Менеджмент – это Наука
Если спросить работников компании либо даже рядовых менеджеров о том, что все-таки такое менеджмент, то можно услышать огромное количество ответов: и что это система познаний об управлении предприятием, и что это сфера, помогающая лучше продавать продукт, и что менеджмент – это организация рабочей структуры, позволяющая хаос перевоплотить в порядок, и еще много различных разрозненных представлений. И не достаточно кто вспомнит, что менеджмент – это стройная наука, имеющая свои базы, законы (универсумы), подводные рифы и элементы фуррора. Как и неважно какая другая наука, менеджмент опирается на опыт, выдвигает догадки и изучит, делает выводы и обобщает повторяющиеся результаты. Эти результаты описаны в научных трудах и учебных пособиях по менеджменту, из которых мы черпаем осознание: если у всех в каком-то случае было вот так, то, вероятнее всего, и у нас будет так же. Как и неважно какая другая наука, менеджмент – это практический свод познаний, составленный на базе наблюдений за бизнес-процессами и повсевременно циклическими плодами этих процессов.
Можно ли управлять предприятием либо организацией, не обращаясь к науке?
Часто конкретно так и поступают: люди просто работают, как работается, полагаясь на свое чутье и таланты и не принимая во внимание научные изыскания. Результаты таковой работы – средние и дилетантские. Но когда эти же люди, зайдя в тупик и не раз расшибив для себя лоб о горы рыночных отношений, начинают учить опыт других людей, читать книжки, статьи, получать особое либо дополнительное образование, начинают дискуссировать снутри коллектива, «а как нам сделать лучше», то качество их труда сразу увеличивается, эффективность вырастает, и люди в состоянии сделать еще больше. Другими словами, принятие во внимание научных открытий позволяет людям при тех же издержек времени делать свою работу лучше и эффективнее.
Различный подход к менеджменту рождает различные картины снутри компаний. Любопытно следить за «менеджментом» дилетантов: вот у нас много-много заморочек, и вот мы всей массой увлечены фонтанирующим пожаротушением. Время от времени мы над этим пожаром поднимаем головы, и думаем: «А что все-таки мы будем делать завтра?», — и идея об этом «завтра» нас стращает. Это самый простой уровень менеджмента, самый неэффективный, самый одичавший и часто встречающийся в Рф. Именуется «как у всех».
А вот маленькая группа людей из 4-5 человек каким-то магическим образом приносит огромную прибыль компании, работая слаженно и организованно. В их компании видна жесткая структура, которая, но, не ограничивает свободу творчества ее служащих. Это компании удачные, действующие согласно открытиям науки менеджмента, привнося в нее бесценный вклад своим опытом. Обычно, мир знает о большинстве из их; эти компании вырастают, развиваются и завоевывают один рынок за другим. Русский бизнес удивляется росту западной экономики, восхищенно смотрит за фуррором фаворитных западных компаний и упрямо, в собственном большинстве, отворачивается от ведущих технологий менеджмента, которые для делового мира Запада больше не тайна.
Почему же мы так неэффективно ведем дела? Что принуждает нас упираться в стенку дилетантства, от которого мы сами же и страдаем? Дело в том, что неважно какая наука – это культура, особенная среда, которая развивается в протяжении десятилетий и даже веков. И если на Западе наука менеджмент официально принята и развивается с начала 20го века, то у нас она до очень недавнешнего времени не принималась во внимании вообщем. Со времен СССР повелось, что управлять нужно авторитарно, а начальником у нас будет самый крикливый из всех: ну просто так как другие его переорать не смогли. И с течением времени все стали мыслить, что так и нужно. Одно время и в США пробовали подобные способы управления, но они проявили себя дико неэффективными, и от их отказались как от устаревшей и очень губительной модели. В отличие от СССР, даже во время деяния авторитарного управления в США как официально принятой системы, там всё же пробовали выдвигать на фаворитные позиции людей, которые хоть что-то в управлении понимают. А в СССР еще до недавнешнего времени были «в моде» не управленцы с лидерскими свойствами, а функционеры, формалисты. Они и «рулили». Формализм — это погибель для свободного творчества. Если хочешь уничтожить дело, поставь во главе его формалиста, который любит оформлять бумажки и совсем не интересуется результатом. Эта культура управления, практически, и привела к краху Русского Союза, и досталась российскому бизнесу в наследие. И если мы желаем, чтоб русские компании развивались быстро и массивно, нужно обратиться к другой культуре управления, ввести другой подход к выбору фаворитов компаний и мыслить об организации сильной структуры снутри.
