В наше время мысль конкуренции является бесспорной теоремой, уже «естественным законом» жизни как вегетативного, животного, так и общественного мира. В высших учебных заведениях рассматриваются способы и методы ведения конкурентноспособной борьбы, фавориты в какой получают право на жизнь, так как оказались посильнее в этом «естественном отборе».
Но во всей этой конкурентноспособной концепции есть много противоречивых, а время от времени странноватых аспектов. Во-1-х, если конкурентность является естественным законом жизни социума, тогда для чего создавать разные социальные организации по ее поддержанию (к примеру, федеральные антимонопольные службы), ведь удивительно создавать комитеты по поддержанию деяния закона тяготения. Закон беспристрастен, другими словами существует независимо от воли и желания человека. И если все-же есть необходимость в разработке особых служб по поддержанию конкуренции, то это только подтверждает искусственный нрав этого «естественного» закона.
Во-2-х, мысль конкуренции (как и неважно какая другая) тогда станет пользующейся популярностью, когда пообещает народу некоторые блага. В учебниках говорится, что монопольное положение компании на рынке позволяет ей диктовать свои условия реализации продукции и услуг, а потенциальные потребители не имея кандидатуры, находятся в кабале. И если повредить монополизм, создав конкурентноспособные условия, компании в борьбе за потенциального потребителя будут снижать цена собственной продукции и услуг. Как бы правильно, если опираться на линейную логику, но жизнь развивается по другим принципам, которые в особенности просто проследить в наше время разрушения монополий. К примеру, последняя «реформа» РАО ЕЭС Рф, делает конкурентноспособные условия, которые, по логике американских идеологов конкуренции, должны понизить цена кВт-часа электроэнергии. Но все аналитики, как будто сговорившись, спорят только о размерах роста цены этого кВт-часа.
В-3-х, теоретические «блага» конкуренции для потребителя состоят также в том, что она вынуждает бизнесменов с целью захвата большей толики рынка и увеличения рентабельности собственного бизнеса увеличивать качество собственной продукции и услуг, снижать стоимость, улучшить бизнес-процессы, улучшать систему управления, увеличивать зарплату персоналу для вербования на свои предприятия более обученных служащих и т.п. За практически двадцатилетие конкурентноспособной борьбы хотелось бы пользоваться хотя бы одним плодом с «древа конкуренции». Бизнесменам намного прибыльнее нанять киллера для соперника, чем улучшить собственный бизнес.
И, в конце концов, раз конкурентность такое благое начинание, для чего же биться с соперниками и учить пути и способы ведения конкурентноспособной борьбы, увеличивать входные барьеры и т.д. Раз наличие соперников является нужным условием развития компании, тогда необходимо учить пути сотрудничества, взаимопомощи, так как менеджер просто должен использовать хоть какой ресурс для развития собственной компании, тем паче таковой мощнейший.
Для того, чтоб разобраться в этих хитросплетениях необходимо ответить на два вопроса: «Является ли конкурентность беспристрастным естественным законом?» и если нет, то «Кто и для чего ее выдумал?».
В данной статье рассматривается конкурентность в социуме, но соц мир является элементом целостности, а не каким-то обособленно имеющимся куском, потому мы вправе представить, что законы общественного мира подобны законам духовного, животного и растительного миров. И если мы найдем конкурентнсть в этих мирах, то автоматом можно признать факт ее существования в соц мире1.
Начнем с растительного королевства. Каждый школьник по рисунку в учебнике знает, что огромное дерево перехватывает солнечную энергию, энергию воды и т.п., потому чахлое засохшее дерево, попытавшееся вырасти рядом с огромным, обречено на погибель как проигравшее борьбу в этом жестоком естественном отборе. Это разумеется лишь на картинке в учебнике, лес имеет свою сеть коммуникаций, при помощи которой меж растениями происходит обмен информацией, а время от времени и едой. Для общения употребляется грибок «микориза», который вырастает на волокнах корней (исследования английских и канадских ученых). При помощи микоризы осуществляется даже перенос питательных веществ, при этом деревья, у каких интенсивней идет процесс фотосинтеза отдают «излишки» деревьям, у каких процесс фотосинтеза идет медлительнее. Лес — взаимосвязанная равновесная система. Выяснилось, что для удачного роста юных деревьев взрослые уступают им некие нужные источники роста. Наличием сети разъясняется факт симбиоза деревьев и грибов. Это открытие меняет образ леса, как места тихой борьбы, где любая былинка живет собственной своей жизнью, повсевременно покушаясь отнять у соседа часть воды, света и воздуха. Таким макаром, заместо «борьбы за выживание», которая представлялась Дарвину одной из движущих сил эволюции, в мире растений царствует гармония, основанная на кооперации самостоятельных единиц.

Волк, поедающий зайца; лиса, утащившая курицу; лев, защищающий свою местность, — это примеры конкуренции в животном мире, так же как и человек, поедающий бекон либо сохраняющий свое личное место?
