Часть 2. Модель А
В первой части статьи мы разглядели историю этой соционической тетратомии, именуемой также «Квадрат» либо «Группы релаксации». Мы обрисовали наш 1-ый опыт по уточнению ее содержания.
В этой, 2-ой части статьи мы рассматриваем, что общего в моделях А типов, входящих в изучаемые малые группы (МГ), и описываем результаты последующих шагов опыта с этими МГ, но с другими составами испытуемых. Новые приобретенные результаты подтвердили преждевременное изготовленные (в первой части статьи) выводы. В статье также даны ответы на вопросы, которые были заданы участниками научного семинара по данной теме.
Статья будет полезна для социоников, управленцев и психологов.Теоретический анализ параметров малых групп «Стилей планирования».
На этом шаге мы проанализировали общие структурно-функциональные особенности моделей А типов по этим малым группам. Это оказалось не обычный задачей, но нам удалось отыскать то, что было общего в моделях А ТИМ-ов снутри каждой МГ.
Мы исходили из того, что различия в «стилях планирования» должны касаться различий в положении в модели А оптимальных и иррациональных функций и сначала места функции, как отвечающей за планы.
У оптимальных ТИМ-ов все акцептные функции (1, 3, 5, 7) рациональны (,,и) — восприятие целей контролируется разумом, фильтруется.
Все продуктивные функции (2, 4, 6, 8) иррациональны (,,и) — выбор способов вариативен, восприимчив к ситуации.

Это мы можем созидать на примере МГ Один и МГ 3.
МГ 1. «Этапное» планирование

и — функции в ценностных блоках (ЦБ) — ценность времени и силы (престижа).МГ 3. «Стабильное» планирование

и— функции в «ценностных блоках» (ЦБ) — ценность новых способностей и комфортабельной атмосферы.
Вот что написала А. Аугустинавичюте про вербальные (ценностные) и лаборные блоки:
«… горизонтальные блоки … можно разделять на … вербальные и лаборные блоки. Эго и CуперИд — вербальные, Ид СуперЭго — лаборные…
«Вербальные блоки» «озвучивают проблемы». Коллективные обсуждения и очень усмотрительная персональная активность, въедливое избегание ошибок. Все обсуждая и вышучивая, стараются различные ошибки испробовать на вербальном уровне. По Эго — так как о соответственных качествах интенсивно, сознательно и без помощи других мыслят, стремятся к совершенству и действуют только продуманно, с чувством личной ответственности и стопроцентно размеренной совестью. По СуперИд — так как о соответственных понятиях вообщем практически ничего не знают и не понимают, повсевременно ждут руководящих и разъясняющих положений и указаний. И по той причине внемлют что угодно, с полным осознанием, что только это в конце концов, может быть, выведет на путь настоящий и сформирует хотя бы временные установки. Дискуссируют каждый шаг и каждый поступок. В общем — полная свобода слова и обсуждений и большая предупредительность в поступках. Споры, дискуссии, нападки, претензии. Все это на уровне умственной игры либо помощи непонимающим…
«Лаборным блокам», напротив, присуща коллективная физическая, трудовая, чувственная и иная реализация по первой сигнальной системе. Коллективизм на самом деле, а не в дискуссии. С дискуссиями и шуточками — осторожно. Передается только беспристрастная информация, то, что удалось созидать либо слышать, без собственных комментариев: мне гласили, я читал… Действуют не обсуждая, только в процессе дела обмениваясь воззрениями…»

У иррациональных ТИМ-ов (МГ Два и МГ 4) все акцептные функции (1, 3, 5, 7) иррациональны (,,и) — потому восприятие целей вариативно, восприимчиво к ситуации.
Все продуктивные функции рациональны (,,и) — выбор способов контролируется разумом, фильтруется.МГ 2. «Свободное» планирование

и— функции в ценностных блоках —ценность новых способностей и комфортабельной атмосферы.МГ 4. «Вариантное» планирование

