В звуке голоса, в очах и во всем виде говорящегозаключено не меньше сладкоречия, чем в словах.Ларошфуко
Многие выступающие сталкиваются с неувязкой — как начинать выступление, чтоб сходу понравится? Как показаться на сцене? Как встать, чтоб это смотрелось естественно? Как сходу захватить доверие публики? С чего начать? Как произвести подходящее 1-ое воспоминание? Понятно, что у нас никогда не будет второго шанса произвести 1-ое воспоминание — потому принципиально использовать шанс 1-ый и единственный. Есть закономерности воспоминания и восприятия, которые должен учесть хоть какой человек, появляющийся в центре внимания. Есть принципиальное наблюдение, много раз испытанное опытнейшеми ораторами:
После того, как вы произнесли "Здрасти", вы произнесли 70% собственной речи!
А после приветствия вы уже будете только дополнять уже сложившееся воспоминание о вашей личности. В психологии существует понятие «импритинг» — другими словами «впечатывание» вида человека в сознание публики. Если 1-ое воспоминание положительное — оно начинает работать на вас некоторым «шлейфом», все ваши слова будут подкрепляться положительным образом в сознании зала. Если негативное — против вас будет работать отрицательный «шлейф», подсознательно публика будет уже настроена скептически.
Создатель не один раз становился очевидцем ситуаций, когда компетентные, умные, понимающие люди не могли произвести убедительного первого воспоминания и откровенно проваливали свою речь. Причина провала была только одна — неудачное начало, слабенькое 1-ое воспоминание, которое уже не вышло поправить. В итоге даже потенциально сильные и содержательные выступления и презентации не достигали собственной цели, либо даже оратор становился посмешищем в очах публики.
И напротив. Создатель много раз следил, как после успешного начала, подкрепленного предстоящим выступлением, публика меняла отношение к человеку. Он становится полубогом. Ну, если не полубогом, то, как минимум, человеком еще более почетаемым! За счет чего происходит этот эффект? За счет того, что значимость, либо психический вес человека, становится в наших очах еще выше, когда мы лицезреем, что он обладает любым мастерством, талантом, редчайшим умением. Когда мы лицезреем, как работает мастер, мы вроде бы присутствуем при рождении малеханького чуда. А разве прекрасное, убедительное, увлекающее, радующее людей общественное выступление не волшебство и не шедевр? Вне сомнения, речь — это малюсенькое (либо огромное) волшебство, сопоставимое с чудом сотворения на наших очах музыки, чуда актерского перевоплощения либо рождения картины-шедевра.
Потому что же произвести сильное и убедительное 1-ое воспоминание?
Каковы закономерности восприятия? Что должно происходить в самом начале выступления? Прочитаем снова заголовок. В самом выражении «постановка на публике» заключен некоторый двойной смысл. 1-ый смысл, прямой и буквальный, происходит от слова «ставить» либо «стоять» — куда и в какую позу себя поставить, какое положение тела принять? И часто это является неувязкой для оратора, который не знает, какое место на сцене, в зале ему занять, как встать, как сесть, что делать с ногами и куда девать руки? И 2-ой смысл — переносный. Есть такое устойчивое словосочетание в нашем языке — «он поставил себя в коллективе». Что имеется ввиду? Что этот человек заслужил почтение, авторитет, положение в внегласной ранговой иерархии коллектива. Если же оратор является новым человеком для слушателей — он должен заслужить почтительное отношение. Сходу! Времени на раскачку у оратора не много! И даже если выступающего знают, положение на сцене обязует на необыкновенную роль. И в этой роли — он все равно новый человек для публики.

При всем этом 1-ый и 2-ой смысл словосочетания «постановка на публике» плотно сплетены меж собой. От расположения в зале и позы очень зависит 1-ое воспоминание, произведенное нами на зрителей. А от первого воспоминания, как следствие, зависит и предстоящее отношение зрителей к для вас — симпатия и доверие к вашим словам, или прохладная нейтральность и желание поспорить. И наша задачка, очевидно, за счет собственных познаний и мастерства добиваться очень убедительного первого воспоминания.
Кредит доверия от сцены
Это принципиальное явление, которое выступающий должен использовать. Само по себе познание об этом кредите доверия должно прибавить убежденности для вас, как оратору! Сцена либо хоть какое место выступления дает не только лишь испытание на крепкость для оратора, да и несет некоторый изначальный положительный для оратора эффект. Главное место дает некоторый кредит доверия и почтения оратору от публики. Сцена поднимает человека не только лишь на физическом уровне, да и психологически, в очах слушателей. Мы готовы слушать человека, вошедшего на сцену, только так как он занял это центральное, главное место. Может быть, вы и на собственном опыте замечали, что, когда сидишь в зале, а на сцену выходит человек, он автоматом вызывает некоторое «притихание» слушателей и первоначальную долю почтения. И это только благодаря тому, что он появился на этом главном месте. Этот эффект изначального кредита доверия и почтения идет еще откуда-то с подсознательных детских времен. Когда мы были школьниками, в класс заходила учительница, она занимала главное место — и мы автоматом начинали уважать, слушать и страшиться. А кто это забывал делать, тому напоминали, кто тут главный. Более того, вся система образования закрепляла этот эффект и в институтах, училищах, академиях, а позже и на работе. Главный тот — кто на сцене! Это усвоилось нами с молоком всех наших «альма матерей». И осталось в нашем подсознании. Мы не всегда знаем, кто и почему доверил человеку сцену, но раз ему поручено, означает, так и нужно! Означает, он имеет право стоять пред нами и внушать нам свои мысли! Вначале сцена наделяет оратора некой властью над мозгами людей, и люди готовы к этому — ведь конкретно оратор находится на сцене, а они посиживают в зале. Ведь конкретно оратору поручено вещать перед публикой!
