Известное явление — приходит управляющий, а сотрудники начинают сопротивляться его новведениям. Сопротивляться могут открыто, а могут тихо саботировать.

Как с этим биться? Многие руководители по сути с этим борются, и — неудачно. Существует китайская поговорка: "Чем больше ты нападаешь на собственного неприятеля, тем больше ты его укрепляешь". Естественно, не ко всем случаям она подходит. Но к случаю сопротивления и саботажа подходит совершенно. Если управляющий все свое внимание начинает уделять борьбе с саботажниками, то на тех, кто его поддерживает либо хотя бы склонен поддержать, у него просто не остается времени. Сразу срабатывает незыблемый закон — люди склонны перетекать туда, где их замечают. Таким макаром, в сторону сопротивления могут начать перебегать те, кто ранее был в нейтралитете. А это уже суровый «звонок руководителю». Если вокруг управляющего не будет группы поддержки, то длительно он может не протянуть.

Что все-таки делать руководителю? Нужно сначала перераспределить свое внимание и окончить "Подкармливать крокодилов". Чем больше кормите, тем больше желают есть. Т.е., не делать все свое время уделять борьбе с сопротивляющимися. Такая борьба ни к чему отличному не приведет. Всякое ваше нападение будет только сплачивать служащих под знаменами «борьбы против».

Саботажники в большинстве случаев не имеют целей заслуги. Они соединяются воединыжды под девизами "против" и действуют по принципу «Если ты не с нами, то против нас». У их нет целей "на достижение", а если даже они и декларируются, то объединение происходит не под их.

Если управляющий желает перетянуть на свою сторону часть служащих, то он обязан иметь точные цели достижений. А, главное, он должен поддерживать и отмечать тех, кто перебегает на его сторону.

Что необходимо делать в это время с сопротивляющимися? Контроль их действий должен быть непременно, но он не должен занимать всегда управляющего. Время от времени контроля и отсутствия борьбы с сопротивлением оказывается довольно, чтоб в стане саботажа стало скучновато. Люди тянутся туда, где бурлит жизнь и есть возможность реализации.

Итак, обобщим правила работы с саботажем:

1. "Не подкармливать крокодилов!" — контроль за саботажниками 20%, менее. Другие 80% нужно уделять тем, кто поддерживает.

2. Поддерживать малые проявления желания перехода на вашу сторону.

3. Отмечать и давать развитие тем, кто поддерживает ваши начинания.

4. Иметь цели "на достижение"

5. Подчеркивать отсутствие реальных целей у сопротивляющихся, т.е. то, что они объединены сопротивлением, и их деятельность не ориентирована на цели компании.