Исследование мирового опыта ценообразования и регулирования цен государств, позволяет осознать его закономерности и тенденции, использовать приобретенные познания при формировании ценового механизма. В статье рассматриваются этапы муниципального регулирования цен в таких странах как Франция, Австрия, Швеция, США, Германия, Япония и Китай.

В процессе исторического развития экономика большинства стран перетерпела глубочайшие конфигурации. На замену свободному рынку разрозненных товаропроизводителей пришел организованный рынок, объединивший единую хозяйственную систему страны с разными экономическими укладами.

В Германии правительство держит под контролем практически половину всех цен, также субсидирует городское жилищное строительство. Это позволяет правительству интенсивно оказывать влияние на динамику цен, контролировать инфляцию. В Германии нет чисто рыночной системы ценообразования в сельском хозяйстве. Правительство в этой сфере поддерживает производителей. Цены нацелены на уровень возмещения издержек.

Опыт проводимых реформ в Германии указывает, что установление экономического равновесия является первоочередной предпосылкой к тому, чтоб начал действовать денежно – рыночный механизм, чтоб «перевернутый минимум-максимум», был заменен «нормальным минимумом-максимумом» (малый вход при наивысшем выходе) компаний, действующих в обстановке рыночной конкуренции [1].

В Австрии государственное регулирование цен было введено после 2-ой мировой войны в связи с томным осложнением экономики и острой нехваткой многих важных промышленных и потребительских продуктов.

Правительство регулирует около 10% цен (лом и отходы темных металлов, фармацевтическое сырье, фармацевтические препараты, электроэнергию, газ, теплоснабжение). Парламент страны устанавливает цены на табак, табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и жд тарифы. Министерство денег устанавливает цены на спиртные напитки.

Министерство экономики Австрии имеет право вводить регулирование цен на срок до 6 месяцев на хоть какой продукт либо вид услуг. На срок до 6 месяцев оно может устанавливать цены или когда они неоправданно завышаются одним либо несколькими предприятиями, или когда предприниматели не уменьшают цены на готовую продукцию при понижении цен на применяемые при производстве сырье и материалы. Финансовая оправданность цены при всем этом рассматривается с позиций интересов развития экономики в целом и потребителей, а не фактической себестоимости раздельно взятого предприятия [2].

В США правительство регулирует от 5 до 10% цен, при этом в недавнешнем прошедшем этот процент был еще выше. Основным инвентарем антимонопольной политики США является, и всегда было устранение искусственных барьеров для конкуренции.

Посреди главных направлений косвенного регулирования цен можно выделить последующие: реструктивная кредитно-денежная политика, регулирование недостатка госбюджета, система федеральных закупок продуктов и услуг, налоговая политика. В конечном счете, все эти направления гос макроэкономической политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке и таким макаром определяют базисные пропорции обмена и уровень цен.

Прямое государственное регулирование цен на данный момент применяется только в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юриспунденцию антитрестовского регулирования. Так, особые комиссии устанавливают тарифы на использование электроэнергией и некие коммуникационные услуги [1].

Во Франции, невзирая на действие принципа свободного установления цен в критериях рыночного хозяйства роль страны сводится к прямому регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги или к осуществлению контроля за ценами в критериях конкуренции.

В Одна тыща девятьсот 70 три году французское правительство провело либерализацию цен на промышленные продукты, в согласовании с которой блокировка цен была отменена в большинстве отраслей экономики.

Государственное регулирование цен осуществляется при помощи широкого набора средств и способов: экономически – через соотношение меж спросом и предложением на рынке или административно – методом конкретного конфигурации либо фиксации уровня цен [1].

Представляет энтузиазм опыт муниципального регулирования цен в Швеции. Сначала, необходимо подчеркнуть, что тут наблюдение и контроль над ценами ведет особый орган – Государственное управление цен и конкуренции, подчиненное Министерству штатской администрации. В базе экономической системы Швеции лежат рыночные дела на конкурентных началах с активным внедрением муниципального регулирования, в том числе и цен.

В последнее десятилетие в сфере розничной торговли пищевыми продуктами стал обширно применяться новый способ конкуренции – временное понижение цен, получившее заглавие системы дополнительных цен. Тут скоординировано действуют как торговля, так и пищевая индустрия, что выражается в использовании ценовых, скидок при продаже промышленных продуктов торговым компаниям. Продукты, входящие в систему дополнительных цен, имеют особые ценовые наклейки красноватого цвета.

Информация о дополнительных ценах и списке соответственных продуктов печатается в каждодневных газетах. Дополнительные цены значительно понижают расходы потребителей. Приблизительно 30% всех товаров продается в магазинах по сниженным ценам, что в особенности типично для мясных товаров (практически 90% всех колбас реализуется по дополнительным ценам). В таких случаях рядовая стоимость становится фикцией, т.е. практически не применяется на практике [1].

В текущее время в Стране восходящего солнца государством регулируется около 20% потребительских цен, в том числе цены на рис, пшеницу, мясо и продукты из молока, жд тарифы, тарифы на водо- и тепло-сбережение, электроэнергию и газ, образование и мед сервис. Невзирая на то, что прямое вмешательство страны в ценообразование мало и проводится курс на ограничение всех форм контроля за ценами, правительство все таки повлияет на цены отдельных продуктов в интересах ведущих промышленных и торговых компаний, фермеров и их объединений.

В Стране восходящего солнца запрещено устанавливать несправедливые как монопольно высочайшие, так и монопольно низкие цены, преследующие «выбить» соперника с рынка. Введены ограничительные меры в отношении одновременного увеличения цен [1].

Практический опыт многих государств мира обосновал, неэффективность как монополизированной, так и чисто рыночной экономики, отдав предпочтение экономике смешанного типа. Особенность последней заключается в том, что она представляет собой систему, объединяющую на критериях равноправия муниципальный и негосударственный секторы, при этом муниципальные органы делают эффективную систему регулирования экономики, не нарушая при всем этом устройств рыночного саморегулирования.

Экономическое регулирование цен становиться главным способом в практике продвинутых стран, потому что он не нарушает действие рыночного механизма, сохраняет экономическую обоснованность цен и их органичную связь с ценами мирового рынка.

Рассматривая этапы регулирования цен в странах мира, выявлена тенденция: переход стран на способы косвенного регулирования осуществлялся в Два – Три шага, начиная с 70-х годов страны переходя на косвенное регулирование. Также хотелось отметить, что правительство должно участвовать на рынке не как посредник, регулирующий цены, как конкретный его участник, т.е. должны быть муниципальные предприятия – производители которые будут по способам конкуренции регулировать цены. Такая практика удачно применяется в продвинутых странах, к примеру в Германии.

Перечень литературы:

1.Врублевская, В.В. Российский и забугорный опыт формирования ценовой политики / В.В. Врублевская, М.Ф. Тяпкина // Современные задачи и перспективы развития АПК: Материалы региональной научно-практической конференции с интернациональным ролью, посвященной 80-летию ФГБОУ ВПО ИрГСХА (25-27 февраля Две тыщи четырнадцать г.), Часть II. – Иркутск: Издательство ИрГСХА, 2014. – С. 44-51.

2.Салимжанов, И.К. Ценообразование: учеб. для вузов – 2-е изд. стер. / И.К. Салимжанов. – М.: Кнорус, 2010. – 304с.


Размещено:// Препядствия современной экономики: сборник материалов XX Интернациональной научно-практической конференции / Под общ.ред. Ж.А.Мингалевой, С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. – С. 79-83.