Изначальный кредит доверия и почтением — это закономерность, но, естественно, она не исключает, что в зале могут находиться люди, еще ранее настроенные против вас, пришедшие специально сорвать выступление либо поглумиться. Как их нейтрализовывать — это отдельная тема. А закономерность начального кредита доверия принципиально знать и использовать — другими словами наращивать, а не обесценивать своим поведением этот кредит почтения от зала.
Правило 7 секунд
В течение какого времени формируется 1-ое воспоминание? Это не часы, не 10-ки минут и даже не минутки. Психологами подсчитано, что 1-ое воспоминание формируется всего только за 1-ые семь секунд возникновения человека перед людьми, а дальше только закрепляется. И мы уже знаем, что 1-ое воспоминание всегда одно. Естественно, на теоретическом уровне можно попробовать сгладить и поправить, но это очень трудно. 1-ое воспоминание похоже на отпечаток пятерни на еще мокроватом мягеньком цементе либо след башмака на свежайшем асфальте — оно застывает и закрепляется на века. При возникновении человека на сцене у зрителей в сознании, в мозгу, начинает формироваться наш образ, представление о нас, либо, как я говорю, новый «файл», которого ранее не было. И этот файл мы формируем сами конкретно нашим поведением за это куцее время. Уже через семь секунд люди задумываются, что они почти все про нас сообразили. Уже через семь секунд зрители задумываются, что они нас уже прочли. К этому времени зритель уже оценил оратора и пришел к выводу: увлекателен — неинтересен, симпатичен либо нет, нравится — не нравится, умный — глуповатый, сексапилен — несексуален. В действительности, наша личность может совсем не соответствовать этому виду в сознании, но это представление рождается как итог нашего поведения и судить будут по нему. При всем этом слушатели могут совсем ничего и не знать ни про 1-ое воспоминание, ни про формирование вида, все это работает кроме их воли, другими словами подсознательно, кроме сознания, не подчиняясь осознанному решению. Этот эффект работает не только лишь для общественного ораторского варианта, да и для личного общения. Наверное вы когда-то чувствовали на для себя, что если человек сходу при знакомстве не приглянулся, это шлейфом несет отпечаток на предстоящее к нему отношение. И напротив, если сходу приглянулся, расположил, то и далее охото с ним разговаривать и сближаться.
Молвят, что бывает даже любовь с первого раза.
Показательны результаты последующего психического исследования. Были опрошены работодатели, начальники, кадровики с одним вопросом — когда, в какой момент вы себе принимаете внутреннее решение о приеме либо нет человека на работу? И по статистике вышел наинтереснейший итог. Большая часть работодателей приходили к выводу, что это внутреннее решение созревало у их в течение всего только первой минутки. А чем, спрашивается, работодатель занимается в последующие 20 минут собеседования? Верно. Уверяет себя самого, что решение верное. Тогда и, если человек приглянулся, начальник пропускает минусы и преумножает плюсы, не направляет внимания на недочеты и скупо ловит плюсы. Пусть не семь секунд, а минутка, но в любом случае, это очень маленький просвет времени.
Вы были студентами? Вспомните, тот же воздействие первого воспоминания нередко наблюдается на экзаменах. Если студент сходу произвел положительное, приятное воспоминание, доктор начинает его «тащить»: задавать отличные вопросы, исключать трудные вопросы, не замечать слабенькие ответы, прощать ошибки, помогать формулировать, давать подсказку, давать новый шанс. А если сходу не приглянулся — то дело труба. Доктор будет всячески топить вредными вопросами, искать ошибки, пропускать не плохое, и при первой способности вышлет на пересдачу. И все это также происходит подсознательно, начальник, как и доктор не понимают этого эффекта, они находятся, можно сказать, в плену первого воспоминания, которое управляет их отношением и действиями.
Когда начинается выступление?

Совсем правильно, тогда, когда пошло формирование первого воспоминания, а не когда вы открываете рот! Когда начинаются эти семь секунд? Когда оратор возникает в поле внимания публики, а не когда начинает гласить! Когда вы встаете со собственного места в зале и начинаете идти на сцену — семь секунд уже начались. Когда выходите из-за кулис — воспоминание автоматом начало складываться. Идете по проходу в зале — вы уже в поле внимания. Внимание публики автоматом реагирует на передвигающиеся и новые объекты — и вся публика повернет к для вас голову — «та-а-к, ну, кто это там на данный момент будет у нас выступать, вот этот, что ли, ну давай, давай, на данный момент поглядим, чего ты стоишь…» Все зрители невольно начинают вас оценивать — что такое, кто таковой, как идет, как двигается, куда идет? Потому помните — выступление начинается с вставания с места либо возникновения вашего кончика носа из-за кулис!
