Что такое «конкурентная разведка»? Если провести опрос, то большая часть респондентов, в том числе предприниматели, пожмут плечами: «Приличное заглавие для кражи чужих секретов…»
Это распространенное заблуждение далековато не соответствует реальности. В США и странах Европы принято различать конкурентную разведку (competitive intelligence; в Рф также можно повстречать наименования «деловая разведка», «бизнес-разведка», «коммерческая разведка») и промышленный шпионаж. Отличие меж конкурентноспособной разведкой и фабричным шпионажем заключается в серьезном соблюдении закона в первом случае и нарушениях уголовного, авторского либо хоть какого другого права — во 2-м.
Как я уже упоминал в прошлых статьях, а обрисовал узнаваемый спец конкурентноспособной разведки Евгений Леонидович Ющук, разведка в бизнесе – это приспособленные к бизнесу, рынку и предпринимательству способы особых служб и их подходы по информационно-аналитическому сопровождению управленческих задач и проектов бизнеса. Таким макаром сущность деятельности деловой разведки составляют способы, методы и приемы работы разведки гос, кроме тех, внедрение которых будет являться нелегальным. Как следует, мы исключили из сферы бизнес-разведки все то, что относится к исключительной прерогативе страны. Из курса обществознания мы можем сходу именовать эту специфическую прерогативу — правительство единственное обладает правом на законное насилие, т. е. правительство имеет право использовать силу, чтоб обеспечивать выполнение законов и наказывать их нарушителей. Этот принцип в особенности животрепещущ в тех случаях, когда наши лазутчики обязаны нарушать уголовное законодательство других стран.
В рамках деловой разведки мы не встретим перестрелок, пыток, взломов, вымогательства и многого другого, что могут производить только «агенты 007» и не могут, но употребляют промышленные шпионы, к которым мы не имеем никакого дела.
«В реальной жизни грань меж конкурентноспособной разведкой и фабричным шпионажем находится в зависимости от искусства того, кто её проводит, не вступать в противоречие с уголовным кодексом…» («Конкурентная разведка: маркетинг рисков и возможностей», Евгений Ющук). Нужно также держать в голове, что в неких вопросах имеется отдельное законодательство, к которому уже апеллирует Уголовный кодекс. Обычный пример – банковская потаенна: сведения, её составляющие, определяются Федеральным Законом, а санкции за нелегальный доступ к ней – Уголовным Кодексом.
Различием конкурентноспособной разведки от промышленного шпионажа будет то, что конкурентноспособная разведка проводится в рамках действующих правовых норм, и свои результаты получает благодаря аналитической обработке множества различных открытых (в том числе и нигде не размещенных, а легитимно приобретенных от их носителей) информационных материалов.
Возникновение новых информационных технологий (сетевых структур типа Internet, коммерческих баз данных, систем поиска инфы и т.д.) и относительная дешевизна доступа к информационным ресурсам позволяют аналитикам конкурентноспособной разведки готовить высококачественные материалы, применимые для принятия решений управлением компаний.
Способы промышленного шпионажа нацелены на внедрение всех доступных средств для получения разыскиваемой инфы, включая как прямое нарушение законов, так и неэтичные способы (обман, распространение компрометирующих сведений, выпытывание и т.д.). Способы деловой разведки исключают внедрение уголовно наказуемых средств, и в основном нацелены на цивилизованные методы ведения бизнеса.

Оставшиеся нам, конкурентноспособным лазутчикам, способы работы являются легитимными по той обычный причине, что их внедрение неотъемлемо от самой жизнедеятельности человека.
К примеру, мы не делаем проверочную закупку, но мы можем просто совершить покупку и изучить приобретенный продукт – его для того и продают, чтоб брали.
Мы не осуществляем допрос либо оперативный опрос, но мы не можем запретить собеседнику поведать нам что-либо, если у него возникнет такое желание, а мы в разговоре с ним не нарушали закона.
Мы не осуществляем внешнее наблюдение, но никто никогда не воспретит нам прогуливаться по улицам и фотографировать интересующие нас объекты.
Так продолжать можно по хоть какому другому виду ежедневных поступков обыденных людей, которые имеют некое подобие по форме (но не по содержанию) в оперативно-розыскных мероприятиях.
На практике все способы сбора инфы конкурентноспособным лазутчиком сведется только к трем способам: наблюдению (за миром вокруг нас), опросу (поточнее, беседам с людьми) и сбору образцов.
Глупо спорить с тем, что все эти способы употребляет хоть какой человек в собственной ежедневной жизни, и уже поэтому внедрение их совсем легитимно.
