Без осознания человечьих особенностей собственника бизнеса ни карьеру сделать в организации нереально, ни ее корпоративную культуру осознать.
Так что, если вы реальный HR-директор, суровый консультант либо топ-менеджер, работающий в/с «авторской компанией» с активным собственником бизнеса, никакие глубины осознания вас напугать не должны. Но что такое «человеческие глубины»? Мне нравится модель человека в сопоставлении с земным шаром.
Собственник бизнеса как земной шар
Упрощая, земной шар состоит из 3-х частей. На поверхности жесткая кора. Для человека это обычное поведение, поступки, деяния и слова. У 1-го откровенные и ясные (земная кора подымается в виде нагих скал), у другого их сходу и не различишь под «лесными зарослями», а то и под «глубоким океаном».
Под твердью земной коры вязкая магма чувств, эмоций. Когда земная кора не выдерживает давления магмы чувств, она разламывается, и наружу вырывается лава — поведение становится непредсказуемым.
И, в конце концов, жесткое железное ядро символизирует настоящую суть человека, его корневые ценности, убеждения, верования, установки и предрассудки — то настоящее, к которому можно приблизиться только через развитие глубочайшей осознанности. В ядре находятся ценности, базисные установки, варианты ответов на данности и вызовы людской жизни, на ее экзистенциальные вопросы.
Еще у Земли есть магнитное поле — эфемерный слой, защищающий все живое на Земле от жесткого галлактического излучения…. У человека это можно именовать «аурой», «энергетикой», но мне поближе понятие личного бренда — вида человека в головах окружающих, помогающий им принимать решения, как действовать в отношении его в ситуациях выбора.
Я еще не лицезрел собственника бизнеса, ну и просто человека, способного идиентично отлично появляться на всех 4 уровнях.

Личный бренд собственника бизнеса
Про собственника бизнеса, проявляющегося на уровне магнитного поля — личного бренда —обычно прогуливается масса историй: и о том, как он кого-либо помиловал, и о том, как он из-за чего-то вскипел, и о том, как он ловко и прекрасно разобрался со сложной ситуацией. У служащих есть сложившийся образ собственника бизнеса и они пробуют под него подстроиться.
Они знают, что в таковой ситуации будет кричать, в другой будет доволен и так далее… Далее пробуют создавать подходящие себе ситуации и избегать ненужных. На уровне «стимул—реакция» для служащих его поведение полностью понятное. Им отлично понятно, в какие чувственные состояния он, бывает, западает, и, соответственно, когда с каким вопросом к нему необходимо подходить, а когда ему лучше на глаза не попадаться.
Гласит он больше девизами либо маленькими проповедями, содержание которых натаскал из фаворитных бизнес-книжек либо из обучения на курсах и в бизнес-школах (и в большинстве случаев почему-либо в Сколково). Он сыплет мыслями, просит их незамедлительного воплощения и, если есть ресурсы, не жалеет для их воплощения средств, но не поверяет, как они адекватны для текущего состояния организации, и (потому?) идеи воплощаться не успевают, но он стремительно генерит новые.
О таких собственниках бизнеса по рынку идет молва – из уст в уста передаются разные истории о проявлении ими воли, креативности либо самодурства. В большинстве случаев это внутренне очень одинокие людские существа, не способные выстроить настоящие дела с другими, но пытающиеся интенсивно использовать их. Харизма таких собственников бизнеса сколь завораживает, настолько же и стращает.
Поведение собственника бизнеса
На уровне коры — поведения – собственник бизнеса нацелен лишь на измеримые результаты. Гласит он только «бизнесово» — ничего личного. Собственник бизнеса просит только беспристрастных результатов, интересуется только прибылью и другими беспристрастными показателями, пытаясь выстроить с топами очень сухие деловые дела. Ничего личного, только бизнес.
Очевидно, в длительной перспективе, в критериях неизменных конфигураций во наружной среде, на рынке, в чистом виде такового достигнуть нереально – «люди, к огорчению, живые». «Объективность» сотрудники пробуют поддержать только в очах собственника бизнеса, а на уровне общения вместе закипает «магма эмоций».
Из всех характеристик удачливости организации признает только денежные и верно сверенные KPI. Повсевременно призывает к рассудительности и сдерживанию чувств. Что обычно ему самому не очень удается. Подчиненные осваивают способности крючкотворства и софистики – чтоб уверить собственника бизнеса в чем либо требуется разводить еще те турусы на колесах.
