Чтоб устная речь произвела нужное воспоминание на аудиторию, нужно обладать техникой устной речи, также за ранее поработать над текстом выступления. Еще М. Жванецкий гласил: «Почему слушатели засыпают, а лектор — никогда? Видимо, у их более тяжелая работа». Осознание речи на слух — вправду достаточно тяжелая задачка, и ее нужно очень упростить для слушателей. Выработан целый ряд действенных практических приемов захвата внимания аудитории. Фактически все эти приемы может применить даже начинающий оратор.
Выработан целый ряд действенных практических приемов захвата внимания аудитории во вступительной части общественного выступления. Фактически все эти приемы может применить даже начинающий оратор.

1. Воззвание к событию, времени, месту. Начните с того места, где вы находитесь. «Мы собрались сейчас в аудитории, в какой… Вот висит портрет Толстого… Сейчас годовщина… Я думаю, все вчера смотрели анонсы по телеку и знают, что… Сейчас днем сказали…» и т.д. и т.п. Этот прием несложен и очень эффективен для вербования внимания.

2. Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник инфы. К примеру: Вчера в «Ведомостях» была маленькая заметка о…; Сейчас в программке «Утро» я услышал любознательное сообщение…; Вчера вечерком по радио передали, что…» и т.д. Этот прием очень надежен как средство захвата внимания, так как посреди слушателей, обычно, есть люди, которые слушали либо смотрели, читали то, о чем вы собираетесь поведать. Это сходу ставит их в положение «заодно с оратором». Такие люди обычно молвят сидячим рядом: «Да, я тоже лицезрел(а) (читал(а), слушал(а))…» — и мобилизуют этим других слушателей пристально слушать.

3. Риторический вопрос. Если риторический, не требующий ответа вопрос задается чувственно, а после него выдерживается пауза, то оратор почти всегда может приковать к для себя внимание аудитории. К примеру: «Нужна ли нам личная собственность?» При всем этом тема, поставленная сначала выступления риторическим вопросом, должна быть немедля развита, конкретизирована другими вопросами либо аргументами; одиночный риторический вопрос смотрится нередко очень декларативно.

4. Возбуждение любопытства. Затроньте необыкновенный факт, который указывает слушателям, что они еще не все знают. Приведите феномен, который возбудит мыслительную деятельность слушателей. Поставив аудиторию перед финоменом, мы добиваемся того, что аудитория проявит энтузиазм к поставленной дилемме: как оратор разрешит этот феномен? К примеру: «Эйнштейн произнес, что образование— это то, что остается, когда все выученное забыто». Либо очередной вариант: «Чем больше бедности, тем больше надежды. Так произнес Шолом-Алейхем. Вправду, почему так?»

5. Демонстрация какого-нибудь предмета. Можно начать так: «Вот у меня в руках книжка. Красивый переплет, прекрасная бумага, отлично издана. Она очень завлекает тех, кто берет ее в руки… Совместно с тем в ней нет ни слова правды…» Либо: «Посмотрите, как прекрасно изготовлена эта реклама. Какой неплохой девиз ее декорирует. Вкупе с тем эта листовка рекламирует человека, которого ни при каких обстоятельствах нельзя пускать во власть».

6. Рассказ о для себя, собственном личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами. Можно начать так: «Вот как-то мне пришлось быть очевидцем увлекательного спора…»; «Недавно я прочел, что…»; «Однажды со мной произошел таковой случай…» и т.д.

7. Цитирование знакомого. Приведите выражение вашего неплохого знакомого, друга, компаньона: «У меня есть неплохой знакомый, с которым мы дружим уже много лет. Он очень наблюдательный человек. Итак вот, один раз он произнес…» Это выражение может быть за ранее обработано вами так, чтоб вызвать энтузиазм у слушателей.

8. Цитирование знаменитости. К примеру: «Бернард Шоу как-то произнес…»; «Петр I гласил своим сподвижникам…»; «Льву Толстому принадлежит очень любознательная фраза…» и т.д. Удобство такового начала в том, что афоризм либо крылатую фразу просто заблаговременно приготовить, и ее качество обеспечит вербование внимания.

9. Воззвание к актуальным интересам слушателей, к тому, что тревожит их раз в день. Затроньте вопросы, которые снимают либо могут снять личностное напряжение у слушателей, посодействовать им решить ежедневную делему. Как писал Д. Карнеги: «Нас не интересует беседа на тему «Как составляются завещания в Перу», но мы заинтересуемся беседой «Как составить свое завещание».

10. Будьте аккуратны с юмором в исходной стадии вашего выступления. Не думайте, что вы должны быть непременно остроумны с момента собственного возникновения перед людьми. Юмор лучше приберечь на позже, на последующие стадии вашего выступления.

Так, в один прекрасный момент оратор был должен выступить перед аудиторией педагогов вузов на тему экологии. Чтоб захватить внимание и размещение аудитории, он начал свою лекцию так: «Все мы любим испить (?!) …Но чтоб испить, нужно кое-чем закусить (!). А чтоб иметь чем закусить, нужно чтоб это подросло… А чтоб подросло, нужна не плохая экологическая обстановка… Вот мы и побеседуем сейчас о значении экологии в жизни общества». Такое начало вызвало недоумение и смешки в аудитории, а оратор был воспринят как легкомысленный. Слушать его аудитория не возжелала.

