Важный опыт, приобретенный мной за прошедший год: бизнес не может в собственной основной массе узреть ни смысл, ни ресурсы для объединения собственных усилий. Все рассчитывают, что должны быть сделаны условия, а тогда они развернутся! Любопытно, кто должен эти условия создавать?
Работая в Публичной проектной мастерской «Ноев ковчег», мы выделили несколько типов предпринимательских проектов различного уровня. 1-ый – это личные проекты, бизнесы в обыкновенном осознании, потому тут любые комменты излишни.
2-ой уровень – ассоциативные проекты, в каких осуществляется кооперация нескольких экономических субъектов из различных отраслей. Только тут, на уровне бизнес-ассоциаций становится вероятным развитие отраслевых систем общего использования – инфраструктуры, которая может в свою очередь приносить пользу и выгоду личному бизнесу. Но каждый бизнес в отдельности не может её ни выстроить, ни поддерживать в работоспособном состоянии – никаких средств не хватит! На это способны деловые публичные организации и бизнес-ассоциации, договорившись меж собой о порядке взаимодействия для всех участников отраслевого и смежных рынков (правила, ограничения, степени свободы, меры ответственности и т.д.).
Переход на таковой тип взаимодействия со посторонними структурами оказывается очень сложным. Это может быть только при условии сочетания личных интересов каждого из участников и выделение общих интересов, под которые люди сумеют вместе выделять ресурсы и делить опасности. Это необычная работа – необыкновенные переговоры и необыкновенные реакции окружения, по-другому организуемые действия, и т.д. Появляется естественный ужас новизны. Плюс очередной ужас — получить отрицательную оценку со стороны. Но на фоне нарастающих экономических угроз и законодательных ограничений бизнес наконец осознает, что в одиночку не управится. И компании под воздействием наружного давления отыскивают способности для объединения в разные некоммерческие альянсы, сетевые партнерства и т.д. Так, к примеру, происходит на рынке русских ломбардов: в связи с законодательными переменами ЦБ сначала этого года, они обязаны были заходить в сетевые структуры для сохранения самой способности деятельности. И на данный момент вот уже полгода нарабатывают практические инструменты совместного выживания.
Последующие уровни проектов – проекты городского, регионального, межрегионального масштабов. Их реализация просит кооперации и совместных усилий не только лишь бизнеса, да и публичных структур, власти, населения. Только при реализации таких проектов может быть развитие инфраструктуры региональной экономики. А это уже и есть те условия, которых все так ожидают. Только наличие таковой инфраструктуры позволяет сформировывать и развивать проекты стратегического значения для развития территорий. Но создавать инфраструктуру сами по для себя глупо — недешево и не зачем. Исключительно в процессе практической реализации определенных экономически целесообразных проектов может быть общими силами сформировывать системы общего использования — поначалу отраслевую инфраструктуру, а потом и региональную.
В качестве примера могу привести один из проектов «4Р – Региональный рынок. Реорганизация и расширение». Он касается рынка товаров питания и преобразования сопутствующих ему сфер – торговли, публичного питания и сельского хозяйства. Повышенное внимание тут было уделено созданию коллективной инфраструктуры при реализации данного проекта.