Эмоции собственника бизнеса

На уровне магмы – чувств собственник бизнеса уделяет много вниманию взаимоотношениям в коллективе, уместности либо неуместности тех либо других шагов с людской точки зрения. Он задумывается больше не о достижении определенных результатов (как тот, что проявляется на уровне коры), а о том, как развить имеющихся служащих до «нужного уровня» и где отыскать «настоящих сотрудников». Правда, требования к «настоящим» обычно сконструировать не может, потому что ориентируется больше не на конкретные характеристики, а на собственные чувства.
На уровне магмы, общаясь с собственником бизнеса, сотрудники в особенности трепетно относятся к форме выражения собственных мыслей и предоставления собственнику бизнеса инфы, просчету и учету в каждой ситуации его интересов и интересов других главных людей — согласованию этих интересов для поддержания ровненького чувственного фона и, напротив, их ущемления для провокации программируемых чувственных реакций. Подчиненные играют в «политику», растрачивая массу времени на обдумывание не того, что сказать либо сделать, а того, как кому и в какой форме что преподнести.
Суть собственника бизнеса
И, в конце концов, редкий вариант собственника бизнеса, живущего и на уровне ядра —сущности, ценностей. В адаптивном варианте это человек, который сумел вербализировать результаты собственных сущностных поисков в виде системы принципов (к примеру, на базе какого-то религиозного учения) и побуждающий служащих воплощать их в бизнесе. Сотрудникам ничего не остается, как следовать им – с радостью либо добровольно-принудительно.
В неадаптивном случае собственник бизнеса мечется, пытаясь управится в себе с нескончаемыми ужасающими данностями экзистенциального одиночества — доверия, свободы – ответственности, неизбежности погибели и бессмысленности жизни (об этих данностях в последующем материале). Сотрудники от всей души не понимают его, но как данность (простите за каламбур) принимают необходимость участвовать в общих собраниях, скатывающихся в обсуждение совсем неясно как относящихся к бизнесу вопросов.
Настоящего взаимодействия служащих с собственником бизнеса на уровне «ядра» снутри компании я не встречал – достигал его только как наружный коуч. Снутри компании оно, думаю, и нереально, потому что, в силу включенности в оргструктуры – возможностей, ответственности и стимулирования, просто вылетаешь на уровни магмы, коры, а, в экстремальных случаях, и магнитного поля.
Что делать топ-менеджеру, а именно директору по персоналу, с собственником бизнеса, проявляющимся в главном на уровне магнитного поля
На уровне магнитного поля собственника бизнеса интересует то, какое воспоминание о для себя делает его компания и каждый отдельный сотрудник, какая в компании корпоративная культура. Ведь корпоративная культура – это «усредненное магнитное поле служащих организации». Как и как каждый сотрудник вписывается в корпоративную культуру?
Для такового собственника бизнеса формирование подобающего «магнитного поля» всей организации – корпоративной культуры – становится главный задачей для директора по персоналу. Ну и хоть какой его топ сначала должен хлопотать о воспоминании, которое производит он сам и его сотрудники.
Что делать топ-менеджеру, а именно директору по персоналу, с собственником бизнеса, проявляющимся в главном на уровне коры

К коре относится поведение сотрудника, то, что он делает и гласит, те конкретные результаты, которых добивается. Управлять корой кажется просто – через KPI’и, карты сбалансированых показателей… И во всех организациях от служащих требуют демонстрации определенной коры заслуги результатов, соблюдения кодекса поведения, выполнения KPI… На уровне линейного персонала, к примеру, консультантов в торговом зале, этим можно и ограничиться. В неких интернациональных компаниях под одну гребенку пробуют причесать и служащих более высочайшего уровня.
