Почему мне нравится иудаизм? Посреди огромного количества ответов, есть и таковой: иудаизм подразумевает наличие у человека свободы выбора и здравого смысла. Свобода выбора делает его ответственным за принятые решения, здравый смысл помогает избежать крайностей. К примеру, в вопросе о том, как стоит доверять собственному разуму.
Мыслить либо не мыслить — вот в чем вопрос
Если хочешь и можешь использовать свои мыслительные возможности — отлично, иудаизм даст достойную еду самому утонченному разуму. Думай над первоисточниками, попробуй осознать размышления мудрецов, потративших на это дело целые столетия, применяй собственный мозг на 100%, в любом случае, можешь быть уверен — все равно до конца не разберешься. Зато узнаешь где граница твоей возможности к осознанию. Это полезно само по себе, не считая того, интеллектуальные усилия развивают мозг не ужаснее, чем гантели — мускулы.
Но не стоит грустить, если сообразил не достаточно либо совершенно ничего: ведь в иудаизме главное — делать. Разум человечий ограничен, у каждого из нас свои убеждения, предрассудки, метод мышления, стереотипы и т.д. Если ожидать конечной ясности по каждому вопросу, то просто с места не сдвинешься. Недаром лозунг еврея — «Делай, позже поймешь». Не много того, не подкрепленное делами, познание — мертво, им просто можно отравиться. Фактически, главные еврейские тексты категорически не рекомендовано читать «теоретически», обязательное условие их правильного осознания — определенное поведение, другими словами избегание одних поступков и совершение других. К примеру, нельзя злословить, а вот с глазу на глаз деликатно указать другому еврею на его промахи — ровная обязанность.
Другими словами, с одной стороны, не использовать ум для осознания первоисточников — означает третировать своим даром, другими словами подарком выше. С другой—необходимо быть солидным человеком совсем независимо отуровня собственного осознания обстоятельств этой необходимости. Так формируется здравая самооценка, где скромность и примирение с своими ограничениями, естественным образом смешивается с самоуважением и оптимизмом. И это касается самых различных сторон жизни. К примеру, духовных свойств личности.
Меж легкомыслием и отчаянием
Иудаизм исходит из тривиального факта: человек далек от совершенства. И это замечательно. Почему? Хоть какой бизнес тренер, даже не еврей, знает ответ: недочет — только повод для рвения к наилучшему, это верный признак наличия так именуемого «ресурса развития». А если есть куда развиваться, означает, все не так плохо. К счастью, в иудаизме и цель развития и метод ее заслуги тщательно описаны, человеку остается только свободную волю проявить. И это — честно. За тебя большая часть работы изготовлена, так занеси уже собственный личный вклад в общее дело. Общее, так как наилучший метод решить собственные трудности — посодействовать ближнему решить свои.
А если ты не праведник — так что ж, праведность — достаточно редчайший дар. Превосходные живописцы и музыканты тоже встречаются редко, но, это не повод для печали: как понятно, при должном желании и усердии, хоть какой может научиться полностью приемлимо отрисовывать либо играть на фортепьяно. Тем паче, имеет смысл натужиться и достигнуть максимума из реально достижимого, когда идет речь о своей личности. Потому ветреное отношение к своим недочетам настолько же тупо как и отчаяние по поводу их наличия. В иудаизме есть даже такое понятие — «дух глупости». Конкретно он мешает человеку осознать что есть отлично, а что — плохо. Поневоле вспомнишь язычника Сократа, который считал, что «никто по умыслу не зол», другими словами люди поступают плохо только от того, что не владеют познаниями о добре. Вобщем, скрещения и расхождения греческой и еврейской мысли — отдельная интересная тема. Тут же можно только повторить: и зацикливаться на собственных дилеммах и игнорировать их — означает поддаваться духу глупости. Таковой же взвешенный подход можно найти и в еврейском отношении к бизнесу.

Соотношение труда и отдыха — 6 к одному
То, что бизнес — область завышенной неопределенности, понятно всем. При том, что советов по действенному ведению дел — хоть пруд пруди. Но, хоть какой бизнесмен знает: как ни старайся, сколько ни обучайся, всех рисков все равно не учтешь. Это не означает, естественно, что на обучение и расчеты можно махнуть рукою, просто стоит смириться с идеей, что не все от тебя зависит. Еврейская мудрость по этому поводу говорит: «Есть три угрозы при зарабатывании средств. Некорректно заработать, некорректно издержать и относить собственный денежный итог только на собственный личный счет». Это означает — будь честен с сотрудниками и клиентами, уместно относись к расходам, не очень гордись достижениями и не впадай в отчаяние от неудач. Тогда и заработаешь столько, сколько для тебя полагается. В иудаизме доход человека предопределен выше и по этому поводу не стоит очень очень заморачиваться. Знай для себя трудись, труд — знатная обязанность, но главное — «помни денек субботний», другими словами, по последней мере, седьмую часть собственной жизни растрачивай на нематериальные заслуги.
Ведь область твоей ответственности — конкретно область духа. «Все во власти небес, не считая ужаса перед небесами», молвят мудрецы. Тут, естественно, имеется в виду не ужас поражения молнией на месте за совершенные прегрешения, а боязнь нарушить правила, которые не ты вымыслил, но которые сам считаешь правильными. Некие именуют эти правила совестью. Иметь ее либо не иметь — свободный выбор определенного человека. А вот происшествия, в каких он воспринимает это решение, от него зависят не много. К примеру, от человека не зависят место и время рождения, наследственность, ситуация в мире, стране и даже в городке, где, иногда, уже мэра для себя нельзя выбрать. На этом фоне считать, что твой итог в бизнесе зависит только от тебя — означает идти на поводу у несчастного «духа глупости». Старайся заработать, обучайся этому повсевременно, стань реальным мастером собственного дела, но не делай из бизнеса кумира, а из бизнес гуру — кумира тогда и твои средства сами тебя отыщут.
Отделять главное от второстепенного, различать цель и метод ее заслуги, не кидаться в крайности, принимать на себя ответственность за собственный свободный выбор, не отчаиваться — это только малое из того, чему меня учит моя еврейская вера.