Никакой кухни!
Разберем обычные ошибки неопытного оратора. Лицезрел много раз последующую картину. Выступающий, полагая, что речь еще не началась, встает с места, идет на сцену, по дороге поправляя одежку, конвульсивно поводя плечами, застегиваясь, почесывая затылок, потирая подбородок и причесываясь пятерней. Потом он торопливо вытирает нос, отлично, если платком, одергивает одежку на ходу и чуть не застегивает штаны. К тому времени, пока он дойдет до места, можно считать, что выступление уже завершилось. Какое воспоминание складывается в эти семь секунд? Неважно какая схожая суета работает против оратора. Люди в зале не должны созидать никакой «кухни» и никаких изготовлений.
Представляете, если мы увидим изготовления президента к праздничной речи на Новый Год—как его гримируют,напомаживают, подкрашивают, повторяют ему в ухо текст, дают наставления, одергивают, застегивают и причесывают? Мы разочаруемся, это понижает значимость человека.
Потому — никакой кухни на людях, вы должны уже быть полностью «ОК», без признаков того, что у вас может быть что-то не в порядке.
Поведение Владельца
В этом вместительном слове — Владелец — заключены все наисильнейшие свойства человека: уверенность, независимость от представления других, внутренняя сила, стопроцентный психический комфорт, невзирая ни на что. Также неспешность, допустимая вальяжность, отсутствие суеты. Такое поведение ассоциируется с властью, надежностью, смелостью, лидерством, с вожаком и даже вождем. Уверенный и внутренне сильный человек вызывает почтение, люди ему невольно подчиняются, воспоминание о нем сильное, слова его имеют особую значимость.
Если Вы желаете фуррор, Вы должны смотреться потому что как будто Вы его уже имеете.(Старый афоризм.)
К огорчению, публика принуждает оратора все делать резвее и провоцирует его на суету, вследствие дискомфорта и психического давления, которое она делает самим фактом присутствия. В чем причина суеты? В том, что когда мы испытываем противные и дискомфортные чувства, понятно, охото побыстрее от их избавиться. Как это сделать на сцене? Убежать, мы осознаем, нельзя. Но зато можно побыстрее совладать со своим номером и свалить со сцены с глаз долой. Потому я на тренингах рекомендую участникам, напротив, двигаться публично чуток более замедленно, нерасторопно, будто бы немного тормозя (по своим ощущениям), тогда и суета скомпенсируется и будет золотая середина.
Выход на сцену

Отсюда вывод. Идем на сцену уверенно и расслабленно, с видом Владельца и полностью независимо — потому что как будто в зале никого нет. Не допускайте очередной обычной ошибки — коммуницирования на ходу. Это когда оратор разговаривает с публикой, еще не дойдя до места выступления, при помощи улыбочек в зал, радостных приветствий, помахиваний залу рукою, воззваний к старенькым знакомым и расшаркиваний. Это смотрится, как жгучее желание захватить доверие дешевеньким методом, понравится публике и сходу показывает зависимость от нее. Такое кокетство почтения у публики не вызовет, сходу становится ясно, что человек очень желает понравится. Напротив, вызывает почтение поведение Владельца — абсолютная уверенность, независимость от аудитории, то, что оратор не стремится набрать дешевеньких призов, проявляет выдержку и хладнокровие, и ранее, чем необходимо, гласить не начинает. Никакого заигрывания!
Если человек специально не желает понравится—он нравится больше!
Как ни феноминально, но это так. Так как мы уважаем сильных людей и восхищаемся уверенными личностями. В этот момент таковой человек становится в наших очах фаворитом, вожаком и даже вождем.
Принципиально знать, что лучше идти не через центр зала, так как в эти семь секунд вы будете показывать зрителям свою… спину, что не совершенно верно для первого воспоминания. Лучше выходить будто бы бы с боковой стороны, заходя через один из флангов сцены. В эталоне, лучше выйти из-за кулис и там же скрыться после выступления, но кулисы на данный момент сохранились исключительно в театрах. Во время уверенной ходьбы смотрим только вперед, оценивая, как дойти до головного места. Главное место всегда размещено по центральной оси зала и на комфортном расстоянии от первых рядов, не очень далековато, да и не очень близко — не наваливаясь на 1-ые ряды.
Занимаем центральное место

Ошибкой будет начинать гласить где-нибудь с боковой стороны, не в центре сцены. В особенности, нередко так бывает, когда выступление куцее и выступающий внутренне себе это оправдывает небольшим временем на речь. Что он передает в зал в данном случае? Он делает аудитории такое невербальное сообщение — извините, я здесь с краю постою, я, простите, быстро, я вообщем случаем здесь зашел, ничего, что я вас отвлекаю…? И это уже не Владелец — а небольшой человек… Владелец всегда достоин головного места. Потому не обесценивайте себя речью с краю, а смело отыскиваете главное место, достойное вас!