Люди юридически малограмотные, иногда, пробуют инкриминировать Конкурентную разведку в проведении оперативно-розыскных мероприятий и, соответственно, в занятии оперативно-розыскной деятельностью. Но так поступают только те, кто запамятывает поглядеть, как минимум, Задачки оперативно-розыскной деятельности, перечисленные в ст. Два Федерального Закона «Об Оперативно-розыскной деятельности» и набор процессуальных действий, которые и делают оперативно-розыскные мероприятия такими – перечисленные в ст. 6 такого же Закона.
Так, статья Два ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» показывает на последующие задачки оперативно-розыскной деятельности:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие злодеяний, также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих либо совершивших;

воплощение розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, также розыска без вести пропавших;
добывание инфы о событиях либо действиях (бездействии), создающих опасность гос, военной, экономической, информационной либо экологической безопасности Русской Федерации;
установление имущества, подлежащего конфискации.
А статья 6 этого же закона определяет список оперативно-розыскных мероприятий. К ним относятся:
1. Опрос.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, построек, сооружений, участков местности и тс.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и других сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие инфы с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный опыт.
Должен отметить, что энтузиазм выходцев из бизнеса к поиску штатских аналогов способам Оперативно-розыскной деятельности (ОРД) (там, где такие аналоги вообщем есть) вызван как раз нежеланием штатских профессионалов заниматься ОРД.
Евгений Ющук: «Недопонимание со стороны силовиков по этому вопросу довольно нередко появляется и просит отдельного разъяснения, после которого, обычно, все встает на свои места и происходит точное осознание различий допустимых штатских лицам приемов и тех, которые в штатском обороте неприменимы».
Да, метод получения инфы — важный фактор ее законности. Если вы можете обосновать, что получили защищаемые сведения легитимным методом и способами конкурентноспособной разведки, это будет означать, что данные сведения не были защищены достаточным образом, т.е. сам орган, по роду службы призванный защищать данные сведения, допустил их сознательную либо неосознанную утечку.
Как следует, если не был нарушен закон в части, касающейся способов сбора инфы, вины лица, собирающего подобные сведения, не может быть. Тот, кто собирает информацию о коммерческой структуре не знает, и не может знать, является она защищенной режимом коммерческой потаенны либо нет (в отличие от очевидно обозначенных Законом Банковской потаенны). Зато он знает, что защищенная соответствующим образом информация никак не может быть ему доступна легитимными способами. Соответственно, если спец конкурентноспособной разведки получил информацию о коммерческой структуре, не нарушив закона ,– он не может совершить при всем этом злодеяния.
Согласно ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», воспрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и внедрение особых и других технических средств, созданных для внегласного получения инфы, не уполномоченными на то реальным Федеральным законом физическими и юридическими лицами. Раздельно предусмотрен список действий, которые не могут делать личные детективы согласно ст. Семь Закона РФ от Одиннадцать марта Одна тыща девятьсот девяносто два г. № 2487-1 «О личной детективной и охранной деятельности в Русской Федерации».
Статья 7. Ограничения в сфере деятельности личного детектива
Личным детективам воспрещается:
1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся, совершаемых либо совершенных злодеяний;
2) выдавать себя за служащих правоохранительных органов;
3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
4) производить видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных либо других помещениях без письменного согласия на то соответственных должностных либо личных лиц;
5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы людей;
6) совершать деяния, ставящие под опасность жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество людей;
7) фальсифицировать материалы либо вводить в заблуждение клиента;
8) разглашать собранные в процессе выполнения договорных обязанностей сведения о заказчике, в том числе сведения, касающиеся вопросов обеспечения защиты жизни и здоровья людей и (либо) охраны имущества заказчика, использовать их в каких-то целях вопреки интересам заказчика либо в интересах третьих лиц, не считая как на основаниях, предусмотренных законодательством Русской Федерации;
9) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами;
10) использовать документы и другие сведения, приобретенные в итоге воплощения оперативно-розыскной деятельности органами, уполномоченными в данной сфере деятельности;
11) получать и использовать информацию, содержащуюся в особых и информационно-аналитических базах данных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в нарушение порядка, установленного законодательством Русской Федерации.
Но, конкурентноспособный лазутчик заранее соответствует этим требованиям и подчиняется всему законодательству РФ в целом, как и хоть какой другой гражданин.
Но, когда идет речь не об инфы о коммерческом предприятии, не много убедиться только в том, что вы используете легитимные способы работы. Необходимо еще держать в голове, что доступ к определенной инфы может быть ограничен в силу того, что ее раскрытие может нанести вред государству либо же являться индивидуальными данными гражданина.
