Желаю поведать две истории о тех, с кем же «можно идти в разведку» боем по рыночным нишам. Одна удачная, другая не очень. Начнем с не очень удачной.
Итак, мой неплохой знакомый, назовем его Алексей, решил, что настало время бросить формат freelance и заняться созданием проекта, но не в одиночку, а с партнером. Проекта под условным заглавием «Счастливая семья: от и до…», в каком он бы сконцентрировался на консалтинге и тренингах по вопросам сотворения, развития и упрочения семейных отношений, а партнер бы взялся за продвижение и менеджмент. Алексей – узнаваемый и удачный спец, неизменный эксперт по вопросам семьи и брака на федеральный телеканалах, создатель бестселлеров и иная, иная. На его взор, у проекта есть суровые шансы стать фаворитом в нише брачного и домашнего коучинга и практической психологии. И сейчас дело за малым, — нужно сделать команду и отыскать командира – директора с перспективой на партнерство.
В общем, отдал он объявление на НН и посыпались предложения о сотрудничестве. Из огромного количества вариантов, он решил тормознуть на… назовем ее Людмилой.
Что ему понравилось в Людмиле? Во-1-х, она была, что именуется, в теме. Ей за 40, разведенная, перечитала все престижные книжки и посетила, пожалуй, все мало-мальски известные тренинги на тему обретения женской силы и поисков обеспеченного супруга. Во вторых, он оценил ее предприимчивость и креативность. Сначала она зафрендилась с ним на ФБ, и за некоторое количество дней перелайкала огромное количество его постов, выдавая комплементарные комменты. А позже «случайно» нашла, что он отыскивает директора. Ну и, в конце концов, у Людмилы, по ее словам, был опыт сотворения «под ключ» SPA салонов, была своя компания, правда, в реальный момент «временно» прогоревшая. С учетом всего этого, Алексей решил, что у их есть шансы…
Они условились, что за ранее она проведет пробную акцию – организует его мастер-класс. Изложив план действий и примерный бюджет, она попросила большой аванс, «как уважающий себя профессионал». Понимая, что у нее сложное вещественное положение, он решил не заморачиваться договорами с гарантиями и критериями поэтапной сдачи работы, и выдал ей разыскиваемую сумму.
Начало было перспективным, она бодро рапортовала о договоренностях с «площадками» в ресторанах о бартерной аренде под акцию, о превосходных идеях для одностраничника-лендинга.
Настало время узреть 1-ые результаты. И, как досадно бы это не звучало, они его не вдохновили, страница была никакой… Алексей проверил свои чувства на знакомых и клиентках (возможная мотивированная аудитория мастер-класса), показав им сие творение, и их представления совпали: «отстой», не цепляет, текст плохо читается, охото сходу уйти со странички и пр. Он поделился этим с Людмилой. И здесь Алексея и его реципиентов обвинили во всех грехах – он привередлив, не осознает сущности SMM, девицы гламурные и тупые. Алексей все таки настаивал на корректировке странички. А еще попросил проработать возможность объединения усилий с турагенством, которое взялось за компанию психического тура в Израиль – обучение на тренинге + экскурсии по местам силы. В ответ получил яростную отповедь. Вот выдержка:
«…Оценив все за и против, я сделала вывод, что не имеет смысла далее продолжать работу, и перспектив я не вижу. То, что происходит — энергичная мастурбация без надежды на оргазм.

