Какова возможность повстречать на улице крокодила? 50 на 50: либо встречу, либо не встречу. Уже издавна я считаю это не анекдотом, а достоверным прогнозом, который можно сделать фактически при любом начинании. Добавить всем узнаваемый принцип Парето — 20/80 —и вот он, самый близкий к реальности способ оценки, поправка на реальность при переходе от планирования к реализации. 20 процентов неучтенных аспектов сведут на нет Восемьдесят процентов приложенных усилий. Какова возможность, что возникнут неожиданные трудности? Либо возникнут, либо не возникнут… Почему я решила поделиться этим наблюдением? Так как этот метод очень животрепещущ при внедрении категорийного менеджмента.
Сейчас хоть какой спец, имеющий отношение к ритейлу, знает, что категорийный менеджмент — это прогрессивный, технологичный и высокоэффективный способ управления ассортиментом и маржой в рознице, позволяющий значительно прирастить реализации и прибыль. Этот способ употребляется большими ритейлерами по всему миру, потому трудно подвергать сомнению его эффективность.
Вопрос в другом, значит ли это, что категорийность — это непременное условие эффективности, а другие методы организации бизнес-процессов в ритейле морально устарели? На данный момент в критериях кризиса вопрос оптимизации остро стоит перед большинством компаний торговли. Стоит внедрять категорийный менеджмент? Разработчики товароучетных и аналитических программ, консультанты в сфере закупок и разные бизнес-коучи фактически единодушно выступают «за». Но правил без исключений не бывает.
Если очень коротко сконструировать, другими словами два основополагающих принципа категорийного менеджмента: во-1-х, ассортимент рассматривается как совокупа товарных групп — категорий, любая из которых является вроде бы самостоятельной единицей бизнеса. Во-2-х, управление категорией концентрируется в руках 1-го менеджера, который отвечает за все процессы и результаты ее жизнедеятельности: формирование, закупки, логистика, продвижение, реализации, рентабельность.
Увлекательный факт: на сегодня мерчандайзинг является одной из составляющих категорийного менеджмента, а на самом деле конкретно создание планограмм лежит в его базе. Около 30 годов назад южноамериканский доктор Брайан Харрис предложил одной теряющей лидерство торговой сети программку для расчета рационального размера полки для каждого продукта.
Категорийный менеджмент — не только лишь метод управления ассортиментом, логистикой и полочным местом. Это метод организации всех бизнес-процессов, вытекающий сначала из формата, концепции, амбиций и денежного потенциала компании. Для того, чтоб безболезненно ввести категорийный менеджмент, нужно одновременное выполнение как минимум 5 критерий:

  • Точное осознание и формулирование длительных целей: исключительно в рамках единой стратегии товарные категории сумеют развиваться гармонически. Подразумевается концентрация широких возможностей в одних руках, и вы должны верно ставить цели и непосредственно обозначать контрольные точки;
  • Наличие метода действий и его детализация, другими словами «дорожная карта», регламентирующая порядок и последовательность каждодневных действий, применяемые инструменты, способы контроля, систему оценки, ответственность за выполнение, рычаги воздействия и т.д.;
  • Наличие технических способностей, другими словами программного продукта, позволяющего организовать грамотное формирование базы данных, оперативный учет и анализ товародвижения;
  • Кадровый ресурс и рабочая система мотивации, потому что очень почти все будет зависеть от профессионализма и заинтригованности категорийных менеджеров, также от лояльности на местах. Так как переход на категорийный менеджмент подразумевает перераспределение управленческих функций, вероятны трудности конкретно в магазинах, включая саботаж;
  • Наличие припаса прочностивнедрение системы потребуетдолгосрочных вложений, а осязаемый эффект наступит не сходу.

Потому, принимая решение о внедрении категорийного менеджмента, нужно беспристрастно оценить собственный потенциал. Задайте для себя вопрос, какой итог вы желаете получить и как стремительно вы на него рассчитываете? Есть ли у вас на примете спецы, которым вы сможете доверить управление всеми актуально необходимыми процессами? Позволяет ли уровень автоматизации вашего бизнеса создавать оперативный и достоверный анализ товародвижения? Позволяет ли уровень ваших партнеров — поставщиков перейти на новейшую систему отношений? Осознаете ли вы сами механику взаимодействия новейшей структуры с магазинами? Можете ли вы производить оперативный контроль и заносить своевременные корректировки в процесс? При самом оптимистичном прогнозе — это месяцы тщательной подготовки. И даже при неплохой подготовке внедрение может принести много заморочек. А при нехороший — еще более.
Есть и другая сторона вопроса: стоит овчинка выделки? Категорийный менеджмент отлично работает в масштабе федеральных сетей, для маленьких компаний — это стрельба из пушки по воробьям. Попытайтесь оценить официально публикуемую статистику роста выручки, маржинальности и оборачиваемости исходя из убеждений вашего текущего оборота. Сравните с затратами. Подкорректируйте полученную цифру «на реальность». Вы все еще убеждены, что желаете ввести категорийный менеджмент?
Если все-же есть сомнения, это, на мой взор, не значит, что вы не стремитесь к новенькому, и ваш бизнес так и остается во вчерашнем деньке. Всегда есть выбор. Да, самолет — это самый резвый и прогрессивный метод перемещения. Время от времени единственный. Но в почти всех случаях есть кандидатуры. Поездом может быть резвее, дешевле, комфортнее, выбор находится в зависимости от расстояния, целей, привычек и ритма жизни. Имеет ли смысл принимать решение, ориентируясь только на статистику, публичное мировоззрение и тренд? По последней мере, стоит задуматься.