Вопросом безопасности, защиты бизнеса многие компании начинают заниматься только после того, когда начинают чувствовать нехорошие последствия от таковой неразумной «открытости». Лучше с самых первых дней функционирования компании заблаговременно побеспокоиться не только лишь о защите умственной принадлежности (действующие технологии, регламенты, описания бизнес-процессов), да и многих других оперативных инструментах, «с позже и кровью» наработанных за время функционирования компания.
Самое обычное – взять с служащих Подписку о «Неразглашении коммерческой тайны» либо включить этот пункт в Трудовой Контракт. Но наше Законодательство несовершенно, а в каждой компании собственное представление о составляющих коммерческой потаенны. Время от времени пробуют использовать «Правила внутреннего распорядка», пункты которого могут содержать элементы самодурства на грани конфликта с КЗоТ и Конституции РФ («мы не носим костюмчики сероватого цвета», «на столах запрещено нахождение чашек для кофе», «обед не должен быть подольше 30 мин» либо «сотрудникам воспрещается дискуссировать уровень сероватых зарплат других сотрудников»). Разглядим составляющие «секретной» инфы:

Рис. Стандартная группировка «секретной» инфы в компаниях.
Я бы поделила все циркулирующие потоки инфы на ДЕСТРУКТИВНЫЕ (не наносящие прямого вреда при разглашении) и КОНСТРУКТИВНЫЕ (впрямую бьющие по стабильности бизнеса). К деструктивным я отнесу:

  • Уровни зарплат. Если заработная плата «Белая», функционал служащих пропорционален валютному вознаграждению, в компании существует здоровая корпоративная культура общения, соц.пакет либо хотя бы нематериальные призы – «бенефиты», карьерный рост, наставничество – никаких конфликтов от познания суммы оплаты коллег не возникнет. Нередко дисбаланс и провоцирование больной среды вносится самим собственником компании, вторгающимся в оперативные процессы (согласитесь, всё-таки это задачка наёмного ТОР-менеджера).
  • Контакты клиентов. Хоть какой юрист произнесет, что контакты не являются коммерческой потаенной – да здравствует веб. Но толковый коммерсант отметит при всем этом: «Если ваши клиенты довольны системой обслуживания, поддержки клиентов, довольны прибылью, которая им даёт ваша продукция – ни один клиент не уйдёт от такового поставщика».

В большинстве случаев в компаниях отсутствует культура безопасности в целом. К примеру, существует некоторое лицо (прошлый сотрудник милиции, ФСБ и проч.) которого взяли на работу из-за его «связей». В задачки этого лица может заходить: проверка истории компаний-контрагентов; проверка личной инфы новых служащих; остальные «секретные» поручения обладателя компании. Дилетантство. Ведь «связи» необходимы вот тогда, когда бизнес компании не совершенно официальный либо Продукт компании приходится проталкивать на рынок, компания в силу хаоса системы сбыта не имеет гарантированный поток возрастающей прибыли, обязана уходить от налогов (это именуют «оптимизацией»), при всем этом сотрудники получают не 100% «белую» заработную плату (к счастью, в ближайшее время таких компаний становится всё в меньшей и меньшей степени).
Я же всегда пропагандирую инструменты естественной СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ:

  • Сбытовая политика. В большинстве случаев это система прайс-листов для различных категорий клиентов (мелкий-средний-крупный опт + VIP). Приблизительно в около трети компаний на разных рынках (по моей оценке) на данный момент менеджеры «привязаны» к планам по ПРИБЫЛИ. Встаёт вопрос: «Если менеджер при таковой схеме оказывает влияние на уровень прибыли наценкой по заказу, которую он получает после согласования уровня персональной скидки – то не логичнее ли управлению компании просто создать пакет сбытовых критерий (коммерческих предложений)? В каких и будет заблаговременно «зашита» шкала скидок зависимо от избираемого объёма и иных критерий клиента?» При таком подходе ваши менеджеру будут замотивированы уже на отгрузку, закончится беготня к начальнику «А можно я дам дополнительный % скидки клиенту, он такие обещания классные даёт!» Не создаются ли опасности «Ах, менеджеры знают какая прибыль, наценка у компании» в непросчитанной зараннее системе сбыта?

И ещё одна системная недоработка, которую вижу в большинстве компаний (я – прошлый коммерческий директор, на данный момент работаю на проектах Реструктуризации систем продаж на контрактной базе. Каждый таковой проект продолжается от Один до Три месяцев). Отсутствие раздельно выделенной аналитической коммерческой функции. Кто обычно отвечает за формирование и корректировку прайс-листов? Верно: начальник отдела продаж либо коммерческий директор. В наилучшем случае завлекают маркетолога, заставляя его сделать словесный конкурентноспособный анализ. А эффективнее эти «закрытые» скрытые функции возложить на отдельное подразделение коммерсантов-аналитиков. Которые спокойнее реагируют на числа с огромным количеством нулей, в отличие от менеджеров. И не склонны делиться таковой информацией с другими лицами в силу собственной ментальности. Не считая того, если сбытовые условия под каждого клиента верстаются «на коленке» самими менеджерами путём беготни к начальнику отдела (а менеджеры люди компанейские и наименее сознательные, чем ТОР-менеджмент) – естественно коммерческая информация будет тихо распространяться.
Раздельно охото дать определенный совет по защите уникальной инфы (ноу хау). Это определенные удачные «фишки», которые не употребляет ни один ваш соперник. Это продукт деятельности мозга самых наилучших служащих – генераторов. Вот конкретно утечку таковой инфы и нужно перекрыть. Знать её могут только ТОР-менеджеры и верховное управление. Используем принцип рассредотачивания: каждый участник знает только свою часть от общей системы инфы (по этому принципу я строю работу собственной консалтинговой компании). Даже если соперник скачает эту кусочную информацию, к примеру, подкупив ТОР-менеджера либо переманив его к для себя на работу – без других частей скрытой системы он не сумеет пользоваться полностью своим приобретением (как в шпионских фильмах – часть записки с скрытым кодом есть, а 2-ая недосягаема). Не храните кропотливо прописанные аннотации в открытом доступе. Вводите уровни разграничения доступа к инфы. А самая основная защита – выслеживайте впору структурные конфигурации на вашем рынке, опережайте соперников по новым идеям. Тогда и никакая утечка инфы будет не жутка вашему бизнесу!