Что такое структура? Есть таковой элемент – углерод, он представлен в природе как в качестве мягенького графита, так и твердого алмаза. Ученые подсмотрели у природы, как из мягенького материала получить алмаз в искусственных критериях. В берилиевую сферу кладут кусок углерода и подают высшую температуру (несколько тыщ градусов) и колоссальное давление (около 100 тыщ атмосфер). Сфера разово выдерживает это напряжение, но при всем этом из углерода выходит алмаз. Таким макаром ученые создают алмазную пыль, которую наносят на алмазные диски и сверла. Итак вот, графит – очень хрупкое вещество, практически — карандаш, а алмаз – очень крепкое, и отличает их то, что в одном случае есть структура, а в другом нет. Так и в компаниях: как сделать такую сильную структуру, которая сумеет «переварить» несколько больших проектов; как сделать так, чтоб организация смогла бы выдерживать большой поток средств, клиентов, заказов, производства; как достигнуть, чтоб маленькая группа служащих просто управлялась с перспективой роста, стала бы алмазом; как сделать такую твердую внутреннюю структуру компании? Ответы на эти и другие вопросы отыскивает наука о менеджменте.

Наука утверждает, что для того, чтоб прийти к таковой сильной действенной структуре, компании нужно пройти несколько шагов, и эти этапы она проходит поочередно. Необходимо дорасти до этой структуры, ведь и семечка не сходу становится деревом. Обычно у организаций уходят десятилетия на то, чтоб вырасти. И нередко они так и не достигают фуррора, кончают свое существование банкротством, так как не смогли стать конкурентоспособной структурой, которая выдержит рыночное напряжение. Но конкретно исследование и приложение к жизни открытий науки о менеджменте, ее способов и технологий, может посодействовать компании за относительно куцее время вырасти и окрепнуть, подобно алмазу. И конкретно наука поможет заложить на первых порах крепкий фундамент, на который сумеет опираться развивающаяся структура компании, чтоб потом наши теоретические познания перевоплотился в наши практические планы.
Три кита для внедрения действенного менеджмента
Осознать управление как науку с ее законами, принципами и алгоритмамиИтак, 1-ый шаг на пути становления компании – это осознать, что управление – это наука, изучающая свои универсумы, открывающая принципы, на которых строится крепкий фундамент будущих удачных компаний, и разрабатывающая методы действий в тех либо других ситуациях. Это целый пласт культуры и сфера нашей жизни, которая сформировывает миропонимание служащих компаний. А раз так, то нужно не только лишь учить опыт ученых от менеджмента, да и использовать их опыт для жизни и развития компаний.
Но что все-таки изучает эта наука? На что ориентировано ее внимание сначала? Каковой главный инструмент в осуществлении ее задач? В этом также следует разобраться, так как и тут существует много различных воззрений, в том числе и тех, что ведут к фатальным последствиям для жизни и деятельности компаний.
Часто можно услышать, что менеджмент изучит и управляет процессами производства либо разработкой новых товаров; что он управляет деньгами и держит под контролем опасности; что он занимается обеспечением рынков сбыта, организацией эргономичности рабочих мест, управляет активами и пассивами компании и т.п. Но только вправду удачные и стремительно развивающиеся компании произнесут для вас: менеджмент управляет людьми, хлопочет о здоровом локальном климате в коллективе, воспитывает в сотрудниках приверженность к культурным ценностям компании, делает атмосферу творческой и свободной мысли, а уже сотрудники на местах управляют рабочими процессами с большей либо наименьшей ответственностью. Фуррор компаний Гугл, Hewlett-Paсkard, Sony, Disney, Форд и многих других лежит конкретно в таком подходе к управлению компаниями: главный предмет заботы менеджмента и его главный действующий инструмент – это сотрудники, – люди, которые развивают компанию.
