Законом №153-ФЗ введена неотклонимая досудебная система урегулирования налоговых споров. С Две тыщи четырнадцать г. до того как обратиться в трибунал, налогоплательщики должны разрешить разногласия с налоговыми инспекторами снутри самой налоговой системы, в неприятном случае трибунал не станет рассматривать спор. Но у данной системы есть ряд недочетов.
Нововведение касается как юридических, так и физических лиц, для которых досудебное обжалование вводится в первый раз.
Для юридических лиц в досудебном порядке на данный момент обжалуются решения инспекции по налоговым проверкам. При всем этом решения о неправомерной блокировке счетов в банке, отказ в возврате налогов, штрафы за непредставление отчетности в срок и т.д. можно было обжаловать сходу в суде. Сейчас же обратиться в трибунал можно будет только после подачи жалобы в УФНС.
Что остается для прямого воззвания в трибунал:

  • решение по жалобе может быть оспорено как в вышестоящем органе, так и в суде.
  • акты ФНС Рф и деяния (бездействие) ее должностных лиц могут быть обжалованы сходу в суде.
  • акты (на деяния либо бездействие должностных лиц), в отношении которых жалоба не подверглась рассмотрению или не было принято решение в установленный срок.

Жалоба подается в письменной форме через свою налоговую инспекцию, которая в течение 3-х дней должна навести саму жалобу и материалы по ней в вышестоящий орган (п. Один ст. 139, п. Один ст. 139.1 НК РФ).
Подать жалобу можно в течение месяца, еще месяц – это наибольший срок, данный на ее рассмотрение налоговому органу (п. 6 ст. 100 40 НК РФ).
Еще на месяц сроки рассмотрения могут быть продлены управляющим налогового органа для получения дополнительных материалов от нижестоящей инспекции.
Потом еще Три денька с даты принятия решения по жалобе дается на его вручение налогоплательщику.
Лицо, подавшее жалобу, не участвует в ее рассмотрении (п. Два ст. 100 40 НК РФ). Оно может представить документы, подтверждающие свои резоны, также дополнительные материалы (п. Один ст. 100 40 НК РФ), которые подвергнутся рассмотрению исключительно в случае, если налогоплательщик обоснует, почему он их не предоставил ранее.В трибунал можно обратиться не ранее даты окончания срока рассмотрения жалобы либо даты принятого вышестоящим налоговым органом решения по ней.

По воззрению законодателя, таковой порядок расширит способности налогоплательщиков в реализации собственных прав, понизит судебные издержки и ускорит разрешение налогового спора. Досудебная процедура вправду еще резвее рассмотрения спора в суде, но нужно признать, что на практике, которая есть на сегодня, – она еще наименее действенная.
Пример из аудиторской практики. Наш клиент (консульство большой британской компании в Рф) оспаривал решение по результатам налоговой проверки. Мы были привлечены в качестве профессионалов и аккомпанировали прохождение проверки на всех ее шагах. На шаге возражений нам удалось оспорить часть доначислений, но основная часть недоимки и штрафов вошла в Решение.
В согласовании с действующим на данный момент порядком досудебного урегулирования налоговых споров мы написали апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Но по итогам ее рассмотрения решение осталось постоянным.
Наш клиент решил обратиться в трибунал. Мы написали исковое заявление и по итогам рассмотрения выиграли дело в суде. Иск был удовлетворен в полном объеме, недоимка и штрафы в сумме порядка 10 млн. руб. были сняты с компании.Отметим, что действие происходило в Две тыщи двенадцать и Две тыщи тринадцать гг., клиент – иноземец, инвестиции которых так интенсивно привлекаются на данный момент на русский рынок.
Охото надежды, что новенькая система вправду будет содействовать беспристрастному разрешению спора, а не прирастит срок разрешения конфликта на месяц досудебного урегулирования, как, к огорчению, часто происходит на данный момент.