Не считая центрального расположения, главное место должно удовлетворять «правилу девяносто градусов». Другими словами угол обстрела, либо сектор охвата аудитории, должен быть приблизительно Девяносто градусов, если вы вытянете, стоя в центре, руки по флангам аудитории. Если подойдете очень близко, угол обзора будет уже под 100 восемьдесят градусов, и в данном случае боковые зрители будут выпадать из вашего воздействия, а на первом ряду очень напрягутся. Если очень далековато, угол будет градусов 40 5 и расстояние для выступления будет очень дальнее и неловкое. Обнаружив взором во время размеренной ходьбы на сцену главное место, смело занимаем его, как и подобает Владельцу, поворачиваемся к залу и фиксируемся на нем.
Как в этот момент встать?
Встать на данный момент в прямом смысле слова — какую позу принять, каково положение тела, рук, ног должно быть для лучшего восприятия оратора?
Обычные ошибки неопытных ораторов. Оратор выходит и становятся в позу с руками за спиной. Воспоминание, что руки связаны за спиной, но он молчать все равно не может. Чувство закрытости, скованности, жестикуляция работать не будет. Также есть воспоминание, что человек что-то там прячет. Камень, к примеру, за пазухой не поместился, но зато на данный момент как достанет… Если зритель не лицезреет руки, вид оратора подсознательно ассоциируется с некоторой угрозой. Понимаете, как родился жест рукопожатия? В средневековье этого жеста еще не было, и когда вояки встречались на одной тропе, они издалека демонстрировали друг дружке правую руку. Это означало — у меня нет в руке орудия, и я иду с хорошими намерениями. Равномерно этот жест трансформировался в рукопожатие при сближении. Потому руки оратора люди должны созидать для того, чтоб от него не исходило чувство опасности.
А понимаете, как родился жест объятия с дружественным похлопыванием по спине? Здравствуй, дорогой, сколько лет, сколько зим…!!! Вояки сходились и во обоюдном объятии прохлопывали друг дружку на предмет незадекларированного орудия за спиной. Смысл уже забылся, а традиция осталась.
Другая ошибка. Оратор выходит и становится в позу с руками, скрещенными на груди в позе Наполеона. Такое положение оратора будет снова же подсознательно восприниматься как акцентированная демонстрация приемущества. Это к тому же поза вредного педагога:
—Ну-ну, юноша, давайте свою зачетку, все равно не сдадите…
Понятно, что это тоже не нормально для восприятия публикой.
Еще всераспространенная ошибка. Руки оратора скрещены не сзади, а впереди ниже пояса — «поза футболиста». Тоже читается скованность, закрытость, плюс только ленивый не спросит себя, что все-таки он там защищает. Это не те ассоциации, которые нужно сходу рождать у аудитории.
И еще одна ошибка. Руки в кармашках. Это смотрится полностью вызывающе, а для бизнес-аудитории является грубым нарушением этикета, после которого докладчик просто свалится в очах публики. А если вы так будете выступать на приеме у президента, вас больше никогда к нему уже не пригласят. Еще ужаснее, если руки в кармашках брюк, а не пиджака. Время от времени оратор, не зная, куда девать руки от волнения, прячет их в кармашки, думая, что хотя бы эту делему он решил, и никто сейчас его суетящихся рук не увидит. Вроде бы не так! В карманах-то суетливые руки приметны еще более. В особенности, если они там продолжают играть с ключами, брелками, и другими предметами. Хоть какой передвигающийся предмет завлекает внимание еще посильнее — и вся публика будет завороженно глядеть лишь на низ тела оратора, утратив энтузиазм ко всему остальному. И это, очевидно, тоже не то воспоминание, в каком оратор должен быть заинтересован.
По этой же причине не стоит брать с собой предметы, которые охото взять для самоуспокоения — тетрадки, шпаргалки, записи на листах, также на всякий случай — ручки, фломастеры, маркеры. Все предметы в руках зрительно усиливают дрожащие и играющие руки. Исключение — если речь либо доклад так объемны, что без записей не обойтись, но тогда их можно взять и положить рядом на стул, стол, трибуну и подглядывать, а если по-другому нереально, зачитывать текст.
Так в какой позе нормально начинать и вести речь, где должны быть руки и что делать на сцене?
Основная стойка оратора
Это основная стойка оратора, с которой нужно начинать речь и проводить огромную часть времени на сцене. После начала выступления можно временами от нее отходить, но принципиально не забывать ворачиваться. Разберем основную стойку — для тренировки лучше делать поочередно, а позже уже автоматом и сходу.
Ноги на ширине плеч. Конкретно на ширине, а не больше и не меньше. Если будет наименее ширины плеч («ножки вместе») это со стороны смотрится достаточно роскошно, но когда вы начнете гласить, безизбежно почувствуете некую неустойчивость — площадь опоры очень мала. Если ноги обширнее плеч, это, естественно, стабильно и комфортно, но смотрится со стороны угрожающе и даже жестко — человек занимает больше места, чем ему нужно. Еще закатать рукава — и будет полная картина «эсесовец на посту». Время от времени на тренингах девицы молвят — как же, дескать, вот учат же проф моделей и манекенщиц стоять в «третьей позиции», как раз ножки вкупе, спинка прогнута…? Да, эта стойка прекрасно смотрится, но учтите, если модель начнет гласить, люди в зале разбегутся… Задачка моделей и других блондинок — декорировать место своим присутствием, но никак не покорять публику собственной речью и умом. Потому нормально в стойке ноги конкретно на ширине плеч, даже для дам.
