Психологическое воздействие осуществляется для заслуги последующих целей:

  1. для ублажения собственных потребностей при помощи других;
  2. для доказательства факта собственного существования и значимости этого факта;
  3. для преодоления пространственно-временных ограничений собственного существования.

В первом случае воздействие употребляется для того, чтоб достигнуть ублажения других потребностей (вещественных, духовных), а не фактически потребности воздействия.
Во 2-м случае воздействие служит знаком, индикацией, подтверждением факта существования влияющего и значимости его существования (потребность в признании).
В 3-ем случае воздействие само является потребностью и выступает как одна из форм головного рвения всего живого – преодоления пространственно-временных ограничений контекста, поведения, идентификации и пр.
Аспекты оценки воздействия – содействует ли сохранению:

  1. Дела.
  2. Деловых отношений.
  3. Личной целостности.

Манипуляция, это, сначала, сокрытые методы управления другими. Но очень нередко манипуляцией объявляют хоть какое психологическое воздействие. В том, что это не так, можно убедиться, рассмотрев список разных видов психического воздействия:
1. Убеждение. Сознательное аргументированное воздействие на другого человека либо группу людей, имеющее собственной целью формирование либо изменение суждения, отношений, намерения либо решения.
2. Самопродвижение. Объявление собственных целей и предъявление свидетельств собственной компетентности и квалификации для того, чтоб быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить достоинства в ситуации выбора другими, предназначении на должность и др.
3. Внушение. Сознательное неаргументированное воздействие на человека либо группу людей, имеющее собственной целью изменение их состояния, дела к чему-либо и расположенности к определенным действиям.
4. Инфецирование. Передача собственного состояния либо дела другому человеку либо группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим разъяснения) перенимают это состояние либо отношение. Передаваться это состояние может как непроизвольно, так и произвольно; усваиваться — также непроизвольно либо произвольно.

5. Просыпание импульса к подражанию. Способность вызывать рвение быть схожим для себя. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно употребляться. Рвение подражать и подражание (копирование чужого поведения и вида мыслей) также может быть произвольным либо непроизвольным.
6. Формирование доброжелательности. Вербование к для себя непроизвольного внимания адресата методом проявления зачинателем своей незаурядности и привлекательности, выражения подходящих суждений об адресате, подражания ему либо оказания ему услуги.
7. Просьба. Воззвание к адресату с призывом удовлетворить потребности либо желания зачинателя воздействия.
8. Принуждение. Угроза внедрения зачинателем собственных контролирующих способностей для того, чтоб достигнуть от адресата требуемого поведения. Контролирующие способности — это возможности в лишении адресата каких-то благ либо в изменении критерий его жизни и работы. В более грубых формах принуждения могут употребляться опасности физической экзекуции, ограничения свободы. Лично принуждение переживается как давление: зачинателем — как собственное давление, адресатом — как давление со стороны зачинателя либо "событий".
9. Нападение. Неожиданная атака на чужую психику, осознанная либо импульсивная и являющаяся формой разрядки чувственного напряжения. Выражение пренебрежительных либо оскорбительных суждений о личности человека и / либо грубое брутальное осуждение, поношение либо осмеяние его дел и поступков. Главные формы нападения – деструктивная критика, деструктивные констатации, деструктивные советы.
10. Манипуляция. Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и / либо выполнению действий, нужных для заслуги зачинателем собственных собственных целей.
Обусловьте, к какому типу психического воздействия относятся последующие вопросы и фразы:
— Поверьте, вам это наилучший выбор.
— Я считаю, что Вы неправы, ведь у Вас недостаточно опыта.
— Понимаете, у нас наибольший опыт в данном деле, не было ни 1-го отрицательного отзыва от клиентов.

Деструктивная критика.

  • Пренебрежительные либо оскорбительные суждения о личности человека.
  • Грубое брутальное осуждение, поношение либо осмеивание его дел и поступков, важных для него людей, соц общностей, мыслях, ценностей, произведений, вещественных/культурных объектов и пр.
  • Риторические вопросы, направленные на обнаружение и «выправление» недочетов.

Разрушительность таковой критики — в том, что она не позволяет человеку "сохранить лицо", отвлекает его силы на борьбу с появившимися негативными эмоциями, отбирает у него веру в себя.
Отличия деструктивной критики от внушения.
При внушении осознаваемая цель – «улучшение» поведения другого (неосознаваемая – освобождение от досады и гнева, проявление силы либо месть). Но при всем этом не закрепляются (!) модели поведения, которые описываются в формулах внушения «Ты ветреный человек! Для тебя пора серьезнее относиться к жизни!».
Деструктивная критика закрепляет отрицательную модель поведения.
Деструктивные констатации.

  • Упоминания и напоминания об беспристрастных фактах биографии, которые человек не в состоянии поменять и на которые он в большинстве случаев не мог воздействовать (государственная, соц, расовая принадлежность; городское либо сельское происхождение; род занятий родителей; противоправное поведение кого-то из близких, их алкоголизм либо наркомания в семье; наследные и приобретенные заболевания; природная конституция: рост, черты лица, близорукость, нарушение зрения, слуха, речи и пр.
  • «дружеские», «безобидные» ссылки и намеки на ошибки, промахи и нарушения, допущенные другим в прошедшем; шутливое упоминание «старых грехов» либо личных загадок другого.

Эффект таких констатаций – у адресата воздействия вызывается состояние растерянности, слабости, смятения и пр.
Деструктивные советы.

  • Непрошенные советы и предложения по изменению позиции, метода поведения и пр.

Безапелляционные указания, повеления и аннотации, не подразумевающиеся соц либо рабочими отношениями с партером
Кусок книжки "Жесткие переговоры в стиле агентурной вербовки", создатель Александр Кичаев