Вопросы, которые относятся к гос тайне — тема довольно большая и сложная, и тут мы ее рассматривать не будем. Скажу только-только штатскому спецу лучше держаться подальше от темы военного нрава и технологий двойного предназначения.
Добывание инфы о личной жизни людей нелегально, кроме случаев, когда бизнес-разведчик обладает разрешением гражданина, в отношении которого осуществляется сбор инфы, либо санкцией органа гос власти, имеющего право производить ОРМ, на те либо способы сбора инфы по определенному делу. К примеру, соискатель на свободную должность при заполнении анкеты, обычно, даёт своё согласие на проверку предоставляемых в ней сведений. Факт, что мы не нарушаем закон подтверждают поправки к Закону о Индивидуальных данных, внесенные после 20 5 июля Две тыщи одиннадцать года. Они упростили сбор инфы о гражданах в Вебе и расширили способности конкурентноспособной разведки в этом направлении:
Статья 6. Условия обработки индивидуальных данных1. Обработка индивидуальных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных реальным Федеральным законом. Обработка индивидуальных данных допускается в последующих случаях:
пункт 10 ) осуществляется обработка индивидуальных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом индивидуальных данных или по его просьбе (дальше — индивидуальные данные, изготовленные общедоступными субъектом индивидуальных данных);»
Муниципальные разведки так отлично отточили инструменты получения и обработки инфы, что бизнес с наслаждением готов перенять максимум этих инструментов. Но не они все могут употребляться в бизнесе на легитимных основаниях. Чтоб осознать, почему — довольно вспомнить, что муниципальная разведка априори создана для нарушения законодательства других государств и, сначала, уголовного.
Напомню, что спец конкурентноспособной разведки позволить этого для себя не может. Есть несколько способов, применимых в гос разведке, которые подпадают под уголовно-правовой запрет и нарушают статьи УК РФ, к примеру:

  • подкуп лиц, способных передать документацию по интересующей теме или эталоны продукции (ст. Двести четыре «Коммерческий подкуп», ст. Двести девяносто один «Дача взятки» УК РФ);
  • шантаж эти же лиц (ст. 100 шестьдесят три «Вымогательство» УК РФ);
  • несанкционированное получение инфы с помощью электрических устройств либо технических средств снятия инфы — ч. Два ст. 100 30 восемь «Нарушение потаенны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных либо других сообщений» УК РФ, может быть также ч. Один ст. 100 восемьдесят три УК РФ (собирание сведений, составляющих коммерческую тайну);
  • подслушивание деловых и личных телефонных и других переговоров управляющих компании-конкурента, воплощение внешнего наблюдения за ними — ч. Один ст. 100 30 восемь УК РФ (нарушение потаенны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных либо других сообщений);
  • внедрение либо вербовка агента для содействия в получении скрытой или компрометирующей ее инфы — ст. 100 восемьдесят три «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну» УК РФ);
  • хищение документов либо продукции соперника —ст. 100 50 восемь «Кража» или ч. Один ст. Триста 20 5 УК РФ (похищение либо повреждение документов, штампов, печатей или похищение марок акцизного сбора, особых марок либо символов соответствия);
  • потаенное проникновение на объект соперника с целью исследования обстановки — ч. Один ст. Триста 30 «Самоуправство»;
  • диверсия — временный либо неизменный вывод из строя образцов продукции, людей либо компаний соперника — ст. 100 шестьдесят семь «Умышленные ликвидирование либо повреждение имущества» УК РФ, ст. 111, 100 двенадцать либо 100 пятнадцать (предумышленное причинение, соответственно, тяжкого, средней тяжести или легкого время здоровью), ст. Двести восемьдесят один «Диверсия», если имело место хищение — ч. 2. ст. 100 50 восемь УК РФ (кража, совершенная с нелегальным проникновением в помещение или другое хранилище).

Все это конкурентноспособная разведка не делает, невзирая на отсутствие отдельного законодательного определения и юридической базы, так как это запрещено действующим уголовным законодательством, статьи которого я и привел.
Более того, в отсутствие отдельного юридического регулирования, деятельность бизнес-разведки должна действовать, и действует, делая упор на все законодательство РФ. Вобщем, это совсем обычная ситуация для правового демократического страны, когда разрешено все, что прямо не запрещено. Ведь нет отдельного закона о Маркетинге либо о Менеджменте, а есть законодательство, регулирующее те либо другие отрасли либо деловые дела. Таковой подход – более гибкий, и существенно в основном содействует развитию экономики, чем пробы «ручного разрешения». Наша родина издавна проиграла бы в интернациональной конкуренции, если б депутаты Госдумы пробовали ввести не запрет либо ограничения «того, что нельзя», а «разрешение того, что можно».