Тянем себя за маковку на уровне мыслей за виртуальную длинноватую ниточку в космос. Позвоночник распрямляется, осанка ровная. Сутулость —проблема современного человека, большая часть людей прогуливается согнувшись — годы, заботы, волнения, вялость, томная жизнь… И если мы на сцене увидим сутулого человека — будет конкретно такое и воспоминание, плюс от него будет исходить чувство неуверенности и скованности. Вправду, когда мы тревожимся либо волнуемся, интуитивно человеческое тело сжимается и ежится, чтоб стать неприметным за минуту угрозы. И как раз так на сцене и воспринимаемся. В итоге 1-ое воспоминание будет безизбежно смазано. Очень принципиально показать публично прямую противоположность произнесенному — уверенность, силу, энергию, свободу, лидерские свойства, в том числе за счет неплохой осанки.
К огорчению, у большинства людей сутулость уже вошла в привычку, потому ровная осанка для многих является неуютной и длительно ее держать тяжело. Это так. Но всякую дурную привычку можно вытеснить новейшей более конструктивной привычкой, как заместо сигареты в момент волнения можно себя приучить к леденцам. Потому принципиально сформировать для себя привычку конкретно к прямой, царской, если желаете, осанке. Понимаете, как в старенькые времена гусар приучивали держать аристократическую стать? Гусар был должен вдохнуть на полную грудь — и так далее и стоять, жить, гласить, дышать. Как будущих светских дам приучивали к великодушной осанке? Был еще больше ожесточенный метод — корсет. Когда даму затягивали в корсет на 40 шнурков, осанку волей-неволей она держала (быстрее, естественно, неволей). Для дам, кстати, может быть внедрение не мысленной ниточки в космос, а представление, что вы подпираете головой балкон либо небесный свод — готовитесь в кариатиды. Еще вариант — несете на голове легкий, но хрупкий предмет —нельзя уронить. Трениться можно с книжкой на маковке, тогда и дадите фору восточным дамам, известным своим изяществом и особенной статью — натренированной кувшинами с водой на голове.
Время от времени человеку у меня на тренинге неуютно держать осанку не так как он патологически сутулится, а только так как очень старается и напрягается. Создадим вкупе таковой опыт. Очень натужьте правую руку в кулак. Сильно-сильно. Еще посильнее! Еще посильнее!!! А сейчас пальцы руки расслабьте, а форму кулака оставьте. Чтоб держать форму кулака — усилий, оказывается, практически не требуется. Так и наши мускулы спины, ответственные за осанку, так сильны, что для того, чтоб держать тушку в прямостоящем положении им не требуется даже очень тужиться — 5 процентов их способностей полностью довольно. Некие даже могут спать стоя — бойцы на посту, лошадки в поле… Потому форму тела оставляем — а избыточное напряжение на уровне мыслей сбрасываем, и в целом тело расслабленно.
Плечи на «вешалку», грудь расправляем колесом. Эти правила дополняют правильную осанку. Плечи на мысленную вешалку, будто бы вы пиджак. Для того, чтоб повесить «пиджак», делаем радиальное движение плечами вспять и закрепляем плечи чуток сзади. Поцелуйтесь лопатками. Грудь расправляем на вдохе (вспомним гусар) и далее дышим свободно, набирая перед речью воздуха на 80% способностей легких для настоящего использования наших грудных резонаторов и сильного грудного голоса. Дышать и до и во время речи лучше (по ощущениям) брюшным дыханием, другими словами «животом». Все равно будут наполняться только легкие, но объем и эффективность вдоха будет еще выше.
Принципиально, что глубочайшее дыхание помогает понизить волнение перед выступлением. Прием «четыре секунды». Медлительно и глубоко вдыхаете в течение 4 секунд, задерживаете дыхание на четыре секунды, медлительно и сконцентрированно выдыхаете за те же четыре секунды.
«Когда дама выпрямляет спину и расправляет плечи—у неёпоявляется грудь». Этот афоризм правдиво иллюстрирует особенности дамского строения организма. Время от времени дамы смущяются расправлять грудь, справедливо полагая, что от этого она зрительно возрастает. Но, думается, что это даже отлично. Грудь — знак актуальной силы и красы как для дам, так и для парней. И неплохого человека должно быть много! А неплохой оратор даже просто видом должен завлекать внимание и стремиться создавать сильное, колоритное воспоминание. К тому же сцена, расстояние меж выступающим человеком и публикой скрадывают габариты оратора, делают его небольшим — в особенности в большенном зале. Потому на сцене лучше зрительно казаться крупнее, больше, занимать жестами и движениями все доступное место, чтоб восполнить этот нехороший фактор. Тогда зрительно габариты вашей личности будут больше, вы будете ассоциироваться с большей силой, мощью. Сцена — не место для умеренного поведения!