Взор на служащих как на главную ценность компании
Согласно открытию удачных компаний, менеджмент – это наука о связи меж людьми и о том, как выращивать эти дела, которые позволят сотрудникам и компании в целом быть более действенными. И самый главный инструмент в менеджменте — это следование законам о налаживании этих отношений. Потому вторым шагом в становлении удачной компании будет исследованием законов о отношениях меж людьми, изменение взора на служащих как на свою самую главную ценность.
Законы нужно знать. На каждом шаге развития компаний «работают» свои законы, потому принципиально правильно осознавать, на каком шаге развития компания находится, тогда полностью уверенно можно сказать, что ожидает тебя впереди и как перейти на последующий шаг, – что для этого необходимо сделать.
Потому самое 1-ое и главное правило неплохого менеджера – всегда обучаться, при всех обстоятельствах: другими словами, неважно какая ситуация должна чему-то обучить. Если так относиться к ситуациям, то резвый рост обеспечен. А база грамотного менеджмента – это суровое развитие. В менеджменте как науке рассматривается два рода кривых развития компаний – S-образная и экспонента. Согласно первой, компания рождается, расцветает и погибает, стагнирует. Так живет 95% компаний. 2-ой тип развития – экспонентный, в каком нет стагнации. И такие компании мы называем успешными, размеренными, даже величавыми: они знают только развитие. Но ведь компания — это дела меж людьми, и если эти дела стагнируют, то и люди в компании стагнируют. А если менеджмент нацелен на развитие людей и здоровых отношений меж ними – компания развивается всегда, она не знает стагнации. Это один из самых основных законов менеджмента, и касается он вопроса жизни и погибели компаний.
Менеджмент рассматривает много подводных камешков в управлении компаниями и в их развитии, они все исследованы тщательно, кто-то уже прошел через грустный опыт до нас. За свою столетнюю официальную историю менеджмент тщательно исследовал большая часть обычных ошибок управления компаниями, и сейчас, когда они исследованы и описаны, стало вероятным их избежать. Профессионализм — это когда дело делается без утраты свойства за еще наименьшее время, чем у дилетантов. Мастера делают все свои дела очень отлично, так как практически не совершают ошибок, не совершают излишних движений. Потому 2-ое правило менеджера – во что бы то ни стало становиться специалистом в управлении.

Следование удачным и испытанным моделям и методам
Когда в компании внедряется инноваторский менеджмент, то 1-ое, на что глядят менеджеры, – это то, от чего они могут отрешиться. 2-ое – от чего пока нельзя отрешиться, но что необходимо закончить в последнее время, третье — что мы делаем такового особого, что можно и необходимо развить, чтоб отличаться от имеющегося конкурентноспособного рынка, и 4-ое — что нам необходимо ввести такового, что мы в принципе еще не делаем. Конкретно так и конкретно в таком порядке. Это действенная модель 4 действий инноваторского менеджмента, описанная в книжке У.Кима и Рене Моборна «Стратегия голубого океана», удачно этаблированная многими действенными компаниями.
Джим Коллинз в книжке «Построенные навечно» тщательно рассматривает рабочие методы, внедренные величавыми (а означает, очень действенными и непреклонно развивающимися) компаниями. Все его суждения «пляшут» вокруг принципов построения таковой компании, и главный посреди их – «сохраняй сущность/стимулируй процесс». Посреди огромного количества отзывов СЕО, прочитавших книжку и рискнувших ввести те либо другие методы, придерживаясь этого универсального принципа, фактически все положительные: наука о менеджменте, основанная на исследовании опыта удачных компаний, помогает не только лишь бизнес-образованиям, да и общественно-социальным организациям стать схожими «великим»…
Поэтому предлагаю третьим правилом действенного менеджмента именовать точное и дисциплинированное, ритмично циклическое (а не разовое) следование определенным методам, испытанным временем и опытом удачных первопроходцев.
Эти правила должны быть, из их состоит самый 1-ый, «низовой» уровень действенного менеджмента. Это таковой их набор, которыму необходимо следовать обязательно, чтоб заложить фундамент действенного менеджмента в свою развивающуюся компанию. Квадрат инноваторского менеджмента (модель 4 действий) существует для того, чтоб осознать, какие методы нужно ввести для грядущего фуррора. Исследовательские книжки Джима Коллинза и исследования других ученых – предлагают такие методы. Осталось только внедрять и становиться успешными = действенными. В хороший путь!