Вот время от времени задумаешься над ординарными вещами и придешь в изумление—а ведь не направлял внимания на их… из-за простоты. Иквинтэссенция простого—вопрос о том, что означает обычной?
Обычная вещь просто устроена и просто работает. А если вещь сущность система, то открываются еще больше глубочайшие глубины. Обычная система имеет не много частей, элементы однородны, не достаточно связей (в смысле, без всяких там перекрестных и дублирующих), не много вероятных состояний системы, в циклах ее функционирования не достаточно шагов, и еще — сами элементы ординарны, другими словами, имеют не много свобод и вероятных состояний.
В менеджменте есть таковой обычной его вариант — администрирование. Ему предшествует «прямое» управление — достаточно тяжелое занятие.
Вот малый предприниматель затеял малый бизнес. Все делает сам. Выходит все лучше и лучше, и он знает выкормленный им бизнес, как мама собственного малыша. Но вот пришла пора расширяться… А давайте-ка на примере.
Днем сходил на речку. Привез тачку глины и тачку песку. Наносил ведрами воды из колодца. В бочку. Замесил глину и песок водой до подходящей смеси. Забил пескоглину в древесные формы и разложил их под навес высыхать. А пока будущие кирпичи сохнут, пошел в лес за дровами, растопил печь, и когда кирпичи высохли, заложил их в печь обжигать. Обожженные вынул остыть. Остывшие сложил в тележку и повез продавать. Продал. Таковой он — индивидуально-предпринимательский бизнес. Не боги кирпичи обжигают…
Установилась пора прирастить объем производства. Нанял 3-х работников. Какие же они, сначала, бестолковые! Да и мартышку можно трюкам обучить. Отныне начинаются головные мигрени у вновь испеченного управляющего. Уж таковы они — работнички.
Всякий работник ленив и копотлив, или очень прыток. У каждого собственный взор на качество: для 1-го «И так сойдет!», а другой перфекционист. Люди различные бывают, но в одном они схожи. В людей встроено рвение делать все по другому, чем от их требуется — или так как считают, так лучше, или из принципа, испытывая дискофморт подневольности и отстаивая свободу воли. И начинается чехарда: один спешит, другой отстает, у 1-го гладенькие кирпичи, а у другого кособокие. 3-ий запоздал на работу либо пришел опьяненный.
Бедолаге предпринимателю приходится метаться от 1-го к другому, чтоб как-то уравновесить, соразмерить, сопрячь меж собой всех троих. Ну, как здесь не утомиться и не проклясть «…тот денек когда…».