Любопытно, что прямой позвоночник плотно сплетен с состоянием здоровья человека. Хоть какой медик для вас произнесет, что через позвоночник, средством спинного мозга, совершается иннервация (стимуляция нервными сигналами) внутренних органов. Позвоночник и его спинной мозг являются некоторым проводником этих сигналов от нервных центров мозга. Если у человека существует приобретенная сутулость, и как следствие, сколиоз (искривление позвоночника) это равномерно приводит к нарушениям иннервации и приобретенным болезням внутренних органов. Правда, человек этого нередко не замечает, так как в юном возрасте эта сутулость компенсируется резервами организма. Но юность вещь не нескончаемая, и когда резервы организма истощаются, заболевания начинают подкатывать равномерной вереницой. Потому принципиально сформировывать осанку не только лишь для восприятия публикой, да и для здоровья.
Что значит сформировывать осанку? Это значит тренировать ее в жизни. В жизни, как понятно, всегда есть место подвигу. И для формирования новейшей привычки нужно завязать узелок на память и вспоминать об осанке по нескольку раз в денек. Придумайте для себя «якоря», «зацепки». К примеру, вижу людей — выпрямляю позвоночник, делаю основную стойку.
Чтоб временами инспектировать осанку, можно использовать таковой способ. Спиной прислониться к стенке. Должно быть четыре точки соприкосновения: затылок, лопатки, попка, пятки. Вы будете удивлены, но это реальная ровная осанка. Многие на этой проверке ее ощутят в первый раз. И реальная ровная осанка прямее, чем обычно кажется человеку.
Если ваш случай запущен и сутулость очевидно видна и плохо исправляется, другими словами очередной конкретный способ. В аптеках продается корректор осанки — упругая конструкция, которая закрепляется на плечах и спине и держит осанку не ужаснее корсета.
Передняя нога на полступни вперед. Это последующее правило основной стойки оратора. Вес тела переносим на Шестьдесят процентов на переднюю ногу. Возникает легкий наклон корпуса вперед, вектор на публику. Будто бы бы вы шли вперед, но приостановились. Фронтальной ногой считается та нога, на которой для вас удобнее переносить вес тела. Это нужно подобрать по ощущениям. Обычно, для большинства людей, фронтальной ногой является толчковая, самая мощная, та, которой вы отталкивались при прыжках в длину, на уроках физкультуры в Восемь классе. Для чего нужен этот вектор вперед? Такое положение тела считывается публикой как готовность на диалог, готовность идти навстречу людям, отсутствие ужаса и волнения. Сравните. Если наклон будет вспять, то чувство будет, будто бы бы публика отталкивает оратора и он делает шаг вспять. А позже еще вспять. А позже еще вспять. И прячется в тумане за кулисами. Наклон вспять — публика будто бы отталкивает выступающего. Вектор вперед — оратор идет навстречу людям и готов к диалогу!
Руки брошены вдоль корпуса, локти чуток прижаты, ладошки немного развернуты на публику. Никакой суеты в руках, руки брошены и расслаблены, только чуток прижаты локти. Зрители воспринимают это положение рук как отсутствие опасности, как уверенность внутри себя и в собственной правоте. И это отличные ассоциации! Бывает, что руки у выступающего плохо управляемы, живут собственной жизнью и кинуть их вниз сначала речи не выходит. Это именуется «руки мешают». И вправду, в таких случаях оратор своим беспокойным рукам не находит места и они реально начинают ему мешать.
Помните, таковой эпизод есть в кинофильме «Начало» с Инной Чуриковой в главной роли. Она играет актрису, которая играет Жанну д-Арк. Жанна на коленях перед иконой молится собственной святой. Но вдруг Чурикова выходит из вида и у нее начинается истерика, она вскакивает и начинает лупить себя по рукам:
— Не могу, не могу! Мне руки мешают, я не могу, не могу, не могу! Мешают они мне, мешают, ничего не могу с ними сделать!!!
Режиссер не растерялся:
—Пилу мне!!! Какая больше мешает—правая либо левая?!
Актриса, выходя из истерики:
—Так, все… Уже не мешают. Все нормально. Давайте работать! Камера, включаем, камера, давайте работать!!!
Так и мы на тренингах, на всякий случай держим пилу. А если серьезно, то избавиться от суеты в руках помогает внедрение тяжестей во время речи. Можно исключить суету приличными книжками, гирями либо другими томными предметами.
Учтите, что руки брошены вдоль корпуса исключительно в начале, пока вы еще не начали гласить. Когда врубается речь, то и руки должны ее поддерживать выразительной жестикуляцией, помогая оратору выражать свои мысли.
Голова в положение допустимой надменности. Другими словами подбородок чуток выше полосы горизонта. Если подбородок будет очень задран, от человека появится чувство презрительности. Если подбородок ниже полосы горизонта, будет чувство угрожающего взора «исподлобья». Глаза устремлены на публику. На лице «улыбка Джоконды» — готовность к ухмылке, полуулыбка. Если выражение лица расслабленное и нейтральное, оно будет восприниматься как угрюмое. Потому лучше добавлять полуулыбку, другими словами уголки губ чуток приподняты. Если будет выступать в Америке, то нужно улыбаться изо всех сил во все 30 три зуба, во всю свою голливудскую ухмылку, по другому с вами не будут связываться («он что, лузер?»). Но в нашей культуре акцентированная ухмылка будет раздражать люд («чо щерится?»). Еще, дескать, ничего забавного не произнес, а уже оскаливается. Потому нормально — уголки губ приподняты, ухмылка Джоконды.