и— функции в ценностных блоках — ценность времени и силы (престижа).
Выводы из проведенного анализа моделей А ТИМов:

  • Для ТИМ-ов групп «стабильного» и «этапного» планирования (рационалов) принципиально принять решение по целям (что нередко приводит к принятию решения следовать только одной), а при выборе способов эффективна опора на восприимчивость к ситуации, вариативность и разнообразность (много способов). «Не мытьем, так катаньем!».
  • ТИМ-ы групп «свободного» и «вариантного» планирования (иррационалы) более открыты к новым способностям, к параллельному движению к нескольким целям, а способы определяется заблаговременно, и их придерживаются, чтоб не отвлекаться в процессе (прямо до сведения всего к одному способу). «За одно!».
  • Для ТИМ-ов групп «стабильного» и «свободного» планирования более действенным будет неторопливое (продуманное, «взвешенное»), планирование действий, проверенность и надежность подходов, тщательное прописывание деталей. Более адекватными будут те цели, что ориентированы на поиск и достижение новых способностей и формирование комфортабельной атмосферы.
  • Для ТИМ-ов групп «этапного» и «вариантного» планирования более адекватными будут те цели, что ведут к экономии времени и увеличению статуса. Им характерна решимость в достижении одной цели, при наибольшей вариативности применяемых способов, планирование своевременных (либо упреждающих) и силовых (либо выделяющих «крутизну») действий.

В итоге эти на теоретическом уровне приобретенные выводы мы приняли как рабочие догадки и на последующих шагах исследовательских работ подвергли экспериментальной проверке.Шаг 4. Продолжение исследовательских работ
3 сентября Две тыщи одиннадцать г. НИИ Соционики проводил обычный летний пикник на Клязьменском водохранилище. Как обычно в программку был включен маленький соционический тренинг. В сей раз мы пользовались открывшейся возможностью (подавляющее большая часть участников прошли определение ТИМ в НИИ Соционики), чтоб снова собрать из их «резонансные группы» и углубиться в животрепещущую для нас тему: малые группы «Стили планирования».
Участникам, разбитым на Четыре группы было дано задание, как и на прошлом опыте («Полет по контракту»).
Количество испытуемых в сей раз — 20 семь человек.

Итоговые презентации групп были записаны на видео. Тексты с видео сведены в таблицу 2.
Таблица 2. Фразы из выступлений участников.