Это и есть «прямое» управление, из-за невыносимости, негодности которого бизнесы идут вразнос и рассыпаются, как карточные домики, а горе-бизнесмен пьет горькую и за стаканом обвиняет экономический климат и правительство.
А ведь был в шаге от последующего шага — перехода к администрированию. Да, какое-то время пришлось бы дневать и ночевать на работе, но позже…
Поначалу необходимо, приложив мозг и сообразительность, попробовать сложить в уме безупречный производственный процесс, расписать, кто что делает и в какой последовательности, чтоб в целом все работало, как шестереночки в часиках. Необходимо расписать общие и для каждого работника правила, регламенты, условия и эталоны… Технологические, технические, свойства, безопасности… экологии, дисциплины и остальные.
Сейчас каждый работник должен работать строго по этим правилам, регламентам, условиям и эталонам… Они, естественно, делать этого не собираются и будут сопротивляться (см. выше, почему они так поступают), но… Здесь необходимо проявить известную твердость, если не сказать, беспощадность. Палка либо кнут в руках, мордобой и затрещины, штрафы либо лишения премиальной прибавки, а можно задержать выплату заработной платы. И все это в режиме «Не отходя от кассы!».
Увидел отклонение от технологии — хрясь по рукам! Измерил нарушение эталона свойства — бац в ухо! Повстречал опоздавшего у порога — повалил и попинал ногами. Учуял запах алкоголя — избил до полусмерти. И все это, приговаривая: «Эта технологическая операция производится так!», «Качество этой детали должно быть таким-то!», «Работники приходят на работы в 8.50!», «Пить на работе запрещено!».
Действуя таким серьезным образом, необходимо достигнуть очень вероятного соблюдения правил, регламентов, критерий и эталонов. И не страшитесь, что кто-то не выдержит и умрет либо уйдет. Ужасы гиперболизированы. Вообще-то бывает довольно легко слов, но серьезных. И никаких уговоров, никаких сю-сю-сю! И ничего личного. Без заигрываний. С дистанцией… «Это ты у меня работаешь, а не я у тебя!». «Это я плачу для тебя средства, а не ты мне!». «Кто я, а кто ты?!». Привыкнут к строгости, как миленькие!
Шестеренки механизма крутятся в унисон. Все отлажено. Ожидаемый, расчетный итог гарантирован. Таковы они — системы. Настроил их, и они работают. Главное, чтоб человек со своим «человеческим фактором», не мешал системе работать. И запомните: продукцию создают не работники, продукцию производит система. Вот почему принципиально, чтоб каждый работник работал по данной для него программке…
Сейчас установилась пора принципиального момента: нужен очередной работник. Особый. Пусть это будет строгая учительница, серьезный тюремный надзиратель либо серьезный военный прапорщик. Ни при каких обстоятельствах не из собственных, не из числа тех, кто уже работает у станка. Только чужой.
Инструктаж для него таковой: «Никому ничего о для себя не рассказывай!», «Никаких сплетен и политики не обсуждай!», «За один стол обедать с ними не садись!», «Ничего у их не бери и ничего не давай!», «Не рассуждай!», «Не воспитывай!», «Не лезь им в душу и свою не открывай!», «Ты тут только для того, чтоб они соблюдали правила, регламенты, условия и эталоны!», «Тебя не касается, что мы производим и как это продается!»…
Потом необходимо водить этого надсмотрщика с собой, и показать ему все. Дать бумажную аннотацию, вынудить переписать и зазубрить все эти правила, регламенты, условия и эталоны. Вкупе с ним ловить на отклонениях-нарушениях и вкупе лупить по рукам, по зубам, ногами и до полусмерти… гласить строгие слова серьезным тоном. Он должен делать это точно так же как владелец.

А позже настанет денек, когда он услышит священные слова: «Ну, все! Сейчас ты админ! Администрируй их! А если пропустишь отклонения-нарушения, я тебя так отадминистрирую!».
Все! Настал золотой век предпринимателя. Всего-то и необходимо — время от времени приглядывать за админом из-за угла. Время от времени укорять. Время от времени лупить впрок. А время от времени похвалить, дать кусок сахара и почесать за ухом, чтоб тот завилял преданно хвостом.
С админа не надо спрашивать ни за создание, ни за выручку, ни за увеличение эффективности… Только за… вы уже запомнили: за соблюдение правил, регламентов, критерий и эталонов.
За что необходимо расстрелять либо изгнать админа? За сближение с работниками, за разглашение инфы о хозяине и за хулу на владельца, также по старости, как в мультике «Жил был пес».
Это и есть самый обычной, как пареная репа, и поэтому надежный вид менеджмента — администрирование. Очень похоже на пастушью собаку — овчарку.
Остались нераскрытыми вопросы карьеры админа, но кратко: админ должен остаться админом.
Администрированию есть свое место в менеджменте. Почитайте гения Адизеса, а пока… излейтесь, кто желает, о свободе, креативе, мотивации, инициативе, лидерстве… команде единомышленников. Лицезрел я схожую ересь в Гарвард Бизнес Ревю. Этот журнал еще огребет от меня в духе премии «Глупости менеджмента».
А пока, почуявшие запах правды, вялые от прямого управления, задумаются и начнут пробовать администрирование на зуб. Кто-то способный сам вычислит из текста контуры технологии.
Скоро напишу самоучитель по созданию административной системы и администрированию. Он 1-ый в планах этого года.
Очевидно, администрирование — не единственный вид менеджмента либо схема системы управления. Есть и другие. Всему свое время.

Попытайтесь! Постройте административный менеджмент, который проще пареной репы, и не парьтесь…