Это главные правила, касающиеся основной стойки оратора. Это базисная, основная, доминирующая стойка. Не означает, что от нее нельзя временами отходить. Это означает, что в нее нужно временами ворачиваться.
Какие ассоциации на эту стойку? Это древнегреческий либо древнеримский монумент. В то время конкретно в этой позе ваяли всех героев, фаворитов соревнований и других наилучших людей. Если это был мыслитель, он держал свиток в руке. Эта самая поза отражала их силу духа, достоинство и величие. Это Ленин на броневике. Только пролетарский вождь употребляет указующий в светлое будущее жест, а все другое похоже. И не напрасно Ильича изображали в этой позе — ведь он был должен отпечатлеться в массовом сознании как трибун, фаворит и сильный человек. Также это поза скульптуры Свободы в США — знака всех поколений янки. Это наши рабочий и колхозница на ВДНХ — только шаг они делают помощнее. Это артист балета, выходящий на триумф под аплодисменты и букетный дождик. Все эти образы отражают удачливость, силу, лидерские свойства. И все это неслучайные — это правильные ассоциации, и в этой стойке оратор им соответствует.
У основной стойки оратора два нужных характеристики. Во-1-х, она сформировывает у публики необходимое 1-ое воспоминание от оратора. И, во-2-х, если вы постоите в этой стойке секунд 30 — то почувствуете прилив убежденности, силы, некого пафоса, желания сказать что-то массивное:
—Римляне! Граждане!
Либо хотя бы:
—Россияне!
Сама по для себя основная стойка делает необходимое внутреннее состояние плюсы, большей убежденности, силы. Почему так происходит? Так как не только лишь внутреннее состояние отражается на наружном виде и позе. Да и напротив тоже правильно. Наружное сформировывает внутреннее. Сама поза также обладает формирующим действием и отражается на внутреннем психическом состоянии. Потому я не устаю повторять участникам на тренингах — даже если вы волнуетесь перед выступлением, не запамятовывайте просто силой воли поставить себя в основную стойку и волнение снизится!
А если у вас сидящее выступление? К примеру, во время совещания, переговоров, конференции. Все равно, правила те же самые, только сидя. Как если б монумент сел. Естественно, «кто ж его посадит, он же монумент?», но когда-то оратору гласить приходится и сидя. Тогда и — корпус подан вперед, а не отбросят вспять на спинку. Грудь расправлена. Позвоночник прямой. Голова приподнята. Ноги на ширине плеч, одна нога чуток впереди. Руки брошены на вниз колени либо положены сверху на стол — а позднее, во время речи врубается уместная жестикуляция. Не нужно обвиваться ногами вокруг ножек стула — смотрится жаль. И уж если гласить сидя, то лучше на относительно жестком сиденьи, что помогает энергетике оратора. Есть таковой хитрецкий прием у переговорщиков — оппоненту подсунуть мягкое кресло либо диванчик. Тогда и человеку становится совершенно отлично, он расслабляется, и включать в таком состоянии речь и логику уже еще труднее — тонус теряется.
Никакой суеты! С этим должна сочетаться основная стойка оратора. В особенности сначала, когда инсталлируются дела с залом, когда хоть какое избыточное движение будет подсознательно трактоваться публикой как волнение. Правило такое. Вы выходите, фиксируетесь на главном месте в стойке оратора и делаете паузу. В паузе ведете себя как человек-скала, как монумент себе. Никаких заигрываний, ужимок, подергиваний плечами, сжиманий кистями, поигрыванием пальчиками, движений губками, постукиваний ногами. Это исключаем! Напротив. Человек — гора! Это сила, уверенность, собранность. Такое воспоминание и сформируется у публики.
До выступления делаем паузу. Для чего нужна пауза? Какую роль она делает? Почему бы и не сходу начать гласить? Пауза делает очень важную функцию. Во-1-х, она завлекает и захватывает внимание публики. И даже если вы посреди выступления сделаете паузу, внимание зала возвратится к вашему выступлению. Во-2-х, в паузе, фактически, и происходит так именуемая «постановка на публике», другими словами совсем инсталлируются дела меж оратором и аудиторией, «кто главный» —оратор гласит, публика слушает. Естественно, пауза, это испытание для нервишек оратора, но если вы прошли это испытание, публика вас зауважает. Аудитория воспримет ваше право быть фаворитом на время этого выступления.
Сколько по времени должна быть пауза? Давайте ее оценим на примере театра. До спектакля в театре всегда происходит некоторая суета в зале, шумок, обсуждение программок, шуршание оберток. Все уже посиживают, но внимание зала еще рассеянное. И представьте для себя такую картину. Занавес раскрывается, на сцену свет и мы лицезреем человека, стоящего в нашей основной стойке оратора лицом к залу и держащего паузу. И чем больше артист, тем больше у него пауза…
Что будет происходить с публикой? Равномерно она стихнет и соберет внимание на этом актере. Тех, кто еще не готов, соседи будут подталкивать — тихо, ш-ш-ш, уберите конфеты, уже началось… Внимание театральной публики будет собираться по нарастающей параболе. И через некое время установится максимум — пик внимания публики. В театре наступит мертвая тишь с полным вниманием зала — что далее?