Если пробная акция не устроила в самом начале, когда решены все орг.вопросы и акция готова к запуску, если Ваши ожидания неадекватно ситуации завышены , нет гарантии, что устроит все предстоящее. Предстоящее и совсем будет Для вас неясно, а главное, еще более возбудит желание "облагораживать" и никак не будет содействовать нормальному финалу акции.
Времени для раскрутки уже нет, растягивать на месяцы это наслаждение я не хочет, а растрачивать время собственной жизни на спринтерские забеги, перерастающие в марафон, очень затратно. Словом, Вы не ferrari, а мы не шумахеры, перспектива убиться об столб ни меня, ни коллег не устраивает.
Вы пишите об объединении 2-ух разнородных товаров, в каких общее – только тема тренинга. В Вашем осознании это делается для оптимизации издержек. В нашем – это другое. В этом случае формула Два по стоимости Один не работает, это как и раньше Один и 1. Эта ситуация уже совершенно точно припоминает не тест-драйв, а очевидное внедрение по дешевке…»
Показательный прием «Ты повинет уж тем, что охото мне кушать» из арсенала прохиндеев, — конечно, заказчик повинет в том, что взыскателен и требователен, что не желает переплачивать. И за это он будет наказан – собственный аванс назад не получит. В конечном итоге, поняв, что проект не потянет, мастер-класс не соберет, Людмила «слилась». Оставив для себя средства, а Алексею расчеты о собственных трудозатратах по определенному ею же KPI, коды доступа к неготовой страничке, группам в соцсетях и телефоны тех, с кем она вела переговоры. В сухом остатке, итог ее бурной деятельности – нулевой…
И хотя его выбор оказался плохим, Алексей был доволен, что все обошлось «малой кровью», на старте, и еще раз удостоверился в полезности пробной акции и испытательного срока, как лакмусовой бумажки.
А сейчас удачная история.
После тренинга Леонида (пусть будет это имя) управляющий и собственник учебного центра (именуем Игорем) попросил задержаться для принципиального разговора. Дело в том, что этот центр специализировался на обучении бухгалтеров и финансистов, но временами там проводились коммуникационные тренинги, которые вел Леонид. Игорь предложил Леониду более тесноватый формат сотрудничества. Он желал сделать отдельное направление бизнес тренингов, выходящее за рамки денежной темы. Леониду было предложено войти в штат и стать ведущим тренером либо управляющим этого направления. Но с условием эксклюзива и full-time.
Замечу, что Леонид довольно известен на рынке, имеет известный бренд, с неплохой репутацией, и конкретно это было одной из обстоятельств предложения Игоря о тесноватом сотрудничестве. На тот момент он сообразил, что в старенькой нише не сумеет развить бизнес. И отследил, что конкретно сочетание в обучающих курсах денежной, коммуникативной и коучинговой составляющих имеет востребованность и перспективы. А сильный бренд спеца это отменная реклама всему проекту.
Но Леонид отказался: у него был целый пул центров, которые временами организовывали ему тренинги, были компании, которые его временами приглашали по «старой дружбе», ну и не был он уверен, что Игорь сумеет загрузить его работой и соответственной достойной оплатой. Но, самое главное, ему не хотелось работать «на дядю», были мысли о разработке собственного центра. Ну и если все пойдет отлично и направление разовьется, то главные плоды будет пожинать Игорь, а Леонид наслаждаться выделенной толикой наемного спеца. И если на старте роль Леонида будет велика, то позже его могут равномерно разбавить другими, более дешевенькими тренерами. В общем, смущало отсутствие гарантий, зависимость и чувство «чужого» проекта. Он готов был рисковать, «пахать», но на себя, тем паче, имелся хороший управленческий опыт и несколько собственных проектов, которые были закрыты по различным причинам.
Через некое время от Игоря опять поступило предложение. На этот раз это была должность заместителя директора центра с неплохой заработной платой и процентами от проведенных тренингов. Но Леонида это также не устроило. Тогда Игорь впрямую спросил, при каких критериях он воспримет его предложение. На что был ответ: только статус управляющего напарника.

Игорь взял паузу на неделю. Позже были переговоры, торг, паузы, снова переговоры. И в конце концов, Леониду было предложено стать партнером. В образовательном центре начался апдейт. В реальный момент стартап пройден удачно, и начинается шаг развития. Леонид и Игорь довольны друг другом…
И так как верный выбор напарника, тема животрепещущая для многих, давайте обозначим главные свойства и принципы его выбора. Что касается свойств, то он должен владеть компетентностью, профессионализмом, ответственностью, трудолюбием, упорством, надежностью, порядочностью, автономностью. Принципы выбора напарника по бизнесу могут быть последующими.

  1. Принцип доверия. Это должен быть испытанный на пробной акции человек либо рекомендован теми, чьему воззрению вы доверяете. По другому, как в случае с Людмилой, есть риск напороться на кипучего дилетанта либо афериста. Вобщем, время от времени и испытанные люди ведут себя как негодники. Но в данном случае риск ошибки все таки существенно меньше.
  2. Принцип добропорядочности. Как условие доверия, вы и ваш партнер должны быть настроены на честность и открытость по отношению друг к другу.
  3. Принцип дополнения. Вы умеете одно, партнер другое, и дополняете друг дружку по компетенциям, по человечьим качествам. Один – красивый стратег и коммуникатор, но нехороший устроитель и финансист, другой – отлично разбирается в денег и имеет бизнес хватку, но не умеет разговаривать с людьми. Один новичок, другой с огромным опытом. У вас имя, известность, репутация, у него структурированность, опыт внедрения мыслях, напористость, прагматизм. У вас идеи, у него средства.
  4. Принцип разграничения. Разграничение сфер и контроля, рассредотачивание ответственности. В данном случае вы не будете находить виновных, и растрачивать усилия на доказывание друг дружке собственного лидерства и компетентности.
  5. Принцип сопоставимости по ценностям, целям, интересам.
  6. Принцип симпатии. Для вас должно быть комфортабельно и приятно с этим человеком.
  7. Принцип драйва. Вы должны провоцировать друг дружку на трудовые подвиги.