Шаг 5. XXXI научный семинар НИИ Соционики: «Стили планирования»
На семинаре мы организовали очередной (3-ий по счету опыт по исследуемой тетратомии). В сей раз мы дали группам задание, хорошее от заданий на 2-ух прошлых испытаниях. (См. приложение 1)
И этот, 3-ий по счету опыт, проведенный с участниками семинара также внушительно и наглядно показал возможность (сейчас уже) прогнозирования различий подхода к планированию у обществ собранных из различных малых групп «Стилей планирования».
В связи с тем, что на семинаре присутствовало некое количество участников с ТИМ-ами, определенными вне стенок нашего института, «резонанс» типологических проявлений был не настолько броским, как на прошлых шагах, но данные, приобретенные на этом тренинге, снова совершенно точно подтвердили изготовленные преждевременное выводы.Стенограммы выступлений групп представлены в приложении 1.
Информативные вопросы-ответы с семинара
Вопрос из зала:Робеспьер, как я помню, относится к железобетонной группе, размеренной. У меня начальница — Робеспьер, она временами на меня этим очень очень давит, т.е. гласит «Делай вот так, заблаговременно все эти мелкие детали», а я «Давай я как-нибудь войду в ситуацию, позже сориентируюсь» и в ответ «Нет, это нужно заблаговременно продумать».
Как-то можно улучшить наш контакт, чтоб не было таких противоречий?
Татьяна Николаевна (ТН):Самое главное — уважать другую группу, ей так комфортно. Потому с ней лучше не спорить, а сказать «Вот в этом я уступаю». Начальство есть начальство, здесь ничего не поделаешь. Но можно при всем этом добавить «А вот эту вещь позволь мне сделать без помощи других!»… и обычно грамотное управление настроено на отслеживание результатов.
И обоюдная терпимость нужна: «стабильным» очень неуютно, когда всё течёт, плавает, а «свободному» очень неуютно от того, что всё очень предопределено.
А в целом присутствие в смешанных группах представителей всех «стилей планирования» дает участникам какое-то напряжение, какие-то «надо». Когда же собирается одна из «групп релаксации», то появляется полнейшая свобода.
Вопрос из зала:У меня вопрос по формированию корпоративной культуры: для того, чтоб всё было задействовано отлично, приносило осязаемый итог, необходимо соединять различные стили планирования?
ТН:Корпоративную культуру всегда строим под 1-ое лицо, того, кто замыслил эту компанию.
Кто её породил, у того в голове есть определённая форма невроза — и отражение этого невроза и есть корпоративная культура. По другому шизофрения, раздвоение.
Вопрос из зала:Как ведет взаимодействие этапное и свободное?
ТН:Можно сказать, что это две группы «беспечных», и соответственно они будут открыты к тому, что «по месту сориентируемся, упрёмся — разберёмся!». Но обязательно необходимо будет проявить терпимость к тому, что одни«рационалы», другие — «иррационалы». У одних есть цель, а другие совсем расслабленно без этой цели обходятся.
Вопрос из зала: У меня пример есть — как раз о «свободном» и «этапном». Практически сейчас это было: у моего управляющего появилась мысль. Я полученную от него задачку разбиваю на этапы, высылаю письмом. Я на данный момент понимаю, что у большинства моих коллег свободный стиль, и этапы мои соблюдаться не будут, но это планирование в моём стиле.
ТН: Для их это будут вехи, ориентиры.
Вот так и можно в жизни следить, обрисовывать примеры и идти далее. Я на некий конференции в Киеве гласила, что соционика — это «поле чудес»: где ни копни, там золото.
Вопрос из зала:Что будет, если представителю свободного стиля планирования дать управлять заводом по производству хлеба?
ТН: Он проявит свою наивысшую эффективность, когда не будет доставлено необходимое сырьё. Он обеспечит выпуск продукции неясно из чего, и это будет смачно, питательно и ещё более полезно, чем ранее. Вот возьмите тоже: самая непростая эра — после сталинская. Хрущёв — та же группа. Как он обустроил страну? Мы можем смеяться над Хрущёвым, но люди были подняты из подвалов, люди были накормленные, и вправду были продукты, и вправду цены снижали. Строилось сколько всего, и в космос полетели, а это послевоенное время! Если на данный момент представить — мозгом непостижимо. А всё это было.
Вопрос из зала: У меня на данный момент стоит задачка: большой проект. И здесь такая проблема встаёт: как соединять, чтоб всё было размеренно, и в то же время в каждом случае было бы найдено более действенное решение?
ТН: Поначалу дать свободу для того, чтоб эти идеи в принципе рождались, а позже, когда уже мысль оценена как достойная, тогда необходимо передавать другим группам, чтоб они это дело воплотили, продвинули и т.д.
Иррационалы — что-то новенькое увидеть, а рационалы — уже применить, чтоб это дело практиковать.
Ремарка из зала (от ЛИЭ):Я вот поглядел пристально у нас на работе на членов собственной группы. В некий момент, когда я входил в один кабинет, у нас там посиживали ЛСИ (Гк) и ЭСИ (Др), я после получил оборотную связь сотрудницы — ты когда туда заходишь, там работа прекращается, у всех не плохое настроение и вы начинаете…Я думаю, я сам управляющий… переживаю за фирму…и сам же допускал такое. До сего времени я не осознавал, почему так выходит, а сейчас я смотрю — да,как заходишь, там работа прекращается и начинается отдых.
Вопрос из зала: Если мы собираемся квадрой, и какого-то типа нет, то он достраивается, как в этих группах, чтоб почувствовать?
ТН: И троих довольно, чтоб пошел «расслабон».От наблюдений за «резонансной группой» к типологическим особенностям ТИМ-а
Подсчет соотношений зарегистрированных в группах маркеров соционических качеств (11/2 и 1/1, 1/6 и 2/10, 2/9 и 1/6, 6/1 и 8/2) показал, что в «резонансной группе» в определенных ситуациях проявление типологических особенностей происходит очень ярко, контрастно.
Следует ли из этого, что хоть какой человек из этой же группы, но в одиночестве в таковой ситуации будет вести себя похожим образом? Наши наблюдения демонстрируют: не непременно и не хоть какой. Но наблюдаемые групповые феномены, разумеется, имеют базу в психике участников этих групп.
И что очень принципиально, даже групповой резонанс не показал результаты 100%/0%. Тем паче ни одна раздельно взятая реакция в поведении определенного человека, тем паче проявленная единожды не может гарантированно указать на наличие той либо другой его типологической особенности. Для получения надежного определения ТИМа нужно наблюдение целого комплекса проявленных реакций, включающего неоднократную фиксацию нескольких при этом различных маркеров по каждой типологической особенности.
Выводы
Сформированные для второго опыта группы предсказуемо (из теоретических моделей А типов и теории признаков Аугустинавичюте-Рейнина) и ярко показали свои типологические особенности (в итоге выполнения 1-го и такого же задания).
Потому мы можем утверждать, что в итоге проведения повторного опыта:

  • хорошо и мастерски мы подготовили, провели, а потом и удачно повторили экспериментальное исследование, за ранее с высочайшей степенью надежности определив соционические типы участников;
  • совсем справедливо и обусловлено соотнесли известные подходы современной практики планирования в экономике с типологическими особенностями 4 соционических малых «групп релаксации»;
  • правильно избрали наименования всех 4 входящих в тетратомию малых групп согласно их смыслу и содержанию;
  • можем констатировать, что приобретенные смысл и содержание МГ стопроцентно соответствуют выводам, последующим из проведенного анализа моделей А ТИМов и 3-х составляющих тетратомию признаков Аугустинавичюте-Рейнина.

Приложение 1. Материалы с тренинга, проведенного на XXXI научном семинаре НИИ Соционики
Всех участников семинара разбили на Четыре группы. Это прошло очень стремительно, так как подавляющее большая часть участников уже проходило определение ТИМа в НИИ Соционики.
ТН: Всем участникам: рассаживаемся на Четыре группы: «Решительные» сюда, а «Рассудительные» сюда. А сейчас в каждой из ваших групп — «Беспечные» на задние ряды, а «Предусмотрительные» на фронтальные.
Один человек тормознул в колебаниях.
ТН: А Вы не понимаете, кто Вы по типу? Можно тогда предложить Для вас сесть в эту группу? (Предложение основывалось на итоге экспресс-диагностики).
Сейчас, когда все на собственных местах задание:
У каждой из 4 групп есть своя компания. У Вас есть цель: вывести компанию на новый уровень. Ваша задачка за 10 минут составить план развития этой компании и потом от каждой команды поведать, что выдумали.
Результаты тренинга
В таблице 5 представлены набранные с диктофона презентации всех 4 групп «стилей планирования».
Таблица 5. Тексты презентаций групп, участвовавших в тренинге на научном семинаре