Это припоминает таковой сюжет в Ералаше. Весна. Мальчишка стоит в луже. Лужа большая, глубочайшая. Вокруг собираются взрослые — мальчишка, для чего ты тут стоишь, простудишься!? Он стоит, молчит, держит паузу. Еще более взрослых собирается — мальчишка, для чего ты тут стоишь, что ты стоишь, простудишься, что, для чего, простудишься… Он хладнокровно стоит, держит паузу. Уже масса взрослых, все к нему руки тянут — мальчишка, для чего ты тут стоишь, простудишься, что, для чего, что ты тут стоишь, что ты тут стоишь…!!!??? И, в конце концов, со словами «А вот оно что!» он прыгает на месте в луже, фонтан брызг, все прохожие влажные. Вот это прочные нервишки у мальчугана! Он просто так не расходует свою энергию. Он собрал внимание, выдержал паузу, и кпд его хулиганских действий стало еще выше! Так же и публично. Вы выйдите, зафиксируетесь в основной стойке оратора, сделаете паузу — и все внимание зала будет собираться на вас:
—И что ты тут стоишь? И что ты тут стоишь?? И что ты тут стоишь???
И высший пилотаж — на пике внимания — а вот оно что! Речь у меня здесь! И звучат ваши 1-ые слова. Если это Большой театр, что время от возникновения до пика внимания публики я оцениваю приблизительно в 12-15 секунд. Если это обыденный конференц-зал на 50 человек, то время максимума внимания будет около 5-7 секунд. На это время и нужно ориентироваться. Если аудитория совершенно малая, можно уменьшить паузу и до 3-х секунд, но пауза должна быть!
Если пауза передержана — что будет происходить с публикой? Верно, когда пик внимания пройден, оно безизбежно будет ослабляться и снова пойдет шумок:
—А что такое? А чего они? Они что, прикалываются над нами?
Потому отличному оратору принципиально ощущать время и начинать гласить на пике внимания!
Что делать в паузе? Сама пауза также не должна быть пустой — пустая пауза разочаровывает зрителей. Она должна быть заполнена внутренней жизнью. Есть история про Константина Сергеевича Станиславского, который на актерском тренинге давал задания своим ученикам просто держать паузу на сцене перед зрителями. Практически все не выдерживали, улыбались, хихикали, мялись на месте, игрались мимикой лица. И, в конце концов, Станиславский вышел сам и стал пристально глядеть в зал — и все студенты ощутили заполненность, значение паузы, даже его внутренние размышления. Он молчком смотрел в зал две минутки, и аудитория не скучала — насыщенная пауза держала внимание.
Потому правило такое. В паузе вы собираете взоры людей из различных секторов зала, оцениваете их готовность, думаете об их лицах и внутреннем состоянии:
—Так, ну что, готовы либо нет? Что у нас тут? Отлично. А кто у нас здесь? Хорошо. А на галерке? Пока не все еще в порядке…
Снаружи ничего специально показывать не нужно — это приведет к фальши. Только внутренняя работа делает паузу насыщенной, а не пустой.
Помним, что вы должны находиться в состоянии Владельца зала. А чем занимается Владелец по жизни? Делом. И вот он вышел на сцену и у него есть дело — он выбирает для собственного дела людей. Владелец — неплохой психолог, он следит и оценивает — кто ему подойдет, а кто нет, с кем можно сварить кашу, а с кем только компот, кого взять на работу, а кто не потянет. Тогда и пауза становится многозначительной и насыщенной. Секрет таковой паузы — в концентрации внимания на людях в зале.
С какого текста начать? И только когда уже публика готова к восприятию, вы открываете рот и начинаете гласить. Предложу универсальное начало практически для хоть какой речи:
—Здравствуйте! Я очень рад вас созидать! Меня зовут … (имя)! Я являюсь … (кем являетесь)! Тема моего выступления… (и дальше по теме).
Тут все, что требуется для начала. Универсальное приветствие. Универсальный комплимент публике. Представление себя. Презентация собственной социальной роли.
У публики сначала есть естественное любопытство — кто это, что это, что из себя представляет человек. И начало выступления — это возможность удовлетворить это любопытство и при помощи презентации поднять свою значимость, сделать для себя «пиар». Понимаете, чем отличается пиар от хвастовства? Только одной позицией. Поводом. Если есть повод — это пиар, в неплохом смысле этого слова. Если нет — это уже хвастовство и смотрится нерентабельно. Начало же речи — это всегда повод — желали выяснить, кто на данный момент выступает? Ну, пожалуйста, мне не жаль, рассказываю. Очевидно, это годится только для новейшей публики. Если же публика и так вас знает, то самопрезентация уже не требуется.
Можно находить и другие начала для речи, но это универсальное начало годится всегда, даже когда ничего в голову не приходит.
Если вы провели постановку публично удачно, неплохой задел и вклад в фуррор всего выступления уже изготовлен и публика будет готова искупать вас в рукоплесканиях по окончании речи.
Удачных для вас выступлений!