В конфликтологии с 70-х годов XX в. признано существование последующих 5 стратегий конфликтного поведения: уклонение (уход); приспособление (уступка); конфронтация (принуждение, борьба, соперничество); сотрудничество; компромисс. Сам же стиль поведения в конфликте определяется мерой воплощения собственных интересов и степенью активности в их отстаивании. Чем все-таки отличается любой из нареченных стилей поведения в конфликтах и какой из их в каких случаях идеальнее всего подходит для вас?
Стиль поведения в конфликте определяется:

  • во-1-х,
    мерой воплощения собственных интересов (личных либо групповых) и степенью активности в их отстаивании;
  • во-2-х, на стиль поведения значительно оказывают влияние
    рвение удовлетворить интересы других сторон, участвующих в конфликте, также то, какие деяния приоритетны для отдельных лиц, соц групп — личные либо совместные.

Чем все-таки отличается любой из нареченных стилей поведения в конфликтах и какой из их в каких случаях идеальнее всего подходит для вас?

1. Уклонение (уход)

Уклонение (уход) как стиль поведения в конфликтах характеризуется очевидным отсутствием у вовлеченного в конфликтную ситуацию желания сотрудничать с кем-либо и приложить активные усилия для воплощения собственных интересов, равно как пойти навстречу оппонентам; рвением выйти из конфликтного поля, уйти от конфликта.

Таковой стиль поведения обычно выбирают в тех случаях, когда:

  • неувязка, вызвавшая столкновение, не представляется субъекту конфликта значимой, предмет расхождения, по его воззрению, меркантильный, основан на вкусовых различиях, не заслуживает растраты времени и сил;
  • находится возможность достигнуть собственных целей другим, неконфликтным методом;
  • столкновение происходит меж равными либо близкими по силе (рангу) субъектами, сознательно избегающими осложнений в собственных отношениях;
  • участник конфликта ощущает свою неправоту либо имеет оппонентом человека, владеющего более высочайшим рангом, настойчивой волевой энергией;
  • требуется отсрочить острое столкновение, чтоб выиграть время, более серьезно проанализировать сложившуюся ситуацию, собраться с силами, заручиться поддержкой приверженцев;
  • лучше избежать последующих контактов с сложным по психологическому состоянию человеком либо очень предвзятым, чрезвычайно пристрастным оппонентом, целенаправленно ищущим поводы для обострения отношений.

Уклонение бывает полностью оправданным в критериях межличностного конфликта, возникающего по причинам личного, чувственного порядка. Этот стиль в большинстве случаев употребляют
реалисты по натуре. Люди такового склада, обычно, трезво оценивают достоинства и беспомощности позиции конфликтующих сторон. Даже будучи задетыми за живое, они остерегаются безоглядного ввязывания в «драку», не торопятся принимать вызова на обострение столкновения, понимая, что часто единственным средством выигрыша в межличностном споре оказывается уклонение от роли в нем.

Другое дело, если конфликт появился на беспристрастной базе. В таковой ситуации уклонение и нейтралитет возможно окажутся неэффективными, так как спорная неувязка сохраняет свое значение, предпосылки, ее породившие, сами собой не отпадают, а еще больше усугубляются.

2. Приспособление (уступка)

Приспособление (уступка) — стиль пассивного поведения отличается склонностью участников конфликта смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить либо вернуть гармонию во отношениях средством уступчивости, доверия, готовности к примирению. В отличие от уклонения этот стиль в большей мере учитывает интересы оппонентов и не избегает совместных с ними действий. Обычно приспособлению дают выход в тех ситуациях, когда:

  • участник конфликта не очень озабочен появившейся неувязкой, не считает довольно значимой себе и поэтому проявляет готовность принять во внимание интересы другой стороны, уступая ей, если обладает более высочайшим рангом, либо приспосабливаясь к ней, если оказывается рангом ниже;
  • оппоненты показывают сговорчивость и преднамеренно уступают друг дружке в чем либо, числятся с тем, что не много теряя, получают больше, в том числе добрые отношения, взаимное согласие, партнерские связи;
  • создается тупиковая ситуация, требующая ослабления накала страстей, принесения некий жертвы ради сохранения мира в отношениях и предупреждения конфронтационных действий, не поступаясь, естественно, своими принципами, сначала нравственными;
  • имеется искреннее желание одной из конфликтующих сторон оказать поддержку оппоненту, при всем этом чувствуя себя полностью довольным собственной добросердечностью;
  • проявляется соревновательное взаимодействие оппонентов, не направленное на жесткую конкурентнсть, обязательное нанесение вреда другой стороне.

Приспособление применимо при любом типе конфликтов. Но этот стиль поведения более подходит к конфликтам организационного нрава, а именно по иерархической вертикали: нижестоящий — вышестоящий, подчиненный — начальник и т.п.

В таких ситуациях очень нужно дорожить поддержанием взаимопонимания, дружественного расположения и атмосферы делового сотрудничества, не давать простора вспыльчивой полемике, выражению гнева и тем паче угроз, быть повсевременно готовым поступиться своими предпочтениями, если они способны нанести урон интересам и правам оппонента.

Вкупе с тем таковой стиль неприемлем в ситуациях, когда субъекты конфликта окутаны чувством обиды и раздражения, не желают отвечать друг дружке благожелательной взаимностью, а их интересы и цели не поддаются сглаживанию и согласованию.

