либо прогулять Двести тыщ по кабакам. Либо просадить миллион-другой в казино. А где взять средства на все это, как не в своем бизнесе?
И тут появляется очередной принципиальный аспект. Мы исходим из догадки, что собственники держут под контролем деньги собственного бизнеса. Считают, сколько средств бизнес реально заработал в данном месяце. И сколько они имеют возможность забрать — без вреда для бизнеса.
А ведь по сути это не так. Большая часть собственников бизнеса не держут под контролем в достаточной степени финансовое состояние собственных компаний. Управление деньгами для их строится по обычной схеме: от кого ждем средства, и кому необходимо срочно заплатить. Время от времени оказывается, что средства пришли, а срочных платежей еще не настолько не мало. Наверняка, бизнес заработал прибыль. Наверняка, эти средства можно взять для себя. А если средства взять охото, а срочные платежи висят в большенном объеме? Ничего, мы все равно возьмем средства. А позже как-нибудь выкрутимся. МЫ ЖЕ ЗАСЛУЖИЛИ.
Такие предприниматели точно знают только оборот собственного бизнеса. А прибыль определяют интуитивно, «на глазок». Такому бизнесмену кажется, что он без заморочек может забирать Триста 50 тыщ за месяц из бизнеса с оборотом в 5 миллионов. Ведь Триста 50 тыщ — это мало. Это всего 7% от оборота. А он накручивает на закупочную стоимость никак более 15%. Так что 7% он зарабатывает по-любому, правда же?

Резюме: простая финансовая безграмотность может угробить бизнес не ужаснее, чем неумеренное транжирство. А если одно соединяется воединыжды с другим, точно ожидай неудачи.
Пример: Одна средненькая компания, торгующая мебелью, взяла в банке кредит. На 10 миллионов. Обладатель бизнеса с самого начала знал, куда пойдет кредит. Кредитными средствами он планировал поменять собственные обратные средства. Которые желал вывести из бизнеса. И издержать на строительство коттеджа за городом. Как так: он занимается делом уже Семь лет, а коттеджа все еще как бы нет? Он же ЗАСЛУЖИЛ.
Бюджет на строительство коттеджа по плану составлял 10 миллионов. Как это нередко бывает при строительстве, по ходу дела появилось много незапланированных издержек. Также новых мыслях. Любая из которых тоже увеличивала издержки.
Недостающие средства также вынимались из бизнеса. При всем этом к каждомесячным затратам бизнеса добавились проценты по кредиту. Они дополнительно затянули финансовую удавку на шейке бизнеса. На выплату процентов средств еще хватало. На погашение основной суммы кредита — уже нет. Средств на строительство коттеджа из бизнеса вынималось больше. Обратных средств для торговли оставалось меньше. Сокращались товарные припасы. Прибыль резко пошла на убыль.
Подошел срок возврата кредита. Обладатель бизнеса ложил на банк все свои надежды. Он желал перекредитоваться. Прирастить размер кредита минимум вдвое. И заткнуть средствами банка свои денежные дыры.
Банк, со собственной стороны, ни на какое перекредитование идти не собирался. При выдаче кредита банк прочно облажался. Кредит был выдан под «товар в обороте». Понятно, что к моменту возврата кредита таких товарных припасов в бизнесе уже не оставалось. А те, что оставались, были ничтожным огрызком. Кредитные средства в главном были выведены обладателем бизнеса на строительство коттеджа. Через подставные конторы. Наложить лапу на недостроенный коттедж с неоформленной землей было проблематично.
Итог: банк собственный кредит возвратить так и не сумел. Бизнес разорился. И надгробным монументом всему этому стоит недостроенный коттедж. На то, чтоб его достроить, средств так и не хватило.