Анализ результатов:
Невзирая на то, что группы были разбавлены участниками с непроверенными нами ТИМ-ами, из подсчета маркеров прозвучавших качеств мы можем констатировать реальное разделение предпочтений в планировании у различных групп. Разумеется очевидное доминирование:
ив текстах МГ 1 и МГ 4
и соответственно
и в текстах МГ 2 и МГ 3
Что соответствует прогнозам теории модельного подхода.
Отлично были видны признаки «рациональность/иррациональность», «беспечность-предусмотрительность» и «рассудительность-решительность». Их разбор приведен ниже в текстах обсуждения результатов тренинга.Обсуждение результатов тренинга конкретно на семинаре
По группе «этапного планирования» (МГ 1)
ТН: Когда журнальчик организовали — это цель, проект («рациональность»). И есть свободное плавание легкая ориентация в ближнем пространстве («беспечность»: был дамский журнальчик, означает детскую вкладку туда). Внезапно появились западные звёзды. Т.е. в неожиданностях, невзирая на рациональность, группа ориентируется очень отлично. Есть общий проект, а ближнее мы меняем, как это просит время, ситуация.
Как характерно «решительным» были отлично проработаны вопросы стиля, и крутизны.
Виктор Григорьевич (ВГ): «… из обыденного журнальчика — интернет-журнал», «интернет-портал», «посылать персонал в зарубежные крутые командировки», «журнал будет спонсировать праздники» и т.д.
ТН: Еще про «беспечность»: запамятовали озвучить заглавие и «… не пришли к одному мнению».
Нередко молвят, что «рационал» — это тот, у кого всё запланировано заблаговременно. Видите, группа «рационалов»разделилась на две: у «предусмотрительных» вправду всё было заблаговременно распланировано. А у «беспечных рационалов» — основной проект есть, а мелочи по ходу решаются.
Это очень отлично видно на примере вида «Гамлета» как миссионера: он знает, что его основная миссия — он едет обращать неправоверных в правильную веру, а как там будет на месте, когда его будут съедать либо спаливать, либо шкуру сдирать, там он на месте поглядит.
ВГ: Проявилась также и ценность времени («решительность»): сделали мобильное приложение, доступное отовсюду, не выходя.
ТН: А откуда не выходя — на месте разберёмся.
По группе «вариантного планирования» (МГ 4)
Олег Владимиров (ОВ): Две цели: Макдональдс, как одна мысль для плановой поставки кадров. И 2-ая мысль — внедрение по всему миру.
ВГ: И как «предусмотрительные» —озвучена разработка подготовки. Практически инкубатора.
ТН: У «предусмотрительных рационалов» — аккуратная подготовка всего от начала до конца. В «вариантном планировании» такое же внимание к подготовке, но за счет иррациональности обычно готовится не один вариант, а несколько.
ВГ: И направьте внимание, в теме сотворения «инкубатора» не было сказано ни слова о комфорте, удобстве.
ТН: И это очень типично. Мы нередко слышим от представителей этой группы про отдых —«бегом» — для чего бегом? куда бегом? — в гору бегом! Отдыхать? — Это в горы, по горам. Утомились? А мы ещё марш-бросок км 5, но зато увидим такие красы природы!».
Но не многим охото бегом: «Мы же ещё тут не доделали», «дайте подождать, нужно оглядеться» При содействии представители других групп чувствуют дискомфорт.
По группе «свободного планирования» (МГ 2)
Из зала: А вот вопрос как раз к нашей тяге к импровизации. А нередко со стороны как раз звучит должен… И я задумывался это со мной что-то не так — я же вытерпеть этого не могу. И что делать?