От животных мы ожидаем «главным образом эгоистической мотивации поведения в интересах воспроизводства» (особый выпуск «Загадка альтруизма» французского журнальчика «Science et avenir» ноябрь Две тыщи семь года), но животные показывают сотрудничество и взаимопомощь, при этом связанные не только лишь с необходимостью воспроизводства, да и потребностью в еде и защите от угрозы. Не останавливаясь на примерах внутривидовой взаимопомощи, приведем примеры межвидовой солидарности: кенийская львица по кличке Камуняк прославилась тем, что пару раз «усыновляла» детенышей-антилоп; тигрята, вскормленные таксой либо лабрадором; пантера, усыновившая детеныша убитого ею павиана; охотничья собака, спасшая бельчонка; волки, вскормившие Маугли и т.п. В племенах больших обезьян практикуется коллективная процедура вычесывания вшей; рыба губан-чистильщик, живущая в коралловых рифах Индийского и Тихого океанов, помогает большим рыбам избавиться от паразитов; служебные собаки, нередко рискующие собственной жизнью, защищая собственного владельца — это исключение из закона «естественного отбора» либо отражение тех качеств жизни животного мира, которые мы не замечаем из-за тенденциозной интерпретации событий? Заяц не соперничает с волком за право быть волком, орел не соперничает с голубем за хлебные крошки, акула не соперничает с орлом за право летать. Если мы поглядим на животный мир здравым разумом, то увидим много нового. Более того, нет смысла именовать каждое столкновение конкуренций: столкновение лба со старенькой граблей не конкурентность, а ритуальное приветствие старенькой знакомой.
Есть ли конкурентность в духовном мире? Приведем цитату Николая Сербского: «Борьба за жизнь. Не поддавайся всераспространенной иллюзии, которую именуют «борьбой за жизнь». Ибо это выражение имеет смысл только в этом случае, когда значит «борьбу за Бога»; во всех других случаях оно глупо. Для того, кто отыскал свою жизнь в Боге, нет никакой борьбы за жизнь. Бог не ведет никакой борьбы ни с кем. Само присутствие Бога является победой. Борьба за жизнь, просто говоря, значит борьбу за как можно более длительное существование тела тут, на земле. И это, как следует, борьба не за жизнь, а за тело. Иллюзорность такового девиза явна уже так как люди, не знавшие о нем, жили на земле телесно не меньше и не горестнее принявших его. Как раз напротив. Жизнь не завоевывается, жизнь по хорошей воле дается Дарителем жизни. Кто жизнь завоевывает, у того жизнь отнимается. Представь для себя, что горшки, заполненные маслом, начнут вести войну меж собой за то, кому сохраниться, а кому пропасть. Что сделает горшечник? Поначалу выльет из горшков масло, так как масло дороже горшка, потом некое время понаблюдает за забавнй борьбой пустых горшков и в конце концов побьет их все и сделает новые. У тех, кто ведет борьбу за жизнь, не думая о Боге как Источнике жизни, Бог отбирает свою жизнь и оставляет их, как пустые горшки». Если жизнь всему дается Богом, то так как в духовном мире конкуренции нет, то и в мирах производных её быть не может. Её нет в людском социуме, нет в мире животном и вегетативном.
Вне зависимости от того, какой теории происхождения человека и общества вы придерживаетесь — эволюционно (происхождение человека от чего-то, находящегося ниже человека по эволюционной лестнице) либо креационистской (происхождение человека от созданий, находящихся выше его по эволюционному развитию) — и в первом и во 2-м источнике жизни человека и социума конкуренции нет. Тогда откуда же ей взяться в социуме?
Кто и для чего выдумал конкурентнсть? Если представить, что каждый человек уникален, то следствием является наличие персональной личной цели у каждого, в данном случае столкновение нереально. Для того чтоб сделать условия для конкуренции меж людьми необходимо убить идею уникальности и неповторимости каждого мыслью равенства и поставить всем одну цель (к примеру, вещественное достояние). Так как вещественное достояние ограничено, а претендентов много, столкновение гарантировано. «Не может быть утверждения более несуразного и поболее вредного для населения земли, как то, что все люди равны»,Генри Форд.
Мысль конкуренции — продукт материалистического (читай, слепого) мышления. В природе никакой конкуренции нет, не было и быть не может только по той причине, что любая вещь в естественной иерархии занимает отведенное ей Богом место. Конкурентность в людском обществе — это рвение потерявшего себя в естественной иерархии человека занять чье-то место: мужик не соперничает с дамой за право рождать, отец не соперничает с отпрыском за право быть его папой, начальник не соперничает с подчиненным за право управлять. Нет смысла «конкурировать» за то место, для которого ты сотворен, никчемно соперничать за то место, которое ты хочешь: даже в случае фуррора, сил для того, чтоб удержаться в нем, не хватит. Мысль конкуренции — это метод организации соц войн и нарушения порядка.
Мысль конкуренции — это один из современных методов реализации старой стратегии «разделяй и властвуй», потому и создатель тот же. Для чего популяризирована мысль конкуренции тоже легко осознать, — это, как ни феноминально звучит, метод устранения соперников. Конкурентноспособная борьба, как и война, очень не дешевое мероприятие, потому компании, принявшие идею конкуренции, обрекают себя на ликвидацию. Вот поэтому никто не соперничает, а нередко сводят весь набор способов конкурентноспособной борьбы к выяснению цены на аналогичную продукцию и т.п. 3-ий принцип производства Генри Форда говорит: «Не обращай внимания на конкурентнсть. Пусть работает тот, кто лучше совладевает с делом. Попытка расстроить чьи-либо делагрех, ибо она значит попытку расстроить в погоне занаживой жизнь другого человека и установить взамен здравого смысла господство силы».
И, в заключении, охото напомнить старый славянский принцип наведения порядка и сохранения жизни в контру стратегии «разделяй и властвуй»—«объединяй и царствуй»! А это уже монополия, но ни однамонополия не может служить личным интересам.
1 Слово «конкуренция» вышло от лат. cоncurrencia, что значит «сталкиваться».