Работа над речевой формой выступления

Чтоб устная речь произвела нужное воспоминание на аудиторию, нужно обладать техникой устной речи, также за ранее поработать над текстом выступления. Существует ряд требований к устному тексту общественного выступления и приемы, с помощью которых эти требования можно выполнить.

1. Разговорность стиля. В выступлении должны преобладать более употребительные, стилистически нейтральные и разговорные слова. Книжные и официальные слова нужно попытаться в процессе подготовки выступления поменять на нейтральные либо разговорные (прием стилистической подмены). Нейтральная и разговорная лексика легче воспринимается слушателями и вызывает большее доверие к оратору.

Так, заместо «в критериях конспирации» лучше сказать «в критериях секретности», заместо «прессинг» — «сильное давление» и т.д. Даже если точность выражения в этих случаях несколько пострадает, это окупится бесспорным осознанием вашей речи.

2. Простота изложения. М. Жванецкий гласил: «Почему слушатели засыпают, а лектор — никогда? Видимо, у их более тяжелая работа». Осознание речи на слух — вправду достаточно тяжелая задачка, и ее нужно очень упростить для слушателей. Время от времени бывает нужно употребить в выступлении научные и абстрактные слова. Необходимо кропотливо обмыслить, как это верно сделать. Соответственное слово нужно понятно разъяснить — дать определение ординарными словами, именовать синонимы, привести примеры его потребления, разъяснить происхождение, повторить пару раз в различных сочетаниях.

Нужно также использовать более обыкновенные синтаксические конструкции в тексте выступления. Опасайтесь длинноватых сложноподчиненных предложений, развернутых причастных оборотов — все эти конструкции плохо воспринимаются на слух. Текст стройте с применением более обычных и маленьких предложений, используя отлично воспринимающиеся на слух вопросы и ответы. Из каждого длинноватого предложения в процессе подготовки текста лучше сделать несколько маленьких.

Внедрение цифровых данных существенно увеличивает уверительность выступления, но нужно соблюдать ряд правил. Чтоб числа были восприняты слушателями и выглядели внушительно, нужно соблюдать последующие правила.

  • Цифр должно быть мало, только тогда они смотрятся убедительными для слушателей.
  • Числа лучше округлять.
  • Не следует указывать четкие числа квадратных км, кубометров и населения, а подавать эти данные в приятном сопоставлении, к примеру: по площади, как Москва, население в 10 раз больше, чем в Воронеже, такового количества газа нам хватит, чтоб обогревать наш дом 2,5 года и т.д.
  • Нужно точно указывать источник приводимых статистических данных.

3. Конкретность лексики. Опасайтесь в речи обобщенных наименований. Их лучше подменять на более определенные, известные и понятные всем слова. Заместо того чтоб сказать «Это необходимо сначала работникам экономной сферы», лучше конкретизировать: «Это необходимо докторам и учителям, пенсионерам и воспитателям детских садов, инвалидам и мед сестрам». Определенные наименования еще понятнее и поближе слушателям.

В почти всех случаях конкретизация может содействовать появлению приятных образов в сознании слушателей, что еще эффективнее чисто логических построений. Д. Карнеги учил собственных слушателей: не собака, а пятнистый бульдог; не Филадельфия — большой научный и мед центр, а «здесь 100 50 больниц и Четыре института»; не «Лютер был упрям», а «его пороли розгами по Пятнадцать раз в день».

Эти кажущиеся на 1-ый взор лишними определенные подробности по сути являются «упаковочным материалом» ваших мыслях и присваивают этим идеям достоверность и правдивость, наглядно представляют слушателям подобающую ситуацию, а обратив внимание на ситуацию, слушатели направят внимание на «упакованную» в нее идею и запомнят ее.

4. Обилие номинативных средств. Выражаемая мысль должна повторяться в процессе выступления, но повтор должен осуществляться в разной словесной форме. Повтор в одной и той же словесной форме настораживает слушателей, они начинают подозревать, что им против воли желают «вдолбить» некую идею. По способности нужно стараться избегать слов, обозначающих обычные оценки (отлично, плохо, потрясающе, необычно и др.) Без их тяжело обойтись, но нужно стараться варьировать их.

К принципиальным риторическим фигурам относится повтор. Нужно более 4 раз повторить идея, чтоб она отразилась в сознании. Повтор ведет к запоминанию. Механический повтор мысли четыре раза наращивает количество воспринявших и запомнивших вдвое. Это значит, что повтор должен быть переделанным: нельзя повторять идея в одной и той же словесной форме.

5. Выразительность речи. Устная речь непременно должна быть выразительной. Выразительную речь просто слушать и осознавать; в невыразительной, однотонной речи оратора слушатели утрачивают способность выделять отдельные слова и смысловые блоки, не могут принимать общий смысл слов. Выразительность речи нужно тренировать. Следует голосом, интонацией подчеркивать основную идея, делать паузы до и после принципиальных мыслей, а маловажные проговаривать резвее.

Также нужно держать в голове о том, что для российского языка обычно типично последующее рассредотачивание информативности в предложении: более информативное слово, обычно, ставится в конце фразы, наименее информативное — сначала. Середина фразы менее информативна. Таким макаром, для придания тому либо иному слову выразительности его следует поместить в конец фразы.

Иocиф Абpaмович Стepнин — доктор филологических наук, профeccор, заведующий кaфедpoй общего языкознания и стилистики Вopoнежского муниципального института; член правления Русской ритopической ассоциации, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»