Неудача топ-менеджеров, а, в особенности, директоров по персоналу, выросших в компаниях собственников бизнеса, проявляющихся большей частью на уровне коры (либо в общественных компаниях, которые обожают концентрироваться на коре), в том, что когда, как носители хотимых технологий, они оказываются в личных русских компаниях, то не всегда понимают, что для удачной карьеры на новеньком месте, в компании с активным собственником, необходимо идти поглубже в магму неструктурированных чувств и ощущений…
Что делать топ-менеджеру, а именно директору по персоналу, с собственником бизнеса, проявляющимся в главном на уровне магмы
Для собственника бизнеса бизнес больше, чем бизнес. Это его жизнь. Принцип «ничего личного» тут не работает. И без включения чувственного ума топ-менеджеру в хоть какой компании с активным собственником бизнеса, а в особенности с собственником бизнеса, проявляющимся на уровне магмы, делать нечего. Необходимо уметь читать меж строк, хлопотать не только лишь о том, что ты говоришь и делаешь, да и как и с кем. — Обдумывать свои эмоции и управлять ими. Обдумывать эмоции и чувства других и управлять ими. Рассчитывать и предсказывать свое воздействие на других.
Как и кому нужно работать на уровне магмы, очевидно, зависит и от компетентности на уровне коры. К примеру, управляющий 1-го бизнес-направления всегда рубит правду-матку, отстаивая свое мировоззрение, не смотря на регалии и личности. Никакого общественного ума! Но ему это прощается, потому что его бизнес-показатели превосходят ожидания собственника бизнеса.
А бывает, приходит из интернациональной компании директор по персоналу и начинает «внедрять инновационность» либо «строить команду», как научилась на прошлом месте работы. В итоге – только еще большая закрытость и разобщенность старенькых служащих и репутация «массовика-затейника». Почему? Да, реагирует она только на прямые выражения и очевидные поступки, но не идет в магму, не уточняет, какие хитросплетения чувств и человечьих отношений стоят за, на 1-ый взор, знакомыми ей словами.
А управляющий одной сервисной службы не всегда способен управляться со своими брутальными «вулканическими извержениями», неподобающими в деловом содействии поступков и понимает это (включая неумение управляться), но у собственника бизнеса на неплохом счету, потому что на уровне коры он единственный, кто показывает желаемую нацеленность на развитие бизнеса. Плюс, хорошо лицезреет слабенькие стороны других на уровне магмы, что для собственника бизнеса, интересующегося развитием людей в организации, очень принципиально.
Безупречных людей, идиентично отлично действующих даже как на уровне коры, так и магмы, не достаточно. А ведь есть собственники бизнеса, которым охото большего – уровня ядра.
Что делать топ-менеджеру, а именно директору по персоналу, с собственником бизнеса, проявляющимся в главном на уровне ядра
Что такое работа с людьми на уровне ядра личности? – Неизменное понимание, осмысление, рефлексия, поиск собственной и других самости, «истинного Я», пересмотр собственных ценностей… Этот процесс, очевидно, нескончаем.
Для чего люди, погружающиеся на этот уровень личности, необходимы в организации? Дело в том, что они находятся в неизменном поиске. Это люди, выходящие за рамки, за границы «осязаемого», стремящиеся к «заоблачному», видящие способности «голубых океанов», способные к бизнес-прорыву.
В чем может быть засада? Человек, сконцентрированный только на ядре личности, но не дружащий ни с ее магмой, ни с корой, как минимум, шизоид, если не шизофреник. – Излишнее погружение в ядро в большинстве случаев приводит к неспособности к ясной коммуникации с окружающими. Его «прорывные идеи» будут вычурные, не близкие к реальности, потому что появляются не для заслуги результата, а из рвения убежать от кошмара и неопределенности «обычной жизни».
Так что со спецом по HR? Традиционный директор по персоналу обычно, как к этому способен, занимается магнитным полем организации – ее корпоративной культурой, но больше сравнивает свою работу с KPI, грейдами, ассессментом, оргструктурой, ОТИЗом и всей остальной корой. Мудрейший HR работает и на уровне «магмы», включая собственный соц и чувственный ум, и развивая его в главных людях организации.
А вот для работы на уровне ядра необходимы уже особенные люди. Обыденного HR’а дискуссии о таких глубинных вещах стращают. Очень неопределенные они. Ведь он нутром чует, что ответственность за подбор и систему мотивации с него никто не снимет. А что делать на уровне ядра не понимает… Его такая неопределенность просто приводит в кошмар. Разве что, если сам он когда-то «баловался эзотерикой»…Но в компании с активным собственником бизнеса без соприкосновения с уровнем ядра, по последней мере, самого собственника бизнеса, настоящей работы с организацией не получится.
Как уже упоминал, об этом подробнее в последующем материале.