«Не хватает денежных ресурсов»

Нередко предприниматели молвят: «Основная неудача моего бизнеса — нехватка обратных средств. Конкретно это — основная неувязка, мешающая мне развивать бизнес дальше».

Когда я это слышу, меня обхватывает злоба. Вы что, думаете, кому-то ХВАТАЕТ денежных ресурсов? Думаю, «General Electric» тоже желала бы больше денежных ресурсов, чем имеет. И не отказалась бы от дополнительных 50 млрд собственных обратных средств. Думаю, что «GE» отыскала бы этим 50 млрд наилучшее применение, чем наши горе-предприниматели — дополнительным 50 тыщам.

Средства относятся к числу тех ресурсов, которые всегда ограничены. Так же, как ваше время. Либо количество служащих в вашей организации. Либо ваши связи.

Ресурсов никогда не бывает Довольно. Сущность бизнеса в том и состоит, чтоб, используя ограниченные ресурсы, лучшим образом их приумножить. Вопрос не в том, сколько средств у вас сейчас. Вопрос в том, какую среднегодовую доходность на свой капитал вы сможете обеспечить.

Если вы сможете обеспечить достойную доходность из года в год, остальное — вопрос времени. Вы можете достигнуть фактически хоть какого нужного для вас размера собственного капитала. За определенное количество лет. Которое вы заблаговременно сможете высчитать и спланировать. Как по этому поводу гласил Джордж Сорос:

«Меня нередко спрашивают, какой у меня был исходный капитал. Отвечаю: если вы сможете обеспечивать среднегодовую доходность инвестиций 35-40% в протяжении нескольких 10-ов лет, размер исходного капитала уже не имеет значения».

А бизнесменам, которым повсевременно не хватает имеющихся в распоряжении средств, чтоб поднять собственный бизнес, желаю напомнить другую поговорку:

«Плохому танцору всегда яичка мешают».

«Жизнь взаймы»

Традиционный метод привлечь дополнительные обратные средства — взять кредит. Если доходность, которую вы сможете обеспечить на завлеченные средства, существенно выше, чем проценты по кредиту — получение кредита является разумным и оправданным шагом. За счет завлеченных средств вы увеличиваете доходность на свой капитал. Это именуется «эффектом денежного рычага».

Потому, когда предприниматель начинает хвалиться, что никогда не брал кредиты, я иронически улыбаюсь. Он признается не в собственной денежной удачливости, а в собственной денежной тупости. Если в его бизнесе так отлично с деньгами, почему бы не высчитать приемлемый предел дополнительного кредитования? Почему бы не получить кредит в рамках этого применимого лимита? И не инвестировать эти средства? К примеру, в недвижимость? Доходность таких инвестиций может составлять 40-100% годичных. А ставка процента по коммерческим кредитам 11-18% годичных (по состоянию на начало Две тыщи семь года). Разница более чем осязаемая. Она может стать источником значимого дополнительного дохода. Если бизнесмен имеет такую возможность и не употребляет ее, он однозначно — денежный идиот.

Но, есть и обратная сторона бизнесов, работающих на заемных средствах. Если вы слабо контролируете денежные потоки, можно равномерно «проесть» не только лишь свои, да и чужие денежные ресурсы. В особенности велик этот риск для бизнесов с большенными оборотами и маленькой наценкой. Довольно совершить маленькую ошибку в расчете рентабельности. И вы обернуться не успеете, как бизнес уже «проел» весь ваш обратный капитал, и половину заемного.

Время от времени предпосылкой смерти бизнеса может стать сам банк, выдавший ему кредит.

Пример: В свое время я своими очами следил смерть нескольких бизнесов. По одной и той же причине: лишнее кредитование. Сценарий был один и тот же. Предприятие приходило в банк брать кредит на новое оборудование. Допустим, 10 миллионов. А банкиры начинали уговаривать производственников: «Почему бы для вас сходу не приобрести более совершенное оборудование? Мы готовы предоставить для вас кредит. Скажем, на 70 миллионов. Отчасти мы оформим это как лизинг самого оборудования. На оставшуюся сумму возьмем в обеспечение вашу недвижимость. Вы построите массивное создание. Станете фаворитами рынка. А мы возьмем с вас всего только собственный маленький процент».

И горе тем производственникам, которые доверились сладким обещаниям банкиров! Нередко при желании выдать побольше средств не просчитывались самые простые вещи. К примеру, способен ли бизнес выдержать сервис такового кредита по текущим платежам. Некие кредиты выдавались в таких размерах, что сама выплата процентов по ним губила предприятие. Что уж гласить о возврате основной суммы кредита!

Вы думаете, проф банкиры не должны были допустить таковой ситуации? Это все равно что мыслить, что проф маркетологи знают, как при помощи рекламы обеспечить итог своим заказчикам. По сути банкиры задумываются о том, что у их пылает годичный план по выдаче кредитов. И если срочно не распихать куда-нибудь еще полтора млрд, годичный премии не видать. Вот они и «втюхивают» 70 миллионов заместо 10.

При этом с кредитом на 10 миллионов все было бы в порядке. Предприятие бы развилось при помощи этих средств. И тихо возвратило бы кредит. А кредит на 70 миллионов гарантированно губит предприятие. Ну и банкиры получают колоссальную делему: как возвратить свои средства? Наложить лапу на имущество, находящееся в залоге, после этого воплотить его за применимые средства… Все это не так просто.

В итоге предприятие погибает. Банк получает 50 6 миллионов из 70, предоставленных по кредиту. Полтора 10-ка таких проблемных кредитов выводят банк в фавориты по Рф. По размеру безвозвратной ссудной задолженности. Зато и год, и два года вспять сотрудники кредитного отдела получили свою годичную премию!

Бесконтрольные издержки

В почти всех русских предприятиях управление деньгами строится по принципу: «живем одним днем». Каждый денек бухгалтер приходит к директору с пачкой счетов. Плюс — с информацией о приходах на расчетный счет. И текущем остатке на счете. Директор воспринимает решение, по каким счетам платить. Этим и ограничивается управление деньгами на предприятии.

Таковой денежный бардак до добра не доводит. Выше мы уже гласили о том, как просто собственники могут угробить собственный бизнес, забирая дивиденды больше вероятного. А в этом случае неподъемные для бизнеса издержки могут появиться по тыще обстоятельств. Главный инженер желает Восемьсот тыщ на новый станок. Коммерческий директор выбивает полмиллиона на рекламу. А директор может оплатить счета и тому, и другому. Главное, чтоб их принесли в успешный момент. Когда большие суммы от клиентов уже пришли. А до больших платежей поставщикам остается еще неделя.

Не проходит и месяца, как становится разумеется, что бизнес не сумеет выдержать Один миллион триста тыщ дополнительных издержек. Только к этому моменту может быть уже поздно. Игра может быть уже сыграна. В смысле, бизнес уже сыграет В ЯЩИК.