Мне нередко задают вопросы о законности проверки индивидуальных данных физических лиц. В данном обзоре я желал провести маленький ликбез на данную тему.
Для начала коснемся базы основ нашего законодательства — Конституции РФ. Что все-таки она может сказать нам о закреплении защиты индивидуальных данных в муниципальном масштабе:
[Конституция РФ] [Глава 2] [Статьи 23, 24].Каждый имеет право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну, защиту собственной чести и хорошего имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и других сообщений. Ограничение этого права допускается лишь на основании судебного решения. Сбор, хранение, внедрение и распространение инфы о личной жизни лица без его согласия не допускаются.
Итак, в Конституции мы смогли узреть основной постулат, который касается согласия лица на обработку данных. В этом случае нас и заинтересовывали моменты, касающиеся сбора и хранения индивидуальных данных. Очевидно, прослушивать телефоны либо взламывать переписку, мы не имеем легитимного права. Сейчас давайте попробуем разобраться с тем, кому конкретно в нашей стране можно собирать и рассматривать индивидуальные данные. Для этого мы обратимся к Закону "Об инфы, информационных разработках и о защите инфы":
[Закон РФ "Об инфы, информационных разработках и о защите инфы"] [Статья 8].Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (дальше — организации) вправе производить поиск и получение хоть какой инфы в всех формах и из всех источников при условии соблюдения требований, установленных реальным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Все становится на свои места. Согласно Закону, поиск и получение хоть какой инфы могут производить все граждане и предприятия в РФ. Требования, о которых гласит Закон, нам уже известны — порядок доступа к индивидуальным данным людей (физических лиц) устанавливается федеральным законом о индивидуальных данных, который говорит последующее:
[Закон РФ "О индивидуальных данных"] [Глава 2] [Статья 6].Обработка индивидуальных данных осуществляется с согласия субъекта индивидуальных данных на обработку его индивидуальных данных. Лицо, осуществляющее обработку индивидуальных данных по поручению оператора, не должно получать согласие субъекта индивидуальных данных на обработку его индивидуальных данных.
Соответственно, исполнитель не должен получать согласие лица на обработку ПД впрямую. Главное, что это согласие должно быть в принципе. И не устно, а в письменном виде, за подписью субъекта индивидуальных данных. Закон также касается и вопроса сотворения баз данных:

[Закон РФ "О индивидуальных данных"] [Глава 2] [Статья 8].В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники индивидуальных данных (в том числе справочники, адресные книжки). В общедоступные источники индивидуальных данных с письменного согласия субъекта индивидуальных данных могут врубаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адресок, абонентский номер, сведения о профессии и другие индивидуальные данные, сообщаемые субъектом индивидуальных данных.
Означает, такие базы могут вести не только лишь муниципальные органы, что априори полностью легитимно, да и личные организации при условии письменного согласия субъектов индивидуальных данных. Самое главное условие, о котором не следует забывать в последующем:
[Закон РФ "О индивидуальных данных"] [Глава 2] [Статья 7].Операторы и другие лица, получившие доступ к индивидуальным данным, должны не открывать третьим лицам и не распространять индивидуальные данные без согласия субъекта индивидуальных данных, если другое не предвидено федеральным законом.
Т.е. нам довольно не распространяться вовне (третьим лицам) индивидуальные данные без согласия их обладателя, в таком случае условие будет соблюдено. Сейчас коснемся источников инфы, которыми мы можем пользоваться для проверки индивидуальных данных:
[Закон РФ "Об инфы, информационных разработках и о защите инфы"] [Статья 7].К общедоступной инфы относятся общеизвестные сведения и другая информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может употребляться хоть какими лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения таковой инфы. Информация, размещаемая ее владельцами в сети "Веб" в формате, допускающем автоматическую обработку без подготовительных конфигураций человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.
Попробуем резюмировать. Итак, вся та информация (индивидуальные данные), размещаемая в сети веб либо других СМИ самим владельцем ПД, или по его согласию, или муниципальными органами — является общедоступной. И мы, осуществляя проверку анкет кандидатов, с помощью общедоступной инфы, не нарушаем действующее законодательство при соблюдении 2-ух главных критерий: согласия лица на обработку и проверку индивидуальных данных, запрета на распространение данной инфы третьим лицам.