Девальвация, инфляция, падение доходов, замедление темпов роста ВВП, понижение спроса – все эти слова охарактеризовывают положение не только лишь русской экономики, да и экономик большинства развивающихся государств и даже государств Евросоюза.
Можно тешить себя надеждами и считать, что это отражение еще одного экономического спада, который через пару лет изольется в бурный рост, как это было после заморочек в 70-е, 80-е, и 90-е гг. Но мы должны разочаровать читателей. Сценарий данного кризиса в истории еще не реализовывался. Сейчас мы лицезреем не повторяющийся кризис, как его многие именуют, не временную приостановку развития и даже не структурный и системный кризис. То, что происходит сейчас в экономике – это конец модели роста, по которой развивалась вся глобальная экономика в протяжении нескольких веков (подробнее о данной модели можно прочитать в книжке О. Григорьева «Эпоха роста»).
Естественно, до полной остановки этой модели еще далековато. Миру предстоит длинный путь замедления темпов роста, когда мировой ВВП будет расти в районе 0,1%. Но сам факт того, что не будет прежнего бурного роста мировой экономики, придется принять и приспособиться к новым реалиям. Трудно будет всем. Офисному планктону и рабочим придется свыкаться со понижением заработных плат, социально незащищенным слоям населения со понижением льгот и соц выплат (в реальном выражении с учетом инфляции), государствам со значимым понижением доходов бюджета.
Но труднее всего придется фирмам. Конкретно они были главными движками «эпохи роста» — модели развития экономики, направленной на неизменное углубление разделения труда в ответ на возникновение огромных волн спроса, в ответ на расширение рынков.
Конторы создавались для того, чтоб удовлетворять повсевременно возрастающий спрос на продукты. Нужна была форма организации производства, при которой можно было бы создавать продукты в массовых масштабах. Ремесленники и даже мануфактуры не подходили для этого. И компания пришла на замену таким маленьким формам производства и захватила весь мир.
Главным различием конторы от всех других форм производства стала особенная система разделения труда, организованная управляющим компании (технологическое разделение труда). Весь производственный процесс делился на маленькие части, что позволяло прирастить количество производимых продуктов в разы. Побочным, но принципиальным для предстоящего развития компаний, продуктом от технологического разделения труда, стало повышение производительности снутри конторы, а соответственно и экономия на издержках для ее обладателя. Такая экономия дозволила существенно снизить цена конечной продукции и получить конкурентноспособное преимущество на рынке.
Компания стала самой прибыльной формой организации производства и равномерно вытеснила с рынка ремесленников и мануфактуры с их низкими объемами производства и высочайшей ценой продукции.
Не считая того компания стала генератором технологического прогресса и существенно продвинула развитие прикладной науки для производства новых продуктов, которые с фуррором сбывались потребителям с возрастающим уровнем доходов.

Компания появилась как ответ на волну спроса, потому ей для развития необходимо было повсевременно расширение рынков. Пока оно было, технологическое разделение труда углублялось, совершенствовалось производства, появлялись новые технологии, новые продукты.
Рост глобального спроса в мире длился до 70-х годов XX века. С того времени глобального расширения рынков не происходит. Временами появляются локальные волны спроса, в ответ на которые компании появляются и начинают работать в ранее незанятых нишах. Но масштабы таких всплесков не позволяют организовать сурового скачка в развитии всей экономики и вызвать процессы, направленные на выход производств на новый уровень разделения труда. Мы лицезреем, что с 70-х годов не делается суровых открытий, не возникает новых форм производства, не возникает принципно новых продуктов. Идеи всего, что сейчас есть на рынке (включая компы и мобильники), были разработаны еще до 70-го года. На данный момент же происходит только доработка и компиляция уже имеющихся концепций. Другими словами по сути процесс, послуживший слому модели, основанной на неизменном расширении спроса, при которой основным игроком рынка были конторы, начался еще 40 годов назад. На данный момент мы лицезреем уже последствия этого процесса. Компания погибает. Импульсов для развития у нее нет, потому что отсутствует глобальная волна спроса.
В таковой ситуации у хозяев компаний может быть две стратегии поведения: выживание либо развитие через полную трансформацию принципов управления компанией.
Стратегия выживания
Большая часть компаний сейчас пробуют выжить, другими словами законсервироваться и отстоять хотя бы то, что есть на данный момент. Правда такое получится выполнить только тем, кто отвоюет часть рынков у соперников, потому что при старенькых объемах компания не сумеет даже просто выжить. Потому в последнее время мы будем следить ужесточение конкурентноспособной борьбы, и на рынке останутся только компании, которые накопили огромные припасы прочности и могут отыскать ресурсы для понижения себестоимости продукции. Другие будут уходить с рынка.
Но даже оставшиеся на рынке большие компании будут тяжело переносить сжатие рынков. И дело не только лишь в корректности либо неправильности управления, а в главном законе развития компании – она развивается тогда, когда вырастает спрос на ее продукцию. Когда спрос сжимается, ей приходится перебегать к модели выживания. Поддерживать свое существование без развития, подстраиваться под сжимающийся рынок, улучшить создание, сокращать объемы выпускаемой продукции.