3. Конфронтация

Конфронтация по собственной направленности нацелена на то, чтоб, действуя интенсивно и без помощи других, добиваться воплощения собственных интересов, несмотря на другие стороны, конкретно участвующие в конфликте, а то и во вред им. Применяющий схожий стиль поведения стремится навязать другим свое решение трудности, надеется лишь на свою силу, не приемлет совместных действий. При всем этом появляются элементы максимализма, волевой напор, желание хоть каким методом, включая силовое давление, административные санкции, запугивание, шантаж и т.п., приневолить оппонента принять оспариваемую им точку зрения, во что бы то ни стало взять верх над ним, одержать победу в конфликте. Обычно, конфронтацию избирают в тех ситуациях, когда:

  • неувязка имеет актуально принципиальное значение для участника конфликта, считающего, что он обладает достаточной силой для ее резвого решения в свою пользу;
  • конфликтующая сторона занимает очень прибыльную себе, на самом деле беспроигрышную позицию и располагает способностями использовать ее для заслуги своей цели;
  • субъект конфликта уверен, что предполагаемый им вариант решения препядствия в данной ситуации, и совместно с тем, имея более высочайший ранг, настаивает на принятии этого решения, на этот момент лишен другого выбора и фактически не рискует что-либо утратить, действуя решительно в защиту собственных интересов и обрекая оппонентов на проигрыш.

Нельзя, но, забывать, что хоть какое давление, в какой бы форме оно ни происходило, может обернуться взрывом необузданных чувств, разрушением почтительных и доверительных отношений, чрезвычайно негативной реакцией со стороны тех, кто окажется побежденным и не оставит попыток достигнуть реванша. Потому данный стиль не достаточно подходящ в большей части межличностных конфликтов, не идеальный вариант сохранения здоровой морально-психологической атмосферы в коллективе, сотворения критерий, позволяющих сотрудникам ладить вместе.

4. Сотрудничество

Сотрудничество, как и конфронтация, нацелено на наивысшую реализацию участниками конфликта собственных интересов. Но сотрудничество подразумевает не личный, а кооперативный поиск такового решения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Это может быть при условии своевременной и четкой диагностики трудности, породившей конфликтную ситуацию, уяснения как наружных проявлений, так и укрытых обстоятельств конфликта, готовности сторон действовать вместе ради заслуги общей для всех цели.

Этот стиль употребляется теми, кто принимает конфликт как обычное явление социальной жизни, как потребность решить ту либо иную делему без нанесения вреда какой-нибудь стороне. В конфликтных ситуациях возможность сотрудничества возникает в тех случаях, когда:

  • неувязка, вызвавшая разногласия, представляется принципиальной для конфликтующих сторон, любая из которых не хочет уклоняться от ее совместного решения;
  • конфликтующие стороны имеют приблизительно равный ранг либо совсем не обращают внимания на разницу в собственных положениях;
  • любая сторона вожделеет добровольно и на равноправной базе обсудить спорные вопросы с тем, чтоб в конечном счете придти к полному согласию относительно взаимовыгодного решения важной для всех задачи;
  • стороны, вовлеченные в конфликт, поступают как партнеры и доверяют друг дружке, числятся с потребностями, опасениями и предпочтениями оппонентов.

Выгоды сотрудничества бесспорны: любая сторона получает максимум полезности при малых потерях. Но таковой путь продвижения к положительному финалу конфликта по-своему тернист. Он просит времени, терпения, мудрости, дружественного расположения, умения выразить и аргументировать свою позицию, внимательного выслушивания оппонентов, объясняющих свои интересы, выработки альтернатив и согласованного выбора из их в процессе переговоров взаимоприемлемого решения.

5. Компромисс

Компромисс занимает срединное место в сетке конфликтного поведения. Он значит расположенность участника (участников) конфликта к урегулированию разногласия на базе обоюдных уступок, заслуги частичного ублажения собственных интересов. Этот стиль в равной мере подразумевает активные и пассивные деяния, приложение личных и коллективных усилий. Этот стиль предпочтителен тем, что обычно преграждает путь к недоброжелательности, позволяет, хотя и частично, удовлетворить притязания каждой из вовлеченных в конфликт сторон. К нему обращаются в ситуациях, когда:

  • субъекты конфликта отлично ознакомлены о его причинах и развитии, чтоб судить о реально складывающихся обстоятельствах, всех «за» и «против» собственных интересов;
  • равные по рангу конфликтующие стороны, имея взаимоисключающие интересы, сознают необходимость смириться с данным положением дел и расстановкой сил, наслаждаться временным, но подходящим вариантом разрешения противоречий;
  • участники конфликта, владеющие различным рангом, склоняются к достижению договоренности, чтоб выиграть время и сберечь силы, не идти на разрыв отношений, избежать излишних утрат;
  • оппоненты, оценив сложившуюся ситуацию, корректируют свои цели с учетом конфигураций, происшедших в процессе конфликта;
  • все другие стили поведения в данном конфликте не приносят эффекта.

Способность к компромиссу — признак реализма и высочайшей культуры общения, т.е. качество, особо ценимое в управленческой практике. Не следует, но, к нему прибегать без нужды, спешить с принятием компромиссных решений, прерывать тем серьезное обсуждение сложной препядствия, искусственно сокращать время на творческий поиск разумных альтернатив, хороших вариантов.

Всякий раз необходимо инспектировать, эффективен ли в этом случае компромисс по сопоставлению, к примеру, с сотрудничеством, уклонением либо приспособлением.

Bячеcлaв Лaзаpeвич Цвeткoв — доктор психических наук, пpoфеccор, заместитель начальника кафедры псиxoлогии Столичного института МBД Рф, эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»