Нет какого-нибудь регулятора деятельности делового лазутчика, как, к примеру, это изготовлено в законе о Личной детективной деятельности – возможно, так как он просто не нужен. Ведь конкурентноспособная разведка не расследует и не предутверждает злодеяний, и не собирает подтверждения для суда, как, к примеру, личные детективы, а занимается прогнозированием для целей бизнеса либо информационно-аналитическим сопровождением управления компании.
По воззрению большинства профессионалов информационно-аналитической сферы, часть инфы, которую можно получить при использовании только открытых источников, составляет более 90%. Под «открытыми источниками» спецы конкурентноспособной разведки предполагают полностью все способности добыть нужные сведения, не требующие совершения действий прямо нарушающих закон, либо принятые этические нормы ведения бизнеса (последнее обычно чревато репутационными рисками, которые могут быть намного ощутимее, чем приобретенный информационный итог).
«На мой личный взор, ситуация осложняется тем, что, часто, оставшиеся проценты и содержат ту «изюминку», которая составляет конкурентноспособное преимущество компании на рынке. Потому методики конкурентноспособной разведки употребляются сначала сбора этих 90% инфы, чтоб потом пользоваться часто единственной возможностью задать тот вопрос, ответ на который и «завершит мозаику» — считает очередной спец деловой разведки Дмитрий Золотухин.
Итак, мы с вами обсудили препядствия законности использования способов сбора инфы конкурентноспособной разведкой, а сейчас давайте побеседуем о законности самого доступа к отдельным видам инфы.
Всю информацию ограниченного доступа можно условно поделить на две категории. 1-ая группа — (особо защищаемая) — муниципальные секреты. Их состав определен в ст. 5 ФЗ «О гос тайне». Разберемся подробнее. Передача, а равно собирание, похищение либо хранение в целях передачи зарубежному государству, зарубежной организации либо их представителям сведений, составляющих муниципальную тайну, также передача либо собирание по заданию зарубежной разведки других сведений для использования их во вред наружной безопасности Русской Федерации» совершенно точно трактуется как шпионаж в согласовании со ст. Двести 70 6 УК РФ. Сюда, к слову, можно присовокупить и сбор сведений, не содержащих муниципальную тайну, но способных нанести вред Русской Федерации.
Во вторую категорию заходит остальная защищаемая информация. Ее состав определен в «Перечне сведений секретного характера» (утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта Одна тыща девятьсот девяносто семь г. № 188). В данном списке перечислено 6 групп загадок. В первую отнесены «сведения о фактах, событиях и обстоятельствах личной жизни гражданина, дозволяющие идентифицировать его личность (индивидуальные данные)». В эту же категорию можно отнести информацию, касающуюся личной жизни людей. Во вторую группу — «сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства». 3-я — «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами гос власти» (служебная потаенна). 4-ая группа — «сведения, связанные с проф деятельностью, доступ к которым ограничен» (проф потаенна). 5-ая — «сведения, связанные с коммерческой деятельностью» (коммерческая и банковская потаенны), шестая — «сведения о сути изобретения, полезной модели либо промышленного эталона до официальной публикации инфы о них».
Попробуем прийти к выводу. Конкурентноспособная разведка, в отличии от промышленного шпионажа, — есть совсем легитимная деятельность, потому что она производится в серьезном соблюдении законов РФ. Потому, если вы легитимным (я это подчеркиваю!) методом получили доступ к инфы, а она, как позже выяснилось, все таки была защищаемой, то это значит, что тот, кто был должен ее защищать, сам допустил ее утечку, тем нарушив режим потаенны. Ну а если информация вначале является открытой, то никто не мешает нам ее собирать, а потом сделать на ее базе выводы и «вычислить» аналитическим методом так называемое «недостающее звено» (т.е. защищаемые данные), не пытаясь получить к ним доступ.
В данной статье мы разглядели с вами нюансы, касающиеся правовых основ деловой разведки: законность способов сбора инфы и законность доступа к определенной инфы. При их соблюдении деяния конкурентноспособного лазутчика являются полностью законными.
При написании статьи были применены последующие источники:
Веб-сайт Евгения Леонидовича Ющука
Статья Сергея Чертопруда на веб-сайте it2b
Веб-сайт консалтинговой группы АМТ
Статья в первый раз размещена в журнальчика «Директор по безопасности»