ТН: «Беспечные-иррационалы» нередко очень осуждаемы снаружи, так как представители конкретно этой группы позволяют для себя наивысшую свободу «А вдруг я захочу? А вдруг у меня настроение? А вдруг мне шлея попадёт …?» и потому то они набирают с собой в отпуск целый чемодан «Что это я не возьму? А вдруг мне там понадобится…». Не употребляют более половины вещей, которые брали, так как «не захотелось, не срослось…, ну и ладно». Сколько раз их осуждали за это другие люди?! Сколько раз они ощущали себя не такими, не готовыми. Да, естественно, это страшно, если Вы озвучите начальству таковой собственный подход к решению намеченной цели, тем паче, если оно не из той же группы. Здесь нужно находить компромисс. Ведь если проследить по фактам, у этой группы «как-нибудь», но реально выходит: «А я в Европу так ездила. Ездила на машине на собственной. Мы выезжали из Берлина бронировали гостиницу в Амстердаме. Приехали туда, нам там вообщем не понравилось, и мы уехали в Бельгию, в Брюссель, просто так вообщем. Зато мы использовали различные способности, побывали и там и там».
Из зала: А какая-то точка опоры у этого типа есть? Что же это все-таки за точка опоры?
ТН: Чувства.
Из зала: А вот создание стресса — это как инструмент может быть?
ТН: Если это снаружи, то обойдется очень дорогой ценой. Лучше, чтоб они сами себе его использовали. Так фактически и употребляют: дотягивают, дотягивают до последнего, а позже схватываются «Ай-ай-ай, как так?» И здесь и начинают делать, и в итоге могут выдать шедевры.
И не отыскиваете правила для этой группы. Довольно легко сказать «герой». Есть образ. И образы работают очень отлично. Помните, в корпоративной культуре, там ведь не только лишь правила, не только лишь традиции. Там есть герои организации, там есть опознавательные знаки какие-то.
Позже что ещё? Опора на творчество и опора на комфорт.
Что, к примеру неплохого для служащих в нашей компании — возможность обучения и фрукты.
Ведь наличие фруктов тоже может быть элементом корпоративной культуры. И, естественно, если на данный момент высадить пиарщика, для сотворения стиля, он произнесет, что тут хлопочут о здоровье служащих, что будет правда. Тут хлопочут об их работоспособности. Мне же такие слова в голову не придут! Они для меня очень умные. Я просто знаю, что детки должны есть фрукты, чтоб отлично обучаться, и отлично развиваться, и становиться тренерами массивными. Супер-пупер лучше всех.
По группе «стабильного планирования» (МГ 3)
ТН: То, что нам предложила группа, которая организовывала школу — как раз это группа процессного либо «стабильного планирования».
ВГ: «Есть идеологический вдохновитель», «Все проходят школу», «Для начала всех типируем, включая нянечек», «Я как директор без этого не беру», «Если они желают попасть в мою элитную школу — типируем», «рассаживаем по «квадрам», в каждую «квадру» учителя, чтоб малыши могли не только лишь слушать, да и слышать».
ОВ: «Им комфортабельно, им отлично, соответственно увеличивается уровень поступления в Университеты, средства идут, предки довольны» — всё чётко прописано.
ТН: Как «рационалы» — чёткая цель, к ней — поочередно шаг за шагом. Как «рассудительные» — чтоб детям комфортабельно, преподавателям комфортабельно, предки довольны. И как «предусмотрительные» — всё заблаговременно обмыслено, конкретно все тонкости схвачены уже заблаговременно, чтоб не столкнуться с неожиданностью. «Стабильное планирование» даёт размеренный итог. И когда мы говорим о планировании, и всем охото размеренного результата — и тогда привлекайте представителей конкретно этой группы, так как другие для вас размеренного результата не дадут.
Организация рабочих мест — это «Штирлиц». Что касается популярных мероприятий — это «Гюго».
Из зала: А почему не готовы к неожиданностям? Вроде «чёрная интуиция» на месте.ТН: А так как один вариант развития. Если на него тратится столько усилий, то на другие не хватает. Одно дело в фокусе внимания.
Константин Глухарев (КГ): Желал бы добавить, что такая рациональная организация вероятна исключительно в довольно размеренной среде, где нет потрясений, нет резких конфигураций, есть время тихо поразмыслить. Есть некоторые эталоны.
ТН: Представляете, министр образования сменился и всё — будем учить по-другому.Обратная сторона: нивелируется, понижается значимость определенного исполнителя, выбирается тот, который больше подходит под текущую ситуацию и подпиливается под нее.