О том, как фирме жить в таких критериях, написано много книжек. Популярны подходы, предполагающие наивысшую упругость компаний, подстраивание производства под объемы рынков. Это и бережливое создание, и теория ограничений Голдратта и т.п. Эти подходы демонстрируют положительные результаты, позволяют сокращать издержки, связанные с простоями оборудования и затовариванием складов, добиваться производства нужного объема продуктов точно и в срок, стремительно реагировать на изменение спроса и подстраивать работу конторы под экономические реалии.
Мы почти во всем согласны с данными подходами и используем их элементы при выстраивании управления у наших клиентов. Но мы считаем подход, связанный с адаптацией конторы к имеющимся реалиям, выживальческим. Таковой подход подойдет тем обладателям компаний, кто просто желает остаться на плаву и обеспечить для себя занятость на наиблежайшие годы. Соотношение вложенного труда и времени с уровнем дохода у таких управляющих примерно такое же, как у хоть какого наемного работника. Уровень их дохода не очень выше доходов наемных топ-менеджеров. Единственное их отличие от подчиненных -позиция обладателя конторы, который работает сам на себя. Хотя, если разобраться, он становится просто рабом собственной компании. Растрачивает все свое время и силы на поддерживание жизни конторы, при всем этом времени на анализ ее работы и на развитие для существенного роста доходов у таких управляющих не хватает.
Стратегия развития
Принципно отличается от выживальческого подход, основанный на неизменном развитии. Всегда в истории все сливки получали те, кто ориентировался на наивысшую экспансию. Позиция «мне довольно того, что я имею», обычно, вела к проигрышу в среднесрочной и длительной перспективе. Те же, кто ставил для себя принципиальные и сложновыполнимые цели, получал больший кусочек пирога и обыгрывал возможных соперников на пару лет вперед.

Мы считаем, что конкретно такие предприниматели, с принципиальными целями сейчас сумеют вытянуть всю экономику и задать новые эталоны роста. Более того, мы считаем, что конкретно в Рф, невзирая на все трудности современного кризиса, для таких бизнесменов есть еще незанятые ниши, которые могут принести им довольно много прибыли.
Какую бы нишу не выбирали принципиальные бизнесмены, запускать рост бизнеса необходимо с развития торговли. В критериях сжимающихся рынков, когда нет наружных критерий для возникновения волн спроса на продукцию компаний, в ответ на которые они могут развиваться, у хозяев компаний, которые желают роста, на 1-ый план выходит задачка развития сбытовых систем для собственной продукции. А позже уже под организованную систему сбыта будет происходить «вытягивание» всей производственной цепочки компании. Рост сбыта будет провоцировать рост производства и развитие технологий.
При всем этом сбытовая система должна быть построена так, чтоб оставалась возможность для роста при всех критериях, сложившихся на макроэкономическом уровне. Обладатель конторы должен сделать и поддерживать систему, которая повсевременно будет обеспечивать спрос на производимую продукцию. Либо же он должен осознавать, как встроиться в более крупную сбытовую систему (при ее наличии) и использовать ее мощности с наибольшей полезностью для собственной конторы.
Другими словами перед обладателями, нацеленными на развитие, сейчас по факту стоит задачка пойти против тренда и сделать спрос на свою продукцию на сжимающихся рынках. Задачка очень непростая, но удачные примеры решения таковой задачки сейчас есть. Благодаря успешно выстроенной системе сбыта, таким компаниям удается развиваться даже в кризис и, что еще больше умопомрачительно, даже в Рф.
Под такую стратегию развития нужен внутренний механизм функционирования конторы, работающий как часы. Чтоб компания всегда могла обеспечивать создание нужного количества продукции. Спрос, рождаемый отделом сбыта, всегда должен удовлетворяться в кратчайшие сроки. Потому на фирме не должно появляться никаких бюрократических проволочек и тому подобного. Все в ней должно подчиняться спросу со стороны отдела продаж, генерирующего поток заказов на продукцию и приносящего средства в фирму.
Неокономика занимается научной разработкой способов и подходов, позволяющих на практике достигнуть развития компании и пуска в ней процессов, направленных на экспансию рынков даже в критериях кризиса.
На наш взор, таковой подход к развитию компаний с течением времени сумеет преобразить и всю экономику страны, потому что возникновение компаний с разработанными новыми сбытовыми системами, задаст тренд на развитие торговли в целом по стране. Конкретно осознанное развитие торговли сейчас нужно, чтоб пережить глобальное сжатие рынков. Новые форматы торговли, наибольшее приближение к конечным потребителям и сокращение издержек по всем логистическим цепочкам, может стать новым источником для роста компаний и обеспечить их заказами на создание на долгие и длительные годы вперед (до истощения этого источника).
Тот, кто сумеет организовать такие системы и выиграет в современной гонке за покупателя и сумеет вытянуть собственный бизнес на уровень, недосягаемый для соперников.